Как пандемия повлияла на состояние сотрудников команд в организациях госуправления и в бизнесе? Какие управленческие технологии и приемы перестали работать эффективно? И что пришлось предпринять организациям, чтобы снизить негативное влияние пандемии на людей? Ответы на эти вопросы искали участники экспертной дискуссии «Влияние кризисов на технологии управления человеческим капиталом», которая состоялась в первый день Гайдаровского форума – 2021.
Из-за пандемии организациям пришлось изменить свои подходы к работе с персоналом и научиться решать новые задачи: контролировать удаленную работу, чтобы избежать потери эффективности, предотвращать выгорание самых продуктивных сотрудников, сохранять социальные связи в команде, не имея возможности организовать живые встречи, и многое другое.
Новые задачи форсировали изменения, к которым мир планировал перейти постепенно. Особенно это коснулось цифровой трансформации, которая продолжает набирать обороты, что в большой степени отражается и на работе с человеческим капиталом.
О снижении эффективности сотрудников в период пандемии заявляют более 80% руководителей. Среди самих сотрудников 41% заявили, что у них снизилась эффективность в период удаленной работы. Среди факторов, которые повлияли на снижение эффективности выгорание, тревога, а также утрата некоторых корпоративных традиций.
Говоря о главных изменениях в сотрудниках, которые произошли во время пандемии, участник дискуссии вице-президент сегмента «Нефть, газ и нефтехимия» по Европе и СНГ Schneider Electric Максим Агеев отметил, что психологически сотрудники чувствовали тревогу, некую фрустрацию, непонимание того, что будет дальше. «Ключевую роль здесь сыграл менеджмент, который помог определить направления работы и дальнейшей коммуникации между сотрудниками. Безусловно, отмечу, что люди стали дольше работать над привычными задачами, но мотивация и энтузиазм не снизились», – сказал Агеев.
Заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Бетин рассказал, как изменилась работа госслужащих во время пандемии. По его словам, нагрузка на гражданских госслужащих выросла в разы, приходилось решать огромное количество задач, причем с небывалой скоростью. «Решения порой приходилось принимать с чистого листа. Большая часть руководителей в этой ситуации смогли стать настоящими боевыми генералами, которым приходилось брать на себя ответственность и принимать решения, не запуская кучу процедур по согласованию», – отметил Бетин.
По словам замгубернатора, главной сложностью стало перейти на удаленный формат работы, поскольку часть программных продуктов к этому была не готова. Кроме того, не у всех сотрудников был доступ к компьютеру. «Одновременно ведь и дети ушли на дистанционное обучение, а дома, например, один компьютер», – отметил спикер. Проблемы в итоге удавалось решить, но разобщенность коллектива привела к снижению командной работы, подчеркнул Андрей Бетин.
В то же время все спикеры отметили, что пандемия побудила объединиться руководителей, менеджмент и более эффективно работать с сотрудниками.
Зампредседателя правительства Камчатского края Евгений Чекин обратил внимание на то, что если во время традиционного формата очной работы эффективность сотрудника могла скрываться за общей эффективностью коллектива, то пандемия проявила реальную картину. «На дистанционном режиме проявился личный профит каждого сотрудника», – считает он. В условиях повышенной нагрузки часть работников просто уходила, что стало дополнительной сложностью, приходилось переформатировать работу всего коллектива, рассказал Чекин.
В дискуссии в качестве одного из модераторов принял участие Виктор Толмачев, председатель Наблюдательного совета группы компаний АКИГ – стратегического партнера Гайдаровского форума 2021. Он отметил, что «когда все уходили на самоизоляцию, многие шутили, что это до майских праздников, отдохнем и вернемся. То есть все готовились к стрессовой, но все же спринтерской дистанции. Но потом пришло осознание, что это не спринт, а марафон, причем непонятной длины». В связи с этим Толмачева заинтересовало, как отреагировали работники в бизнес-структурах и на госслужбе, когда пришло осознание, что это марафон.
По словам Андрея Бетина, помог наработанный опыт HR-служб а также аутсорса на госслужбе. «Это позволило пользоваться уже известными механизмами. Но уже спустя пару месяцев стало приходить понимание, что некоторые функции, которые были раньше, просто не нужны. Например, ряд форм отчетности, презентации, выступления. Стало понятно, что главное результат, а не процесс», – отметил замгубернатора Нижегородской области. Он также заявил, что, по его мнению, тот опыт, который пришлось пережить в 2020 году, только улучшил госслужбу, несмотря на безусловный ущерб, нанесенный здоровью людей.
Участники дискуссию обратили внимание на ряд объединяющих факторов для рабочих коллективов. По словам вице-президента сегмента «Нефть, газ и нефтехимия» по Европе и СНГ Schneider Electric Максима Агеева, идея служения общим целям компании помогала сотрудникам сохранять эффективность. «Все чувствовали необходимость выполнить максимум, оказаться не хуже конкурентов, несмотря на сложный год, показать эффективность компании для акционеров и инвесторов», – рассказал Агеев.
Спикеры дискуссии отметили, что личная эффективность сотрудников напрямую зависела от навыка их самоорганизации. В отстающих оказались как раз те, кто не смог организовать работу дома, правильно распределить время и расставить приоритеты, отметили участники. По словам заместителя губернатора Нижегородской области Андрея Бетина, позитивным фактором на госслужбе оказалось то, что в регионе начали внедрять бережливые технологии производства еще за год-полтора до начала пандемии.
Группа компаний АКИГ владеет и управляет активами в консалтинге, медиа и коммуникациях, строительстве, недвижимости и агропроме. АКИГ направляет существенные ресурсы на разработку и воплощение в жизнь инициатив и проектов, имеющих социальную значимость. Среди них Молодежная кадровая платформа «Устойчивое будущее России» и интерактивная дискуссионная площадка «Эффективное здравоохранение».
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».