Из Петербурга пришло известие, которое в зависимости от развитии ситуации, может порадовать, или огорчить российских футбольных болельщиков. Дело в том, что в связи с ситуацией, сложившейся при строительстве футбольного стадиона в западной части Крестовского острова, Правительством Санкт-Петербурга принято решение о расторжении госконтрактов с генеральной подрядной организацией. Таким образом стадион "Зенит-Арена", строящийся уже 11 лет, вполне реально может сменить подрядчиков буквально накануне Чемпионата Мира по футболу 2018.
В аппарате вице-губернатора северной столицы подчеркнули, что поведение генподрядчика ставило под угрозу срыва ввод в эксплуатацию арены в установленные сроки. На заседании Штаба по строительству стадиона были изложены причины, по которым город меняет генподрядчика на объекте. Пресс-служба вице-губернатора Игоря Албина предоставила документ редакции журнала «ЭкоГрад». Итак,
1. С 2008 года строительство стадиона осуществляет «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», входившая в состав группы компаний «Базовый элемент». Сумма контракта семь лет назад, на момент заключения составляла 13 млрд рублей. После неоднократной корректировки проекта в силу разных причин, включая требования Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), стоимость строительства стадиона в 2013 году составила 34,9 млрд рублей. В июне 2016 г. по инициативе корпорации, приняты решения об индексации стоимости работ «в связи с инфляционными процессами и изменением курса валют, а также решений по учету дополнительных работ», финансирование стройки дополнительно увеличено еще на 4,3 млрд рублей (индексирование стоимости оставшихся работ – 1,3 млрд рублей; оплата дополнительных работ – 3 млрд рублей). По просьбе корпорации принято решение о 100-процентном авансировании объекта в 2016 году в размере 2 млрд рублей. Это позволяет завершить и оплатить в полном объеме работы по завершению строительства стадиона и имеет отражение в бюджете Санкт-Петербурга на 2016 г. Лимит финансирования объекта, обеспечивающий полное завершение строительства, составляет 11 млрд рублей. В соответствии с государственными контрактами все работы, включая пусконаладочные, должны быть завершены на строящемся футбольном стадионе в срок до 15 декабря 2016 года.
2. В адрес Правительства Санкт-Петербурга 12.07.2016 поступило обращение «Инжиниринговой корпорации «Трансстрой», в котором говорится о «регрессе на строительной площадке» и «отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике» проекта. Это означает, что генеральным подрядчиком в очередной раз поставлен вопрос о дополнительном финансировании строительства стадиона. Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей (соответствующие документы заказчиком направлены в правоохранительные органы).
3. На протяжении всего периода строительства корпорация «Трансстрой» получала беспрецедентные преференции по авансированию проекта. Для поддержания платежного баланса генподрядчика заказчик неоднократно предоставлял авансы, на сумму более 5 млрд рублей. Неотработанные авансы по состоянию на 14.07.2016 составляют 3,603 млрд рублей. Несмотря на то, что авансирование работ производилось с момента подписания контрактов и сумма аванса не снижалась менее 2,2 млрд руб., генподрядчиком в 2013-2014 гг. привлечены кредиты общей суммой 3,460 млрд рублей, на обслуживание которых уже направлено 770 млн рублей, и до конца 2016 года затраты на эти цели могут составить еще 240 млн рублей из бюджета объекта.
4. Производственная программа генподрядной организации на стадионе в 2016 году составляет 5,5 млрд рублей, фактическое выполнение – 1,2 млрд рублей, причем собственными силами генеральный подрядчик выполнил работы на сумму всего 295 млн рублей. Генподрядчик дискредитировал себя, не выполняя обязательства по госконтракту и всячески затягивая принятие необходимых производственных и управленческих решений. Хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов. Генподрядчик по непонятным причинам более трех месяцев не может представить заказчику банковскую гарантию для получения очередного аванса. Оплата выполненных работ заказчиком производится своевременно (в течение 10 дней). В условиях низкого кассового исполнения генподрядчик при оплате работ, выполняемых субподрядными организациями, удерживает вознаграждение генподрядчика от 7 до 23%, а также практикует гарантийные удержания – до 12% и дисконтирование цены на материалы, работы, услуги субподрядных организаций.
5. Вся проектная документация выдана генеральному подрядчику в полном объеме и позволяет производить работы в сроки, установленные государственными контрактами. Производимое в настоящее время внесение изменений в проектную документацию обусловлено необходимостью учета изменившихся требований специальных служб (МЧС, ФСО и др.), а также соблюдения особого режима охраны на стадионе, введенного в соответствии с требованиями к объектам спорта, предназначенным для проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2015 № 485. Вышеуказанные изменения в проектную документацию не связаны с ранее выданными проектными решениями и не влияют на возможность производства работ. Многие решения уже реализованы на объекте путем утверждения авторских листов, в соответствии с запросами генподрядчика. Дополнительные объемы работы технически согласованы. Экспертиза требуется для утверждения дополнительных работ, измененных технических решений и последующего утверждения сметной стоимости (с целью обоснования дополнительного финансирования). Генподрядчик не обеспечил приобретение необходимого оборудования и материалов для своевременного окончания работ. С учетом сжатых сроков завершения строительства необходима мобилизация трудовых ресурсов на строительной площадке, численность рабочих в июле 2016 года должна составлять около 3 тысяч человек, однако, на площадке присутствуют не более 1200 рабочих, не обеспечена работа в двухсменном режиме. Отставание от графика производства работ по отдельным видам составляет более трех месяцев.
6. В соответствии с условиями госконтракта бремя содержания объекта до момента получения заключения о соответствии и ввода в эксплуатацию лежит на генподрядчике, однако генподрядчик игнорирует данные обязательства.
7. По поручению Губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко для оперативного решения вопросов создан Штаб, заседания которого проводятся ежедневно. Заказчиком за каждой отметкой на объекте закреплен куратор, который обеспечивает представление актуальной информации о состоянии дел (наличие рабочей и исполнительной документации, численность рабочих, виды выполняемых работ, наличие необходимых материалов и оборудования, визуализация информации, противопожарные мероприятия, контроль за уборкой строительного мусора и т.д.). Таким образом, заказчик фактически подменяет все технические службы генподрядчика, у которого нет ни одного полноценного органа, способного обеспечить управление работами (отсутствует полноценная служба главного инженера, производственно-технический отдел и пр.). Но Штаб не может и не должен полностью подменить генподрядчика.
8. В связи с необеспечением генподрядчиком необходимого уровня управления и финансирования заказчик был вынужден привлечь на объект компетентных специалистов из профильных городских организаций, вплоть до заместителей руководителей комитетов и государственных предприятий. Усилиями привлеченных специалистов обеспечено завершение работ на внешних инженерных сетях, благоустройство территории стадиона, включая асфальтирование и озеленение строго в соответствии с проектом, работы на монтаже кровли и внутренних инженерных систем. Организована комплексная поставка оборудования и материалов на объект на сумму 3,5 млрд рублей с отсрочкой платежа. Однако договоры с организациями не согласованы советом директоров генподрядчика, что препятствует своевременному финансированию, поставке и монтажу технологического оборудования, необходимого для ввода в эксплуатацию стадиона (на сумму более 3 млрд рублей).
9. В адрес Правительства Санкт-Петербурга 06.07.2016 поступила телеграмма за подписью председателя наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент» О.В. Дерипаски о том, что ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» не входит в группу «Базовый элемент». Правительству Санкт-Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном, капиталоемком объекте, финансируемом в остаточной стоимости более чем на 11 млрд рублей за счет средств городской казны. Являясь держателем многомиллиардного госконтракта, руководство корпорации «Трансстрой» не нашло времени и возможности для общения с Правительством Санкт-Петербурга по вопросам строительства стадиона.
Проведенный с учетом вышеперечисленных фактов анализ деятельности генподрядчика, его финансового состояния и уровня организации работ на строительстве, вынуждает сделать вывод об отсутствии у ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и АО «Корпорация «Трансстрой» потенциала для своевременного, в соответствии с установленными требованиями ввода в эксплуатацию футбольного стадиона на Крестовском острове. Представляется, что проблемы платежеспособности генподрядчика связаны с неэффективным финансовым менеджментом и необоснованным отвлечением средств с объекта.
Вице-губернатор Игорь Албин так прокомментировал принятое решение: «В течение последнего года все требования генерального подрядчика компании «Трансстрой» сводились к трем основным идеям: «мы не успеваем построить стадион в срок», «дайте еще денег» и «не надо нас контролировать». В июне 2016 года законодательной и исполнительной властью Санкт-Петербурга было принято сложное решение об очередной индексации сметной стоимости строящегося объекта на 4,3 млрд рублей. Действующие государственные контракты в 2013 году были составлены таким образом, что защищали интересы исключительно генерального подрядчика. Дополнительные финансы требуют разработки и подписания соглашений к контрактам, и Комитет по строительству предложил в уточненной редакции госконтракта усилить ответственность генерального подрядчика за срыв ежемесячной производственной программы, финансовую ответственность генподрядчика и требовал оперативного принятия управленческих решений. Однако компания отказалась от подписания более жестких обязательств по государственному контракту. Учитывая сжаты сроки завершения работ на объекте, на фоне низких темпов производства работ, крайне низкой динамики освоения лимитов финансирования, отсутствие надлежащей и оперативной реакции на предписания заказчика, неоправданную волокиту при принятии управленческих, технических и производственных решений, низкую мобилизацию трудовых ресурсов и низкую культуру производства, плохое качество работ и понимая, что подобная линия поведения ставит под угрозу срыва ввод в эксплуатацию стадиона в сроки, определенные руководством города и страны, принято сложное, но единственно возможное в этой ситуации решение о досрочном расторжении государственных контрактов с ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и АО «Корпорация «Трансстрой».
Соответствующие уведомления направлены в адрес генподрядчика. Ответственным должностным лицом по передаче незавершенного объекта капитального строительства со стороны города назначен глава Комитета по строительству Сергей Морозов, которому поручено сформировать комиссию по приемке – передаче объекта, а также инженерной, технической и финансовой документации. Мы обратились к компании «Транстрой» с требованием проявить ответственную гражданскую позицию и не препятствовать заказчику и органам власти в работе на объекте. Правительство Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти и городские предприятия сделают все возможное для своевременного ввода в эксплуатацию стадиона на Крестовском острове, в срок, установленный Губернатором Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург будет готов к Кубку конфедераций 2017 года и Чемпионату мира по футболу 2018 года». Конец цитаты.
Накануне, была небольшая буза - на стройплощадке на Крестовском острове прошел стихийный митинг рабочих, протестовавших против задержки зарплаты. В "Инжтрансстрое" это назвали попыткой рейдерского захвата.
В администрации Санкт-Петербурга несколько иной взгляд на ситуацию, которую удалось взять под контроль только после прибытия полиции, представителей прокуратуры и городских властей. По словам вице-губернатора Игоря Албина, ее спровоцировали действия, а точнее - бездействия генеральной подрядной организации. "Инцидент исчерпан, люди обязательно получат заработанные деньги", - пообещал он, покидая объект.
Ситуация со сменой генподрядчика строительства футбольного стадиона в Питере достигла своего апогея. Генеральный директор «Инжтрансстроя-Спб» Виталий Лазуткин сообщил, «нам вручили уведомление о расторжении со сроком в десять дней на исполнение. Сейчас мы готовим свою позицию: юридическую и т.д. Она будет озвучена в понедельник 18 июля. До этого дня больше никаких комментариев давать не будем.» Конец цитаты.
Понятно, что ситуация достигла нынешнего накала не в одночасье. И при этом выясняется, что, компания «Инжтрансстрой-СПб», входящая в корпорацию «Трансстрой», до конца надеются, что федеральные власти подключатся к конфликту. В «Инжтрансстрое» весьма артикулировано подчеркивают, что замена генподрядчика на этапе 85%-й готовности стадиона, притом что строительство необходимо завершить за 11 месяцев до старта Кубка конфедераций в июне 2017 г., фактически невозможна. Генподрядчик приводит самые убедительные, на его взгляд, доказательства своей правоты. Мол, на крыше стадиона начался монтаж уникального светопрозрачного покрытия. Перезаключение госконтракта, передача документации и стройплощадки отодвинут сроки сдачи стадиона не меньше чем на полгода. И что, только одна конкретная компания в состоянии закончить дело в срок, как о было оговорено? «Незаменимых у нас нет» - это изречение придумал не я. Но как же многим хочется стать именно таким незаменимым.
Не обошлось тут и без министра спорта и главы Российского футбольного союза, нашего, с Вами, Виталия Мутко. Его прежняя позиция по конфликту в Питере была прозрачна и чиста до звона - администрация города и генподрядчик просто обречены договориться, считает Виталий Мутко. "Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны", - напомнил он и добавил, что если стороны окажутся недоговороспособными, то с ними будет "разговор из другой области".
Интересно, как прокомментирует наш многоуважаемый г-н Мутко нынешний поворот событий, когда Администрация Петербурга отказала в дальнейшем сотрудничестве «Инжтрансстрою». И в какой другой области будет вестись разговор?
Сейчас трудно ответить на вопрос о том, почему в уже далеком 2008 году был выбран именно этот генподрядчик. Возможно, на то время он предоставил убедительные доказательства своего профессионализма и деловитости. Но сейчас июль 2016 года, и за восемь лет работы набрались интересные факты. Их тоже прислали из Питера. Оказывается, трудно припомнить, чтобы хоть один объект структур «Трансстроя» был выполнен качественно, в срок и без скандала.
Справка
1. Третья взлетная полоса аэропорта «Шереметьево». Стр-во осуществляли ООО «Трансстрой», ЗАО «Инжтраннстрой» и ООО «ГМС-Регион». При создании подушки на взлетно-посадочной полосе использовался песок, не отвечающий требованиям ГОСТа (уголовное дело возбуждено Управлением МВД РФ по Центральному федеральному округу).
2. Инженерная защита Имеретинской долины Сочи. Работы осуществляли ЗАО "Инжиниринговая компания "Трансстрой"" и его "дочка" ООО "Краснодар-Трансстрой". В ходе работы строительные компании использовали более дешевые материалы, не предусмотренные контрактом (вместо требуемого по техзадани. «золотого» песка из Абхазии использовали менее качественный). По предварительным данным, в результате мошеннических действий госкорпорация потеряла более 1 млрд. рублей. В декабре 2012 года «Олимпстрой» добился возбуждения уголовного дела против ЗАО «Инжиниринговая компания «Трансстрой» и ООО «Краснодар-Трансстрой».
Инженерная защита от паводков в Имеретинке также вызывала претензии Ростехнадзора: в 2014 году эксперты ведомства нашли целый ряд нарушений при строительстве дренажных систем, установке насосов, а сброс дренажных вод шел через ливневую канализацию. Предписание Ростехнадзора так и не было выполнено. И через три года в июне 2015 года в зону затопления Сочи попало 1,9 тыс. жилых домов, из них почти тысяча повреждены. Пострадавшими от паводка признаны 4 тыс. человек.
3. Магистраль Щелковского шоссе. Срыв сроков строительства. Претензии мэрии Москвы к Трасстрою составляет 1,59 млрд руб.
4. Реконструкция военных аэродромов в Ейске, Чкаловске (Московская область) и Крымске. В период зимней Олимпиады в Сочи на аэродроме в Крымске должны были размещаться перехватчики Су-27СМ и Су-30МК2 для отражения возможных воздушных ударов. Сроки ввода в эксплуатацию объектов срываются. Министерство обороны подало в суд на компанию «Трансстрой».
Александр Перепечко