
Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Персональный блог Голубева Владимира Степановича.
Об авторе:
Главный научный сотрудник Международного научно-исследовательского института проблем управления.
Доктор геолого-минералогических и кандидат химических наук, академик РАЕН (и др.).
Контакты Тел. 963-652-57-11 (м.), E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Профессиональная деятельность.
Развиты: новое научное направление в геохимии - динамика геохимических процессов; основы новых наук естественно-гуманитарного синтеза – эргодинамика, синтетическая эволюционная экология, гармонология; учение социогуманизма.
Главные оригинальные результаты:
- в физической химии - динамика сорбции в пористой среды с проточными и застойными зонами;
- в гидромеханике – теория фильтрации в пористой среде с проточными и застойными зонами;
- в геохимии – динамика геохимических процессов;
- в геологии - теория рудообразования на подвижном геохимическом барьере;
- в экологии – биосферная функция человека, устойчивость биосферы, от охраны к гуманизации окружающей среды;
- в учении о социоприродной эволюции – структурная энергия и критерии прогресса;
- в экономике – системная теория капитала, национальное богатство и индекс качества жизни;
- в социальных науках – учение социогуманизма (экосоциогуманизма);
- в человековедении – эргодинамическая модель человека, системная теория человеческого капитала;
- в философии – триалектика;
- в науковедении – индекс успешности научного работника и индекс качества научной работы;
- в геополитике: концепция суверенной глобализации, установка евроссийства для Украины, гармонология (учение о гармонии) как научная основа дипломатии.
Обсуждается проблема приоритетов в науке в сопоставлении с постановкой этой проблемы Л.Н.Толстым. Согласно нему, наука идет по ложному пути. Настоящая наука должна изучать, в чем назначение и благо людей, как должны жить люди, чтобы исполнить свое предназначение.
Аннотация
Система социогуманитарных ценностей отвечает гармонии противоположностей в мире человека. Гармонизация человека как индивида достигается на пути его самосовершенствования при разрешении противоположностей гуманитарного характера. Установки «Человека Гармоничного»: жизнь – высшая ценность бытия, гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными, все в меру. Социогуманитарное государство функционирует на принципах гармонии и гуманизма. Гуманизация экономики предполагает гармоническое разрешение противоположности капиталистическая – социалистическая экономики.
О дискуссии на сайте АТ
Воинствующее невежество правящих элит, невежество, уверенное в своей правоте, - один из главный «тормозов» мирового развития. Существует лишь один способ объективного управление развитием – наука. Но наука на обочине политической жизни. Вместо этого появляются какие-то странные личности: то ли ученые – самородки, то ли «народные академики», которые предлагают свои «оригинальные» рецепты жизнеустройства. Один из последних - поразительный своей несообразностью проект «20 идей по развитию России».
Наука о гармонии (гармонология) дает научную основу социальному конструирования. Эта проблема обсуждается в данной публикации.
В качестве вступления в обсуждение проблемы развития системы природа – человек – общество ниже приведен текст ранее не опубликованной статьи.
Два пожара в библиотеках: недавний в библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге и только что происшедший в библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в Москве - это своего рода культурный Чернобыль.
Когда читаешь такие квазинаучные опусы как «Конец истории» (автор Ф.Фукуяма) и им подобные, то поневоле приходишь к выводу: их пишет не просто предисторический человек, а пред предисторический. История еще не наступила. Все, что было, есть и еще будет, всего лишь предыстория. Ибо в ней задействованы изобретенные несовершенным человеком «антропогенные» законы развития, противоположные естественным. Подлинная история наступит, когда мир станет следовать естественным законам, основывая на них социальное конструирование.
История человечества протекала в условиях господства двух глобальных заблуждений - диадной парадигмы развития и материализма.
Диадная парадигма «борьбы» противоположностей имеет субъективный характер, не являясь объективным (природным) законом. Она сформулирована дисгармоничным, несовершенным человеком и задействована в предистории человечества. Следуя диадной парадигме, человечество «заблудилось». Ей «оправдываются» войны, классовая борьба, революции, колониализм, социальное неравенство, безмерная конкуренция и прочие язвы несовершенного человечества.
Время скоротечно. Не за горами выборы нового Президента. Российскому обществу еще есть время обсудить, какой Президент нужен стране. И тогда осознанно пойти на выборы.
На первом канале ТВ прошла передача (в августе 2014 г.) о футболисте К. и его миллионах.
Подобных передач на нашем «демократическом» телевидении - «пруд пруди».
Но что-то именно сейчас сошлось: в голове застряла сакраментальная фраза «не могу молчать».
С позиций триалектики и социогуманизмапредлагаю новый взгляд на некоторые актуальные проблемы российской политики.
Человеку свойственно ошибаться. Свои ошибки он переносит в науку. Так рождаются ложные концепции и теории, негативно влияющие на человечество. Если ошибочные построения в естественных науках исправляются последующими исследованиями без особого ущерба для человека, то в гуманитарных науках такие построения (если на их основе ведется социальное конструирование) могут негативным образом изменить природу общества - вопреки «правильным» законам. Ярчайший пример этого – все, что происходило в России в ХХ веке.
Вводная часть
Мир переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и социальной модели. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры, нравственности и т.п.
Истинное знание дается наукой. Смысл жизни - наукой о человеке (человековедением, человекознанием), главной наукой всех времен и народов. Величайший мыслитель Л.Н. Толстой писал (в работе «Так что же нам делать?) по этому поводу следующее: … «без науки о том, в чем назначение и благо человека, не может быть никаких настоящих наук и искусств, ибо предметов наук и искусств бесчисленное множество; и без знания того, в чем состоит назначение и благо всех людей, нет возможности выбора в этом бесконечном количестве предметов, и потому без этого знания все остальные знания и искусства становятся, как они и сделались у нас, праздной и вредной забавой».
Автор полвека в науке. Читателю предлагается авторский взгляд по двум аспектам проблемы «человек в науке»: 1) актуальные вопросы современной науки, в особенности, в области социоприродного развития и человека (стратегия науки), 2) какие сложности ждут молодого человека, вступающего в науку, и как найти свой путь (тактика поведения в науке).
Конечно, автор не может говорить от имени всей науки. У него нет и возможности описать свой путь1, чтобы на этой основе показать то общее, что касается научной работы. Поэтому автор вынужден ограничиться лишь своими субъективными суждениями о том, что происходит в науке и что делать – ограничиться своего рода эмпирическими обобщениями.
Наша страна переживает острый гуманитарный кризис – кризис человека. Согласно проведенным нами расчетам, по величине производства человеческого капитала на 2009г. Россия занимала 162 место в мире. Население страны убывает в течение последних 20 лет почти на миллион человек ежегодно. Ухудшается здоровье населения, особенно, молодежи. Падает качество образования. Падает мораль.
Выход из кризиса один – вырастить новое «поколение счастья». Для этого требуются глубинные изменения существующих систем воспитания и образования, их новый синтез. Назовем такой синтез социогуманитарным (ноосферным) просвещением.
Диалектика рассматривает развитие на основе принципа единства и «борьбы» противоположностей. Триалектика, в авторской интерпретации, трактует развитие как разрешение противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоничным синтезом разрешающихся противоположностей. Возможно ли совместить эти принципы и где находится истина?