11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского ставропигиального мужского монастыря. В своей проповеди он рассказал о людях, которые защищают свою территорию в военные годы, говорят, что они – герои.
Великие подвижники Сергий и Герман без всякого оружия, почти без куска хлеба прибыли на эти холодные острова, и не только удержали эту землю, но и преобразили ее. Она стала поистине святой, потому что здесь вершились великие подвиги, которые настолько одухотворили последующие поколения иноков, что монастырь стал прирастать братией. И сегодня мы видим, в каком великолепии и красоте после десятилетий забвения он предстает нашему взору, - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил епископа Панкратия за труды по управлению Валаамским монастырем и передал в дар обители икону святого равноапостольного князя Владимира. Затем Предстоятель Русской Церкви спустился в нижний храм Спасо-Преображенского собора, где было совершено славление у честных мощей преподобных Сергия и Германа.
Есть в России такие уголки, что хранят не просто исторические ценности, а заставляют переосмыслить свои взгляды на жизнь. Там душа отдыхает. Валаамский архипелаг уникальный природный и историко-архитектурным комплекс, как раз то самое место где, – как отмечает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, - постигаешь единство природы и человека, созданных Господом в их взаимосвязи и взаимозависимости". Но так было не всегда. Те, кто приезжают сегодня на архипелаг, попадают в развитую комфортную инфраструктуру – на острове есть электричество, вода и канализация. Здесь хочется привести слова игумена Панкратия о том, состоянии дел на Валааме, которое ему досталось.
«На Крещение 1993 года был подписан указ о моем назначении, и в начале февраля я из Троице-Сергиевой лавры, где до этого был экономом, уже прибыл на Валаам. Я, конечно, ожидал увидеть достаточно печальную картину, но то, что открылось передо мной, стало шоком. На тот момент Троице-Сергиева лавра была давно отреставрирована, а здесь все рушилось прямо на глазах. Спасо-Преображенский собор был окружен уже сгнившими черными лесами, от которых стены отсыревали и разрушались еще больше. Корпуса тоже были в очень плохом состоянии. Никаких удобств не было: ни канализации, ни водопровода. Все монастырское хозяйство было разорено, поля заболочены и зарастали мелколесьем. Электричество на всем острове отключали на целые часы веерным образом, потому что была одна старая дизельная электростанция, - писал об этом периоде епископ Троицкий Панкратий.
Слава Богу, все это стало достоянием истории, а современность уже энергично стучится в нашу жизнь. По словам игумена, монастырь на Валааме — градообразующий объект и от него многое здесь зависит. Еще во время первой обзорной экскурсии, которая началась сразу после прибытия круизного лайнера «Санкт-Петербург» на Валаам. Из окна «пазика» открывался вид на скошенные рулоны сена. Они были в вакуумной упаковке белого цвета и резко выделялись на фоне обильной зелени, произрастающей на острове. Этакое зримое свидетельство торжества технического прогресса. Это пока еще относительно редкий способ сохранения корма для скота. У одного из работников коровника удалось узнать, что заготовка сена в плёнку из полиэтилена имеет ряд преимуществ по сравнению с сеточной упаковкой в брикеты. Плотный полиэтилен служит надёжной защитой от воздействия внешней среды и позволяет создать внутри упаковки вакуум, что весьма эффективно используется при транспортировке, ведь брикеты уменьшаются в объёме в несколько раз. Понятно, что это пока новация в сельском хозяйстве, а у каждого новшества могут быть не только достоинства, но и недостатки. Но, тем не менее, сам факт того, что в монастырском сельском хозяйстве применяются новинки, уже говорит об устремлении монастырской братии в будущее даже на земном уровне.
Но немного истории. Валаамская ферма всегда была механизирована. Ее построили в 1881 году при игумене Ионафане II, ученике и преемнике игумена Дамаскина. По тем временам всё здесь было устроено очень современно и грамотно. Паровая машина подавала воду на все этажи дома, где жила братия, а также на скотный двор. С помощью паровой машины братия взбивала масло, монахи мололи муку из картофеля и резали солому для животных. Коровник был на 70 голов. Посередине помещения проходили рельсы, по ним доставляли корм. Над головами коров размещался обширный сеновал, откуда они легко получали сено.
И попутно несколько слов о новом коровнике, для которого, собственно, и готовились эти роллы из сена. Коровник отстроен с отдельными секциями для каждого животного, четырьмя помещениями для птицы и просторным сеновалом, где хранятся комбикорма, зерно и сено. Реконструкцию фермы, которой уже не меньше 140 лет, завершили за один сезон. Валаамские буренки обосновались в новом помещении, более удобном и теплом. Новый коровник стал современным, благодаря шведскому оборудованию DeLaval. Все максимально, насколько возможно, механизировано: кормораздача, автопоилки, процесс доения и уборка помещений. Преемственность прежней жизни монахов налицо. Правда, наблюдал такую картинку. Оператор коровника занимался своим делом, не обращая внимания на многочисленные группы туристов или паломников. Он отдал резкий приказ коровам «встать», те, словно артисты цирка, мгновенно и послушно вскочили на ноги и подвинулись, чтобы он мог деревянной шваброй собрать свежий навоз и продавить его вниз сквозь решетку в сборочную траншею. Это был ручной труд, который оказалось или сложно, или накладно, заменить механизированной уборкой. Так что монастырской братии есть еще что улучшить.
Раз есть коровник, значит, есть и молоко. Молоком торгуют в розлив, из молока делают сыры. Нам, к сожалению, не удалось попасть на молочную ферму в силу каких-то досадных накладок по времени. Поэтому я привожу слова тех паломников, которые знают о монастырском производстве сыра. Василиса, так представилась мне очень благообразная старушка, рассказала, что заквашенное молоко долго размешивают. Потом вымачивают в слабом рассоле. Так делают монастику - твердый сорт итальянского сыра. Еще варят мягкие: качотту, рикотту, моцареллу и бьянку.
На сайте монастыря говорится, что секретам изготовления итальянских сыров научились монахи из Карелии. На Валааме послушники наладили производство традиционного молочного продукта. Все секреты приготовления, а также оборудование, - из Италии. Там сыровар профессия с богатой историей. Русские священники ездили учиться в Сан-Даниеле, После на Валаам на дегустацию приезжали итальянские сыровары.
Валаамские послушники намерены возродить сельское хозяйство на острове в исторических масштабах. До революции 1917 года на Валааме действовало около 30 производств, в том числе небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, гончарный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотомастерская. После полувекового запустенья, монахи вернулись на остров в 1989 году и за 50 лет отсутствия на острове монашествующих, все хозяйства монастыря подверглись значительному разрушению.
Рыборазводный завод был устроен в Валаамском монастыре в 1880-е годы в нижнем этаже молочной фермы. Выращивание мальков палии и сига производилось осенью и зимой. На монастырском гончарном заводе лепили глиняные ящики, в которые на стеклянную решетку отпускалась оплодотворенная икра и ставилась под водопровод. В мае около 40 000 мальков выпускали на доращивание в рыбный садок в Монастырском заливе. В 2002 году Спасо-Преображенский Валаамский монастырь возобновил традицию выращивания рыбы. Выращивание товарной форели в Малом Никоновском заливе осуществляется на участке акватории площадью 4,35 га.
Для желающих попробовать копченую или вяленую рыбку на островах архипелага открыты многочисленные небольшие закусочные на свежем воздухе. Там можно попробовать и речную форель, и палию и еще много чего вкусного. Ну, а какой напиток при этом употреблять, воду, квас, или пиво, каждый выбирает для себя сам.
В монастырской Центральной усадьбе восстановлены все имеющиеся храмы, однако учитывая сложные климатические условия Валаамского архипелага реставрационные работы ведутся в храмах и часовнях обители постоянно. «Братский» двухэтажный корпус с пристроенной новой трапезной; в корпусе устроена часовня в честь Святой Троицы, где братия ежедневно совершает молитвенное правило. В подвальном помещении корпуса оборудована душевая с сауной для братии, отведена канализация с очистительным сооружением. Построена небольшая звонница с пятью колоколами напротив домовой часовни.
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко»
Фото Михаила Подобеда и Юлии Осмоловской