Третье место занял проект Турищевой Полины Сергеевны, выпускницы МГХПА им. С. Г. Строганова. В проекте Полина предлагает не изменять общую планировку двора, а дополнить его яркими элементами, сделать зеленую зону уютнее и привлекательнее.
В первую очередь участница советует разнообразить пространство двора кампуса и насытить его небольшими модульными объектами, способными трансформироваться вместе с потребностями студентов. Также, вдохновившись идеей домика на дереве, предлагается построить небольшие экодомики с крышей и 3 стенами для защиты от дождя, снега и ветра. Поднятые над землёй, они будут создавать уютные ячейки для 1-3 человек для отдыха и общения, а «лестница» и сидения для проекта также задуманы модульными и мобильными. Для веселого отдыха предлагается построить «качели» — они создадут настроение и дополнят образ двора.
Здание МГХПА им. С. Г. Строганова встречает гостей величественным и немного строгим фасадом: украшенный шестиколонным портиком со скульптурами и увенчанный треугольным фронтоном, он задаёт настроение всему старому корпусу.
Но и внутренний двор, в принципе оснащённый для отдыха, кажется из окон главного холла холодным и строгим. Даже летом там редко можно встретить студентов, небольшое оживление вызывает лишь защита проектов кафедры мебели, когда студенты и преподаватели самостоятельно собирают временную сцену и оформляют двор. К сожалению, эта практика не распространяется на другие кафедры, и большую часть времени двор пустует.
Очевидно, что у такого большого открытого пространства есть потенциал. Если сделать двор интереснее и привлекательнее, он непременно наполнится движением и постоянной активностью. Кроме защиты проектов, можно организовывать наброски, мозговые штурмы, встречи с интересными людьми, лекции (например, по экологическому дизайну), проводить мастер-классы, даже устроить небольшой коворкинг. Не всегда в наших аудиториях есть место для масштабных проектов, во дворе же можно спокойно отойти от работы, взглянуть на общий объём, а также подойти с любой стороны, не мешая однокурсникам.
Весной или ранней осенью, когда погода совсем летняя, бывает сложно сосредоточиться на работе в большом зале. В таком случае можно организовать занятие на открытом воздухе, разнообразить жизнь трудолюбивых студентов и привлечь остальных.
Сейчас во внутреннем дворе есть только уличные скамьи, урны, ухоженный газон и несколько декоративных объектов. Высокие деревья и несколько кустарников делают пространство уютнее, однако этого недостаточно.
Я предлагаю не изменять общую планировку двора, но дополнить его яркими элементами, сделать зеленую зону уютнее и привлекательнее.
В первую очередь я хочу разнообразить это большое пространство и насытить его небольшими модульными объектами, способными трансформироваться вместе с потребностями каждой группы студентов или одного индивида.
За единицу модуля предлагаю брать куб 350 мм на 350 мм, это на 100 мм ниже обычного стула, но при построении нескольких уровней конструкция не будет смотреться слишком крупной. К тому же чаще всего на занятиях студенты не пользуются столами, а пишут и рисуют на планшетах или мольбертах, поэтому и в своём проекте я делаю упор на места для сидения. Однако модуль 2×2, имеющий 2 рабочих поверхности, можно поставить на бок и получить столик высотой и длиной 700 мм, а шириной 350 мм, что позволит даже работать за ноутбуком.
Каркасом конструкции послужит стальной нержавеющий профиль 40 мм, дополненный листами экологичной влагостойкой фанеры или даже старыми художественными планшетами и подрамниками, которые каждый год десятками вывозятся из академии. Благодаря вторичному использованию планшетов можно также позволить студентам расписывать и некоторые сооружения, не волнуясь о тратах на новые материалы.
Кроме того, так как основу планшетов составляет фанера или оргалит и дерево, они не реагируют с лаками и красками, поэтому я предлагаю сделать зону безопасной покраски макетов и моделей в углу двора. Многим студентам просто негде воспользоваться аэрозольными красками и лаками в стенах академии, во дворе на асфальте это, естественно, запрещается, а делать это можно лишь на открытом воздухе. Поэтому я предлагаю сделать на асфальте подложку 3000 мм на 2000 мм из старых планшетов, чтобы все были довольны.
Вдохновившись идеей домика на дереве, я предлагаю построить небольшие экодомики с крышей и 3 стенами для защиты от дождя, снега и ветра. Поднятые над землёй на 1050 мм, они будут создавать уютные ячейки для 1-3 человек для отдыха и общения, а «лестница» и сидения также будут модульными и мобильными.
Зимой я предлагаю хранить небольшие квадратные подушки для модулей внутри здания, возможно на выходах во внутренний двор. Так они не будут отсыревать и смогут привлечь большее количество студентов во двор зимой.
Кроме того, я предлагаю приобрести 2 или 3 уличных обогревателя (Sundays PH08-SS), они недорогие, автономные и безопасные, очень популярны в кафе и торговых центрах в зимнее время года. Это будет отличным решением для внутреннего двора, они выделяют достаточно тепла и создают уютную атмосферу.
Также я предлагаю использовать модули в качестве стендов для выставки работ студентов кафедр керамики, стекла, скульптуры и металла. К сожалению, студентам обычно некогда познакомиться с деятельностью других кафедр. Почему же не устроить временную или постоянную выставку лучших работ во дворе? Керамика, стекло и металл отлично дополнят образ зеленого пространства для студентов-дизайнеров, а возможно и привлекут новых абитуриентов. А летом можно выставлять на подиумы комнатные растения.
Для самого беззаботного и веселого отдыха я предлагаю построить «качели» вокруг одного из деревьев, их каркас так же будет металлическим профилем, а в основе — тот же объём 350 на 350. Вдохновившись проектом WMB Studio — аванпостами вдоль замёрзшей реки Торонто, переделанными в качели, я предлагаю похожее устройство: на поперечных металлических балках закрепить брезент или плотную ткань как самое экологичное решение. Такие качели не будут раскачиваться сильно, но создадут настроение и дополнят образ двора.
Дополнительным цветом предлагаю взять красный, так как сочетание прямоугольных форм и ярких цветов отсылает к истории нашей академии: когда зарождались архитектура и дизайн ХХ века, Строгановка была в авангарде революционных поисков новых методов преподавания. Во времена ВХУТЕМАСа здесь преподавали мэтры русского авангарда: Мельников, Родченко, Татлин, Кандинский, и именно на идее конструктивизма основан данный проект.
И вот что увидел и услышал "ЭкоГрад"
ВИДЕО
В числе конкурсантов 2018 года были студенты ведущих вузов страны: Московского архитектурного института, МГХПА имени С. Г. Строганова, Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Первого московского образовательного комплекса, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, МГАХИ им. В. И. Сурикова, Московского государственного университета геодезии и картографии, РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского государственного областного университета, Российского университета дружбы народов, Московского архитектурно-строительного института, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Государственного университета по землеустройству, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Колледж архитектуры и строительства № 7, а также студенты Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств и Новгородского государственного университета.
Александр ПЕРЕПЕЧКО