В Москве в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости состоялся круглый стол на тему "Арктический шельф России. Взгляд в будущее". Речь шла о создании национального интегратора или Агентства по шельфовым проектам.
Текущий 2014 год стал первым годом практического осуществления масштабной программы социально-экономического развития территорий российской Арктики, которая была утверждена правительством РФ прошлой осенью во исполнение подписанной президентом России Стратегии развития Арктической зоны РФ, - говорится в пресс-релизе круглого стола. Усовершенствованная инфраструктура , -говорится там далее,— новые и модернизированные морские порты вдоль трассы Северного морского пути, единая транспортная, телекоммуникационная, информационная и энергетическая сеть в перспективе позволят на практике начать разработку новых нефтегазовых месторождений, в том числе и на арктическом шельфе.
В январе текущего года в Госдуме началось обсуждение создания национального интегратора для управления шельфовыми проектами.
Но это все пока хотя и очень хорошие, но, все же, планы. А с чем приходится сталкиваться уже сегодня. На круглом столе попытались поднять вопросы на злобу дня. Вот что сегодня волнует. Что даст создание нового агентства по шельфовым проектам? Как ведется разведка континентального шельфа сегодня? Какими разведанными и потенциальными запасами обладает Россия? С какими сложностями может быть сопряжена практическая реализация российских проектов на арктическом шельфе? Как минимизировать экологические последствия работы на шельфе?
Немного фактов. Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным и наименее изученным из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названный в честь соответствующего морей - шельф Баренцева моря, шельф Чукотского моря. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях
В акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей открыто полтора десятка месторождений с суммарными запасами нефти и газа порядка 9 млрд. т нефтяного эквивалента. В частности, оценка запасов Штокмановского, Ленинградского и Русановского месторождений превышает 10 трл. куб. м газа. Согласно экспертной количественной оценке, начальные извлекаемые запасы в этом регионе исчисляются десятками млрд. т нефтяного эквивалента. Однако о начале широкомасштабной добычи нефти и газа на арктическом шельфе России говорить еще рано.
Наше прошлое 90-х годов оставило в наследство не только хорошее, но и плохое. Но все по-порядку. В 20-е годы прошлого века декретом Советского правительства были установлены владения страны в Арктике —между Кольским полуостровом, Чукоткой и Северным полюсом. Появившаяся после распада СССР неопределенность статуса территорий привела к неопределенности статуса месторождений нефти и газа к северу от арктического побережья России. Германия и Япония уже заявили о необходимости применения к Северному Ледовитому океану принципов конвенции по морскому праву, в том числе на разработку природных ресурсов Арктики. Норвегия, Финляндия и Япония предпринимают попытки интернационализировать Северный морской путь. Спорным остается и вопрос о разграничении сфер влияния в Арктике между Россией и США. Противоречия между заключенным 1 июня 1990 г. в Вашингтоне между СССР и США соглашением о линии разграничения морских пространств (проходящей через Берингов пролив, Чукотское море и Северный Ледовитый океан) и Конвенцией ООН по морскому праву обуславливает возможность потери Россией более полутора миллионов кв. км территорий с богатыми запасами углеводородного сырья.
Особую тревогу вызвала проблема геологоразведки. Присутствующие на круглом столе сокрушались по отсутствию развитой отечественной материальной базы, позволяющей проводить буровые работы. Выяснилось, что почти все буровые работы проводятся на импортном оборудовании. Более того, за последние два года не было пробурено ни одной скважины. Возможно, в этом году что-то сдвинется.
Не обошли участники круглого стола и возможные риски от техногенных катастроф. Свежий пример на глазах – авария на буровой в Мексиканском заливе, разлив нефти и все последующие за этим неприятности в туристической сфере, в сфере береговой экологии и т.д. На круглом столе один из участников эмоционально просил не драматизировать ситуацию, напомнив, что все проблемы успешно решены бактериями, которые поглощают нефть. А другой участник, без всякого драматизма, попросил принять во внимание разницу в климатических условиях Мексиканского залива и шельфа Северного Ледовитого океана. Вода в Мексиканском заливе прогревается до 30 градусов, что позволяет бактериям вольготно существовать. А вода в Баренцовом или Карском морях часто бывает отрицательной температуры – до минус 2 градусов. О какой благоприятной среде для бактерий можно говорить в данном случае.
Чтобы свести все воедино, создать целостный производственный комплекс, учитывающий все вышеперечисленные риски, задачи и цели, и появилась идея создать некий координирующий компонент. Сказано – сделано. Рекомендация по созданию национального интегратора содержится в проекте протокола по итогам заседания консультативного совета при Комитете по энергетике Госдумы РФ по расширению доли российского участия в шельфовых проектах. Депутаты и участники рынка освоения шельфа сочли необходимым разработать федеральную программу по созданию отечественного технико-технологического комплекса для разведки, разработки, строительства и эксплуатации шельфовых месторождений. И предложили поручить ее выполнение национальному интегратору по освоению шельфа.
Глава Комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев считает, что системный интегратор целесообразно создать в виде рабочей группы при президентской комиссии по ТЭКу. Тогда решения структуры будут иметь полноценный вес, при этом ее задачи и полномочия не будут пересекаться и конфликтовать с компетенциями профильных ведомств, таких как Минприроды и Минэнерго. В работе комиссии по ТЭКу при президенте РФ принимают участие как главы компаний-недропользователей, так и ведущие эксперты. Собирается она несколько раз в год.
Иными словами, Агентство должно стать движущей силой в развитии шельфовой зоны России. В настоящее время за реализацию шельфовых проектов отвечают различные ведомства, но центра, координирующего их деятельность, нет. Невозможно говорить об эффективном, системном, развитии шельфовой разработки без интегрирующего компонента. Новое Агентство должно контролировать всю производственную цепочку от разведки, строительства инфраструктуры и до бурения скважин. Очевидно, что при таком развитии дел отечественная промышленность получит опыт по производству необходимого оборудования только в процессе работы, а здесь не обойтись без государственных программ поддержки реального сектора экономики. Госдума и производители нефтегазового оборудования для шельфа предлагают создать национальный интегратор, который управлял бы шельфовыми проектами в интересах российских участников рынка и экономики страны в целом. Такие задачи стоят сегодня перед теми, кто намерен осваивать арктический шельф России
В круглом столе приняли участие председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев, заместитель директора Института географии РАН, заместитель председателя Московского городского отделения Русского географического общества, профессор Аркадий Тишков, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Института проблем нефти и газа им. И.М. Губкина Василий огоявленский, руководитель дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко