Американская Россия. Часть вторая

Американская Россия. Часть вторая - фото 1«Екатерина, ты была не права»?

Популярную в 90-е годы песню группы «ЛЮБЭ» в исполнении Николая Расторгуева «Не валяй дурака, Америка» знают и сейчас. Я спросил у президента Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимира Колычева, почему в песне упоминается Екатерина, когда известно, что «Русская Америка» или «Американская Россия» - имеются документы и карты, где российские владения на Аляске носят это географическое название - была продана во времена царствования на российском престоле Александра II? С этого и началась моя вторая беседа с Владимиром. Мой собеседник рассмеялся и вспомнил, как он сам говорил об этом с лидером группы Николаем Расторгуевым.

Действительно, договор о продаже русских колоний на американской земле подписал Александр II, век спустя после Екатерины Великой. Всё оказалось предельно простым – Александр «не укладывался» в рифму. Так в нашем сознании закрепилась фраза о Екатерине, которая «была не права». Я не судья автору стихов, но вышло, как-то, не хорошо со стороны потомков, т.е. нас с вами - в отношении великой императрицы, хотя сама песня, несомненно, по праву считается шлягером.

Сделай врага своего другом своим. Начало духовного родства.

Первое, что бросается в глаза – боевое каноэ с индейцами из племени тлинкитов, человек в накидке что-то кричит... Вдали виднеются высокие горы, густо поросшие лесом, и узкий водный проход между ними. Неспокойное море с белыми барашками прибоя. Перед каноэ видно русское парусное судно с раздутыми ветром парусами. Так изобразили на картине один из эпизодов открытия русскими северо-западного побережья Америки – Аляски в завершающуюся эпоху великих географических открытий. Это репродукция с одного из стендов выставки Общества «Русская Америка», которая представлена сегодня вниманию москвичей и гостей столицы в небольшом уютном зале Московского купеческого общества всего в 10 минутах ходьбы от метро Преображенская площадь. Кто бы мог подумать, что спустя пару десятков лет после открытия русскими Америки, воинственные, и, по праву, иногда называемые кровожадными индейцы примут православие и изменят многие свои обычаи. Но случилось именно так...

Колокольный мост Россия - Америка

Владимир Колычев продолжил свой рассказ, и я узнал, что с уходом русских с американских берегов после продажи Аляски произошло тихое чудо. Не оставшись физически на этой земле, россияне оставили свое духовное завещание в виде православной церкви. Она не только не прекратила свое существование, но напротив, укрепилась и стала распространяться с Аляски к югу. Появился приход в Сан-Франциско, затем в Нью-Йорке... Православие распространилось по всем Североамериканским штатам и пришло в Канаду. На Аляске уже не русские, а алеуты и индейцы из местных племен возводили православные храмы, в которых венчались и крестили своих детей. Ещё в бытность русского присутствия на Аляске светочами православной веры стали священники из числа местных жителей. Уже в наше время в Москве при Храме св. вмц Екатерины на Большой Ордынке открыто Представительство Американской православной церкви. Интересно, что по инициативе Общества «Русская Америка» установилась новая традиция – в дни памятных дат Русской Америки, что ныне уже является достоянием истории для России и США, - устраивать синхронный перезвон американских и российских колоколов. Впервые колокола России и Америки звонили вместе в 1991 году, когда отмечалось 250-летие открытия мореплавателями Витусом Берингом и Алексеем Чириковым северо-западного побережья Америки. В мае того года Общество проводило Российско-американскую экспедицию «К историкам Русской Америки»– путешествие по городам Русского севера – родине многих первопроходцев и мореходов Аляски. Тогда, по договорённости с президентом Исторической ассоциации Форта Росс Джоном Миддлтоном, дружественный перезвон соединил город Тотьма на Вологодчине и Форт Росс в Калифорнии. И даже разница во времени в 12 часов, т.е. когда у нас утро, там вечер и наоборот не затрудняет этот уже установившийся обычай.

Перед тем как налить чай из закипевшего самовара, Владимир прочитал свои стихи:

«...пускай живёт и крепнет сей обычай,

пусть крепнет связь народов и времён,

пусть в Форте Росс и в Тотьме - так привычно –

друзей встречает Благовеста звон».

Мы пили горячий чай как в минувшие времена – из блюдечка, а со стенда на нас смотрели улыбающиеся лица индейцев - православных христиан. И это не постановочная фотография, это обычная жизнь. По данным на 1894 год - всего двадцать лет спустя после продажи Русской Америки и эвакуации русских с Аляски – число православных храмов и приходов здесь даже приросло. Часто это небольшие церковки. Сегодня здесь насчитывается 94 храма и прихода. Сейчас это уже Американская Православная Церковь, она полностью американизировалась, и служба идёт на английском языке, хотя чтение повторяется на русском языке, и на языке местного народа.

На этом закончилась моя вторая беседа с президентом Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимиром Георгиевичем Колычевым.

 

Александр Перепечко, обозреватель журнала "Эко Град"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить