В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Социальное партнерство в содействии развитию системы экологического образования и просвещения в России».
Участники мероприятия выработали рекомендации по совершенствованию и развитию государственной системы непрерывного общего экологического образования.
Эксперты также обратили внимание на важность формирования экологического самосознания не только у подрастающего поколения, но и взрослых граждан. Среди предложений — дополнение федеральных государственных образовательных стандартов вопросами изменения климата и адаптации к этим переменам, обязательное изучение в старшей школе предмета «Экология».
Кроме того, участники встречи отметили, что необходимо привлекать к системе подготовки педагогических работников в сфере экологии специалистов особо охраняемых природных территорий, ученых, педагогов, экологов-практиков, а также изучать зарубежный опыт в сфере экологического образования.
Директор Департамента управления делами и кадровой политики Минприроды России Ольга Прудникова обратила внимание на то, что во многих регионах уже есть концепции и стратегии экологического просвещения, но нет единого федерального документа, который бы регламентировал само это понятие. «Мы должны разграничить понятия экологическое просвещение и экологическое образование», - подчеркнула она. Собравшиеся поддержали инициативу.
В мероприятии приняли участие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России Елена Смирнова и другие.
Эксперты выступили с предложением сделать экологическое образование сквозным и добавить его элементы во все предметы в школе, говорится в проекте резолюции круглого стола "Социальное партнёрство в содействии развитию системы экологического образования и просвещения в России", который состоялся на площадке Общественной палаты РФ.
По словам общественников, сейчас экология является предметом по выбору и не связана с остальными предметами, хотя является междисциплинарной наукой.
Обладать полным набором экологических знаний гражданам необязательно, говорить надо о формировании экологической культуры, убежден председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак, который рассказал об одной из технологий, которая может стать инструментом формирования экологической культуры и использоваться в течение всего процесса 11-летнего школьного обучения.
«Это учебно-методический комплекс "Экологические капельки". Это комплекс заданий, задач и упражнений для каждого урока, каждого предмета, который имеет форму текущей темы урока, но при этом методологическое содержание в области экологии. Считаю, что подобные подходы могут быть достаточно эффективны», — настаивает он.
Как пояснял на круглом столе профессор практики Московской школы управления "Сколково" Павел Лукша, в экологическом образовании необходимо перейти от описания природного мира к тому, как человек может и должен в этом мире жить, используя технологии для сохранения пригодной среды обитания для человека. Специалисты по добыче полезных ископаемых, органов государственного управления, строителей изменят способ действия на экологический.
Кроме того, эксперты предложили ввести экологическое образование в число аккредитационных показателей и критериев качества на всех уровнях образования, разработать критерии оценки деятельности образовательных учреждений в сфере формирования экологической культуры и включить их в обязательную отчетность учреждений.
И вот что увидели корреспонденты "ЭкоГрада" Валерий ЛОМОВ и Александр ПЕРЕПЕЧКО
ВИДЕО
Эксперты также обратили внимание на важность формирования экологического самосознания не только у подрастающего поколения и взрослых граждан, но и у общественных организаций, власти и бизнеса. Среди их предложений — дополнение ФГОС вопросами изменения климата и адаптации к этим переменам; обязательное изучение в старшей школе предмета «Экология»; привлечение к системе подготовки педагогических работников в сфере экологии специалистов особо охраняемых природных территорий, ученых, педагогов, экологов-практиков, а также изучение зарубежного опыта в сфере экологического образования; создание федерального методического центра по экологическому образованию с постоянно действующей системой консультирования и курсами повышения квалификации для педагогов и многое другое.
Александр ПЕРЕПЕЧКО