О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза)


О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза) - фото 1

Феномен человека рассматривается с позиции естественно-гуманитарного синтеза, реализованного в новой науке – эргодинамике.  Человек определяется как открытая, динамическая, самообновляющаяся структура, обладающая потенциалом репродукции и совершающая работу в определенном интервале изменения биоструктуры.  Биосоциодуховное единство человека описывается системной теорией человеческого капитала, рассматривающего капитал как сумму составляющих: витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно). Развитие человека, его движение в направлении «человека гармоничного» обсуждается с позиций триалектики.

           Ключевые слова: эволюция, структурная энергия, человеческий капитал, витальный капитал, интеллектуальный капитал, духовный капитал, диалектика, триалектика.

 

Определение человека

 

         Многочисленные подходы к проблеме человека носят по преимуществу качественный характер. Эта проблема широко представлена в философии, социологии, психологии, геронтологии и других гуманитарных науках. Исследования человека методами естественных наук носят фрагментарный характер. В последнее время эта проблема привлекает все большее внимание экологов (экология человека).

Существуют многочисленные  определения феномена человека. Суть их: человек существо материально-духовное, социальное, функционирующее при обмене веществом, энергией и информацией с вмещающей средой и т.п. Приведем лишь одно характерное определение [ 4 ]: «Человек – живая система, единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного».

Представляется, что наиболее адекватно сущность человека может быть истолкована на основе естественно-гуманитарного синтеза, реализованного в новой естественно-гуманитарной науке эргодинамике [ 1  ]. Эргодинамика изучает с самых общих энергетических позиций функционирование и развитие эволюционирующих систем.

Отталкиваясь от существующих определений [ 2  ] и основываясь на теоретическом аппарате эргодинамики, дадим следующую формулировку феномена человека: «Человек – открытая, динамическая, самообновляющаяся биосоциодуховная структура, обладающая потенциалом репродукции и совершающая работу (в обобщенном смысле) в определенном интервале изменения биоструктуры».

В данном определении отражены основные качества человека.

  1. 1)Человек функционирует как открытая система – путем обмена веществом, энергией и информацией с вмещающей средой. Будучи лишен такого обмена, он погибает.
  2. 2)Человек – существо динамическое, изменяющееся по жизни: от детства к старости.
  3. 3)В человеческом организме непрерывно протекают на клеточном уровне процессы синтеза-разложения-нового синтеза.
  4. 4)Человек есть единство биологического, социального и духовного начал.  Вне социальной среды человек не может существовать. Без духовной работы самосовершенствования человек деградирует.
  5. 5)Человек – структура, при формировании которой («сборке») совершается работа, аккумулированная в форме структурной энергии.
  6. 6)Репродукция – непременное свойство жизни, выступающее как компромисс между смертностью и бессмертием.
  7. 7)Работа – суть функционирования человека. Она включает в себя работу над средой жизнеобитания с целью ее гуманизации (см. ниже); работу по формированию биологических (при репродукции), социальных и техногенных структур; работу обучения и профессионального совершенствования; интеллектуальную и духовную работу,  познание себя и мира и т.д.
  8. 8)Человек старится при деградации своих биоструктур и умирает при достижении определенного порога своей жизненной (структурной) энергии. Конечность жизни есть следствие того, что за время жизни человек способен использовать лишь ограниченное количество свободной энергии внешнего источника (конечный источник).

Остановимся на обосновании некоторых человеческих качеств. Согласно диалектике, бытие есть единство противоположностей.

Первая противоположность: материальное-духовное. Единство  материя-дух означает, что между материальным и духовным существует прямая и обратная связь (рис.1): дух есть производная материи (прямая связь), в то же время духовность влияет на материальные основания жизни (обратная связь). Это отражено в формуле социогуманизма  [ 1 ]: не только «бытие определяет сознание», но и «сознание определяет бытие».

Согласно диалектике при  росте  материального человек развивается, но лишь до определенного предела роста. При его превышении прогресс сменяется регрессом (рис.1). Аналогичным образом, рост духовного является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом (рис.1). Противоречие разрешается рождением «нового» - появлением «человека гармоничного 1» (рис.1).

 

 

 О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза) - фото 2

 Рис.1. Схема единства противоположности материя-дух

 

Жизнь устроена на принципе не диалектики, а триалектики:  противоположность материя-дух разрешается через  «человека гармоничного 1»  (цифрой 1 обозначается гармония между материальным и духовным).

На этой основе можно разграничить три предельных типа человека: «человек экономический», «духовный фанатик» и «человек гармоничный 1». «Человек экономический» - субъект «общества потребления» Для него типично следующее: удовлетворение одних материальных потребностей неизбежно рождает новые и так до бесконечности. Возвышение материальных потребностей  и их культивирование – врожденный порок либерализма. «Духовный фанатик» целиком поглощен «идеей» и живет по ней. Он не творит «устойчивость», а наоборот, разрушает ее. Таковы, в частности, религиозные фанатики. «Человек гармоничный 1» является эволюционно продвинутой личностью, являясь (при достижении полной гармонии, см.ниже)  носителем социогуманитарного прогресса.

Вторая противоположность: смерть-бессмертие. Продление жизни, согласно диалектике, есть прогресс, но лишь до определенного возраста (рис.2). Природа «отказалась» от бессмертия. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание земных ресурсов, прекращение жизни. Природный компромисс между смертью и бессмертием достигнут через репродукцию: противоположность разрешается, согласно триалектике, рождением нового человека (рис.2).

Успехи науки позволяют надеяться, что через некоторое вполне обозримое время (20-30 лет) может быть  получена «таблетка от старости». Она позволит существенно продлить  жизнь человека (до 150 лет и более). Нужно лишь иметь в виду, что массовое ее внедрение 

 

О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза) - фото 3
Рис. 2.  Схема единства противоположности смерть-бессмертие

 

 

  - системная проблема, потребующая изменения во многих аспектах жизни. Важно, чтобы эта «таблетка» продлевала именно активную  жизнь человека и не стала «таблеткой для золотого миллиарда».

Третья противоположность: индивид-социум, индивидуальное- коллективное. Их единство означает: социум сопряжен с индивидом (прямая связь). В свою очередь, социум оказывает воздействие на индивид (обратная связь (рис.3). Согласно диалектике рост коллективистских начал в человеке является прогрессом, но до определенного предела, сменяясь затем регрессом. Аналогично, рост индивидуализма  cначала способствует развитию человека; затем, при превышении определенного соотношения индивидуальное-коллективное, сменяется регрессом.  В «человеке гармоничном 2» имеет место оптимальное соотношение этих противоположностей

 

 

 О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза) - фото 4

Рис. 3. Схема единства противоположности индивид-социум

 

превышении определенного соотношения индивидуальное-коллективное, сменяется регрессом.  В «человеке гармоничном 2» имеет место оптимальное соотношение этих противоположностей (рис.3).

Четверная противоположность: природа-человек. Их единство означает: человек сопряжен с природой – прямая связь (рис.4). В свою очередь, человек преобразует природу (обратная связь). Преобразование, гуманизация природы служит прогрессу, но до определенного предела, сменяясь регрессом. В свою очередь «управление» природой (через сжигание ископаемого топлива, экохозяйствование и др. [ 3 ])  прогрессивно лишь до определенного предела. В гармоничном социуме, где функционирует «человек гармоничный 3», имеет место оптимальное соотношение естественных и искусственных компонентов среды.

О природе человека (с позиции естественно-гуманитарного синтеза) - фото 5
Рис. 4 Cхема единства противоположности природа-человек

 

2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды. Между тем, проблема окружающей среды отнюдь не сводится  к ее охране, а имеет, как видно из изложенного, несколько иной характер. Фундаментальное свойство жизни – изменять среду обитания с тем, чтобы сделать ее максимально приспособленной для жизни.  Классический пример этого - сукцессия на свежем лавовом потоке вулкана, когда изначально безжизненная лава превращается в богатую почву и наполняется все более полной и яркой жизнью.  То же самое делает и человек в отношении среды жизнеобитания, только в существенно большем масштабе.

 Антропогенное изменение окружающей среды – закономерное, неизбежное и даже желательное явление. Нужно лишь, чтобы  это изменение было  на пользу человека. А это имеет место быть, если изменение имеет определенные масштабы, не превышающие «антропогенного предела Земли» – предельной антропогенной нагрузки, при превышении которой Экос (глобальная система природа-человек-общество) деградирует.  Преобразование природной среды до определенного предела  - прогресс Экоса (рис.4).  Он сменяется регрессом при превышении этого предела.

Поэтому нужна не «охрана окружающей среды». Нужна гуманизация среды жизнеобитания, ее оптимальное преобразование, что способствует росту качества человека,  увеличению человеческого капитала, включая капитал здоровья, интеллекта и духовности.

Что для этого надо и как этого достичь – ответ дает учение социогуманизма [  1  ]. Согласно социогуманизму жизнь – высшая ценность бытия. Социогуманизм подразумевает бережное, трепетное отношение  к феномену жизни как главной ценности и значимости бытия вообще и собственной жизни в частности.  В социогуманитарном государстве функционирует «человек гармоничный», являющийся синтезом  рассмотренных выше «человека гармоничного1», «человека гармоничного2» и «человека гармоничного 3».  Социогуманитарное государство, согласно триалектике, является закономерным этапом развития в ряду либеральное-социальное-социогуманитарное государство.

Биосоциодуховная целостность человека

 

Биосоциодуховная целостность человека не нашла отражения  в сформулированной западными экономистами (в из числе лауреаты Нобелевской премии  Г.Беккер и Т.Шульц) теории человеческого капитала. В их работах человек рассматривается лишь как существо социальное, а его капитал оценивается с позиций качества человека как работника.

Системная теория человеческого капитала [  1  ] изучает человека в единстве биологического, социального и духовного начал. Для величины  Н капитала индивида запишем:

H  =  V  +  J  +  D                                                 (1)

где составляющие капитала: V - витальный капитал (характеристика физического здоровья), J - интеллектуальный и   D - духовный (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно).

         Капитал является потенциалом: чем он больше, тем большую работу (в обобщенном смысле, включая «работу мысли»)  совершает индивид. Согласно эргодинамике [  1  ] критерий прогрессивного развития  состоит в  росте со временем (t)  человеческого капитала:

         dH/ dt    >   0                                                                (2)

         Условие (2) просто интерпретируется применительно к социуму в целом, когда рассматривается удельный (в расчете на одного человека, долл./чел. год) капитал [ 1  ]. Применительно к индивиду условие (2) отвечает восходящей стадии его развития. При старении ситуация иная.

         Согласно эргодинамической модели человека [  1   ] интеллектуальный и духовный капитал индивида асимптотически растут по времени жизни.  Что касается витального капитала, то он сначала, по мере достижения физической зрелости (до 14-16 лет), растет. Затем запускается механизм старения – капитал уменьшается, асимптотически стремясь к нулю (более детальный анализ динамики капиталов см. в [ 1   ]).

         Исходя из этого, выделим следующие стадии жизни индивида.

  1. 1)Восходящая стадия 1 – стадия физического становления (детство, юность – до возраста 14-16 лет), когда происходит становление человека как биологического субъекта. Для этой стадии имеем:

dH/ dt  > 0,  dV/ dt > 0,  dJ/ dt > 0,  dD/ dt > 0                      (3)

Развитие происходит по прогрессивной траектории всех составляющих капитала индивида.

  1. 2)Восходящая стадия 2 – стадия социодуховного становления. Для нее имеем:

 dH/ dt > 0,  dV/ dt < 0,  dJ/ dt > 0,  dD/dt > 0                          (4)

Здесь витальный капитал индивида начинает убывать  - запускается механизм физического старения. Но это убывание с избытком компенсируется ростом интеллектуального и духовного капитала.

  1. 3)Квазиравновесная стадия – стадия социодуховной зрелости. В ней суммарный капитал меняется незначительно. Наблюдается компенсация убыли  V   ростом   J    и  D  : 

dH/ dt  = 0,  dV/ dt < 0,  dJ/ dt > 0,  dD/dt > 0                           (5)

  1. 4)Нисходящая стадия – старчество. При этом в общем случае все капиталы  убывают:

dH/ dt < 0,  dV/ dt < 0,  dJ/ dt , 0,  dD/ dt < 0                               (6)

Происходит общее увядание, вплоть до окончания жизни.

         Историческое развитие происходило по пути роста продолжительности жизни. Этот рост имеет место при увеличении скорости роста V восходящую стадию 1 и при уменьшении скорости убыли V  в стадиях 2 и 3. Естественно, в историческом времени происходил рост интеллектуального и духовного капитала. Имело место также уменьшении в нисходящей стадии 4 скорости убыли капиталов.

Данная ситуация превалировала в историческом времени. Полагаем, что данная тенденция  имеет прямое отношение и к современному индивиду. Развитие, сопровождающееся сопряженным, согласованным ростом всех составляющих удельного человеческого капитала, названо нами  социогуманитарным [ 1  ].  Главный субъект социогуманитарного государства – «человек гармоничный». Для него характерно следующее: 1) максимально задействован «фактор детства», когда достигается наибольший начальный «запас устойчивости» жизни -  наибольшее значение  витального капитала  (здоровое, без стрессов, гармоничное детство [ 1 ]); 2) высокое интеллектуальное и духовное развитие; 3) минимальный расход по жизни витального капитала.

При этом индивид и общество в целом фактически придерживаются мировоззрения социогуманизма [ 1 ] и руководствуются им в жизни.

Заключение

 

Человек рассматривается как совершенствующийся эргопреобразователь («новый витализм»). Он аккумулирует энергию конечного источника в форме структурной энергии (человеческого капитала) и осуществляет работу: над средой жизнеобитания с целью ее гуманизации; по формированию биологических, социальных и техногенных структур; интеллектуальную и духовную работу.  Биосоциодуховная сущность человека описывается системной теорией человеческого капитала, рассматривающей капитал как сумму  составляющих: витальной (характеристика физического здоровья), интеллектуальной и духовной (характеристика человека как работника и носителя нравственности, соответственно).  Развитие человека происходит в направлении «человека гармоничного» - субъекта социогуманитарного государства. Его мировоззрение – социогуманизм, рассматривающий жизнь как высшую ценность бытия.

Социогуманизм – будущее мира. Будущее выстраивается настоящим. Социогуманизм  стоит на повестке дня.

 

Литература

 

  1. 1.Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. Изд 2-ое, исправленное и дополненное. М., ЛЕНАРД, 2012, 320 с.
  2. 2.Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. М., Папирус Про, 2001, 320 с.
  3. 3.Зобов В.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. Спб., Изд-во С.Петерб. ун-та, 2008, 461 с.
  4. 4.Философский  энциклопедический словарь. М., 1983, с.770.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить