Все, что происходит с человеком, подчинено одной цели, поставленной природой, - цели непрерывающейся жизни. Самосохранение жизни – закон природы. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит. И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»)
Не есть ли цивилизация трагикомедией, поставленной изощренным режиссером под названием эволюция? Ее действующие лица - «рабы», исполняющие природную функцию «вечности» жизни и контролирующие командиры. Командовать «рабами» могут только «надсмотрщики». Это и есть мировые элиты. Для них жизнь «раба» - копейка. Для элит не существует проблемы их ответственности за мировые и локальный бойни. Элита представлена «человеком распадным», утратившим естественный смысл жизни – жизнетворение [1-3].
Война неизбежно порождает милитаристский угар. СМИ и другие прислужники «надсмотрщиков» затуманивают мозги «рабов»,чтобы скрыть сущность войны как бойни и обосновать ее неизбежность. Затуманивается то, что гибнут солдаты и мирное население, города и поселки превращаются в руины. Об этом говорить просто неприлично, этого как бы нет. «Рабы» отравлены: для них дважды два уже не четыре, а пять.
Каков же выход из этого дурного состояния предыстории мира [1-3]? Мировая политика должна быть коренным образом изменена. В центре новой политики стоит человек, его гармоничное развитие, рост человеческого капитала, в соответствии с учением социогуманизма [4].
Социогуманитарное государство функционирует на принципах гармонии [1-4]. Его элита представлена «Человеком Гармоничным». Формула «раб природы» снимается формулой гармонии системы природа – человек – общество: «не только природа для человека, но и человек для природы». Данная формула включает в себя биосферную функцию человека сохранения природных систем [5], а также гармосферную функцию биоты – быть вторым общим домом человека, удобным для проживания [6].
По Конституции РФ – социальное государство. Автором разработана теория социогуманитарного государства ([1-4] и др.). Основное различие между ними в следующем. Социогуманитарное государство делает основной упор на гуманитарное развитие, рост человеческого капитала. Цель социогуманитарного государства – гармоничное развитие человека. При этом имеется ввиду сопряженный рост составляющих человеческого капитала – витальной, интеллектуальной и духовной [1-4].
В отличие от этого в концепции социального государства приоритетом развития выступает физический капитал ( рост ВВП) и отчасти социальный. Хотя либеральные экономисты ввели и используют понятие человеческого капитала, но он сводится ими лишь к интеллектуальной его составляющей, характеризующей качество человека как работника. В концепции социального государства человеческий капитал не рассматривается как критерий развития. Не учитываются витальная и духовная составляющие человеческого капитала - характеристики здоровья и нравственности населения. Это и понятно, поскольку капиталиста интересует человек лишь как работник.
Некоторые аспекты проводимой в России внутренней политики можно охарактеризовать как начало движения от социального к социогуманитарному государству [3]. Имеется ввиду по крайней мере следующее. Принят нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». В нем по существу предусматривается рост витального капитала человека. Принят указ Президента РФ об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Тем самым имеется ввиду способствовать росту духовного капитала человека. Подобные цели в концепции социального государства отсутствуют, являясь характеристиками социогуманитарного государства.
Для реализации социогуманитарного перехода необходимо выполнение двух главный условий. Требуется изменение приоритетов в экономике и жизни: от технологического к социогуманитарному развитию (условие 1). В настоящее время приоритетным считается технологическое развитие и технологические инновации. Но технологическое развитие, не сопряженное с гуманитарным, с ростом человеческого капитала, уже привел мир к возможности его самоуничтожения в результате ядерной войны.
Техно-гуманитарный дисбаланс, отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной - главная проблема, без решения которой перспективы современного мира не определенны. Следствием технологического развития, не сопряженного с гуманитарным, является установка «мир с позиции силы», которая не способна обеспечит мир на Земле. Дальнейшие технологические инновации, не сопряженные с этикой, углубят дисгармонию экономического развития. Они приведут к изобретению еще более изощренных орудий войны и обострению проблемы безопасности мира.
При социогуманизме приоритетными становятся сектора экономики, занятые воспроизводством человеческого капитала. Необходимым условием прогресса становится рост человеческого капитала, а целью экономического развития - рост качества жизни.
Автор уже неоднократно писал о том, что ряд важных государственных документов, характеризующих стратегию развития, не содержат даже упоминания о необходимости гармонизации развития. В них не рассматривается необходимость сопряжение научно-технологического развития с гуманитарным [1-3].
Второе необходимое условие социогуманитарного перехода – отсутствие войн. Мировая геополитика основывается на принципах компромисса и гармонии. Противостояние Запад – Россия снимается «разумным компромиссом», в идеале, сотрудническом и разумной дружбой.
Главная проблема мира – его гуманизация . Приоритетен не столько экономический рост, не столько технологические инновации, сколько гармоничное развития человека, опережающий рост человеческого капитала. Лишь на этом пути может быть предотвращена угроза уничтожения человечества, построено будущее без войн. А главное проклятье науки – наука для ВПК, изобретение все более совершенных орудий убийства людей, «Новации» для гуманитарного регресса!
Существующий мир дисгармонии не способен дать всеобщего блага. Эволюционное будущее мира, если он сохранится, - гармосфера [1-3], как сфера гармонии разума и чувства, человека и Природы, науки и искусства.
Литература
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON