Непризнанный гений не гений ?

Непризнанный гений не гений ? - фото 1Предлагается авторская трактовка проблемы гениальности в терминах эндогенной и экзогенной информации

                                                                                           На просеке, на островке протаявшей в апреле земли вижу чудо – гриб строчок. Как он чужд и непонятен своему окружению! Он опередил свое время. Он стал провозвестником будущего.
Так среди людей рождается иногда странный человек. Он чужд другим и непонятен. Он - из будущего. Он - непризнанный гений. Признанных гениев не бывает, ибо гений – из иного времени. Кто же признан и вознесен на вершину славы, тот не гений. Он – всего лишь незаурядная личность, обласканная судьбой

Из книги Голубева В.С. Дом, в котором чисто и светло [1].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

         Что есть гений истинный? С рождения ли он такой или обласкан судьбой? И что есть лжегений? Вспомним немецкого романиста Гофмана и героя одного из его произведений Циннобера: его погладила фея, и он, безобразный, всем стал казаться красивым. Какую бы гадость он ни делал, всем казалось, что это замечательно.

         Дадим следующую трактовку феномена гения. Это человек – автор гло- больных новаций. Он вносит принципиально новый вклад в прогресс стран мира и человечества в целом;, вклад, имеющий глобальное значение. Примеры. Гением был тот предок, который стал первым использовать огонь для цели своего выживания. Именно использование огня          выделило человека из природы. Далее. Все люди занимались собирательством. Гением был тот, кто первым дал начало земледелию. Все занимались охотой. Гением был тот, кто завел домашних животных. И так далее по всей истории (точнее, предыстории [2,3]) человечества.

         Критерий прогресса состоит в росте со временем (t) удельного национального богатства ( Ф ) социумов (в расчете на одного человека, долл.,чел.) [2,3]:

         dФ / dt > 0                                                                                                 (1)

Национальное богатство есть сумма частных капиталов: физического, человеческого, социального , природного. Отсюда вытекают разные типы гениальности. Гении  обеспечили прогресс производства частных капиталов: физического капитала (условно, «материальные гении»), человеческого капитала («гуманитарные гении»), социального капитала («социальные гении»), природного капитала («экогении»).

         В свою очередь, человеческий капитал есть сумма частных капиталов: витального (характеристика физического здоровья нации), интеллектуального и духовного (характеристики интеллектуальности и   нравственности нации, соответственно). Отсюда следуют гении сферы здоровья и медицины (условно «витальные гении»), сферы образования и науки («интеллектуальные гении»), духовной сферы - искусства, религии, философии («духовные гении»). К сему добавим «системных гениев», - тех, чей вклад в прогресс человечества   относится одновременно к     разным составляющим национального богатства.

         С другой стороны, лжегении те, кто в той или иной форме несет человечеству глобальный регресс.   В частности, лжегении – авторы философских и прочих учений, враждебных миру человека. Например, Ницше с его идеей сверхчеловека, ставшей одним из идеологических столпов фашизма. Считаю лжегениями   также физиков-ядерщиков прошлого века, создавших ядерной оружие, применение которого чревато гибелью цивилизации (хотя здесь мне могут возразить).

МОДЕЛЬ ГЕНИЯ

            Человек, познающий мир, воспринимает информацию, заключенную в изучаемом объекте (эндогенную информацию), - он ее расшифровывает и запоминает. При этом эндогенная информация изучаемого объекта становится экзогенной (внешней) для человека и затем перетекает в эндогенную информацию человека (память)

Например, гладкий камень в морском прибое содержит информацию о работе морских волн; рыхлая порода – сил выветривания и т.д. Человек эту информацию воспринимает и «обрабатывает». Информация содержится в любых объектах – живых и неживых. Но только жизнь, в особенности, ее высшая форма – мыслящий человек – способен ее «прочесть», удержать в памяти и задействовать для своих целей (выживания, развития и т.п.).

Следует, таким образом, различать информацию как характеристику объектов, их состояния, с одной стороны (эндогенная информация) и информацию как процесс передачи информации, с другой (экзогенная информация). В неживых телах (как и в живых) информация присутствует, но процесс ее передачи (переход эндогенной информации в экзогенную) организуется лишь при существовании жизни, ее воспринимающей. Жизнь является, таким образом, приемником экзогенной информации, субстанцией, организующей ее поток с целью познания воспринимающим субъектом окружающего мира.

Информационный аспект эволюции заключается в следующем. Прогрессивное развитие системы (выделенного объекта или их системно связанных совокупностей) происходит при росте ее эндогенной информации за счет увеличения информационной емкости системы, ее способности отражать и запечатлевать окружающий мир, «абсорбировать» экзогенную информацию в тезаурус системы. Это происходит при увеличении структурной сложности и организованности системы – росте ее структурной энергии [2,3].

Cделать гениальное открытие – это еще пол дела. Нужна информация об открытии, адресованная ее пользователю (приемнику информации). Прогресс информационного процесса – передачи информации – происходит при увеличении потока экзогенной информации, организуемого и воспринимаемого приемником; росте ее количества и качества; увеличении информационной емкости приемника путем перехода экзогенной информации в эндогенную.

Дадим простейшую модель гения, отражающую существенные характеристики рассмотренных информационных процессов. Пусть I0 - количество эндогенной информации творца глобальной новации. Зададимся тем ее значением   (I0 min ), которое отвечает мингимальному требованию гениальности творца. Необходимое условие гениальности творца будет:

I0 > I0 min                                                                                                        (2)

Если эта информация не получит необходимого распространения (умножения), то ее творец- не признанный гений. Чтобы стать признанным гением, условие (2) необходимое, но не достаточное. Дополнительно требуется, чтобы данная информация стала доступной широкому кругу пользователей. Для этого необходимо организовать процесс передачи этой информации  от творца к пользователям. Это реализуется средствами массовой информации – публикацией статей, книг, выступлениями на конференциях и т.п. Происходит «размножение» информации с последующим ее переходом в эндогенную информацию пользователей.

Пусть суммарная эндогенная информация коллективного пользователя будет IЭ , причем:

Iэ   = nI0                                                                                                     (3)

где п - число пользователей (число людей, которые восприняли исходную информацию).   Зададимся  значением IЭmin , которое отвечает минимальным требованиям признанной гениальности. При этом имеем:

Iэ min   = nminI0                                                                                               (4) Тогда условие признанного гения будет:

n   > nmin                                                                                                                                                 (5)

Таким образом, гений становится признанным, если число пользователей информации I0 превышает их некоторое фиксированное значение (nmin).                                                                                                                                                 

Из этого вытекает следующее. Научная информация доступна весьма ограниченному кругу лиц. Ее признанию препятствует старое знание. Его представители на научном Олимпе, что усугубляет ситуацию. Наоборот, информация сферы искусства доступна намного большему кругу пользователей. Поэтому научные гении, как правило, если и получают признание, то после смерти. Наоборот, гении сферы искусства получают в большинстве случаев признание при жизни. Недаром за знаменитыми актерами (назвать их гениями вряд ли можно) выстраивается очередь из обожателей.

ОБ АВТОРСКИХ НОВАЦИЯХ

«Злой» читатель скажет: автор пишет о своих новациях, напрашиваясь в гении. Не стану ему возражать. Умный же читатель, надеюсь, сделает другой вывод – о том, что оценка работы   научного сотрудника со стороны административных научных структур (Президиум РАН, дирекция институтов и др.) происходит не по объективным показателям, а чисто субъективно. Следствием этого является недостаточный уровень научных исследований. Российских нобелевских лауреатов нет и не предвидется.                                                               

         Авторские новации касаются ряда естественных и гуманитарных наук, а в особенности наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество. Предложены следующие главные новации [3]:

-   естественно-гуманитарные науки   эргодинамика и гармонология;

- в физической химии - динамика сорбции в пористой среды с проточными и застойными зонами;

- в гидромеханике – теория фильтрации в пористой среде с проточными и застойными зонами;

- в геохимии – динамика геохимических процессов;

- в геологии - теории динамики метасоматоза и рудообразования на подвижных геохимических барьерах;

- в экологии – биосферная функция человека, устойчивость биосферы, от охраны к гуманизации окружающей среды;

- в учении о социоприродной эволюции – структурная энергия и критерии прогресса, эволюционное время;

-   в физике -   трактовка второго начала термодинамики на основе сопряжения процессов;

-   в экономике – системная теория капитала, национальное богатство и индекс качества жизни;

-     в социальных науках – учение социогуманизма (экосоциогуманизма), концепция гармосферы;

- в человековедении – эргодинамическая модель человека, системная теория человеческого капитала;

-     в философии – триалектика;

-   в науковедении – индекс успешности научного работника и индекс качества научной работы;

         -   в геополитике: концепция суверенной глобализации,   установка евроссийства для Украины, гармонология   как научная основа дипломатии.

         Эти новации отражены в порядка 500 научных публикациях, в том числе, в 35 книгах; а также в авторском блоге:                      
https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym. Преимущество публикаций в авторском блоге – их легкая доступность по сравнению с публикациями в академических журналах, а также отсутствие научной цензуры.

         Насколько оценены эти новации   научному сообществу и оценены ли, для автора остается под вопросом. С одной стороны, автор инициировал некоторые научные дискуссии и участвовал в других [4]. Его точка зрения побеждала. Но на научном Олимпе оказывался не он, а его оппоненты. И это несмотря на то, что по числу и разнообразию новаций автор вряд ли имеет «конкурентов» в академическом сообществе.

         Более того, отношению ко мне официальной научных структур было по существу издевательским. Меня без обоснования причин дважды увольняли с работы в РАН (Геологический институт, Федеральный исследовательский Центр «Информация и управление» РАН). Приведу из имевших быть место один    анекдотический пример такого отношения.

         В некоем году прошлого столетия Ваш автор участвовал в академических выборах. Обратился к тогдашнему академику-секретарю отделения геологических наук РАН академику Д.В.Рундквисту с предложением объявить вакансию член-корреспондента по новому направлению «геоэкология». Однозначного ответа не получил. Сходил на поклон к влиятельному тогда академику В.А.Жарикову (своему оппоненту в прошедшей дискуссии по проблеме метасоматоза). Он меня заверил, что если вакансия по геоэкологии будет, то на нее, кроме меня, нет достойных претендентов. Действительно, такая вакансия была объявлена, но лишь для «молодых» ученых (моложе 50 лет). Мне же было уже за 50, и принять участие в выборах по специальности геоэкология я уже не мог. Теперь воспринимаю этот анекдотический случай как насмешку и издевательство в мой адрес.

         Процедура академических выборов должна быть изменена [2]. Выбирают в академики и член-корреспонденты сами члены Академии. Это все равно, если бы в Госдуму выбирал не народ, а сами думцы. Такая процедура не дает качественных результатов в развития данного сообщества: выбирают в члены Академии себе же подобных. Характерно, что основные научные новаторы - доктора наук – членами Академии не являются. Реформирование Российской академии наук – объективное требование времени. Эта проблема мною подробно обсуждалась [4,5].

         Авторские новации во многом перпендикулярны существующим научным разработкам по ряду коренных вопросов. В чем-то они принципиально меняют картину мира. Однако реакция научного сообщества на эти новации практически отсутствует. Моя критика   общепринятых взглядов по ряду проблем остается без ответа. Фактически имеет место замалчивание моих работ. Единственное исключение – научное направление «динамика геохимических процессов», по которому было проведено шесть всесоюзный научных симпозиумов (раз в 4 года).

         Обращения же автора в различные академические и другие структуры (в частности, к Президенту РАН, директорам ряда академических институтов, ректору МГУ) о необходимости приоритетного развития наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество, успеха не имели.

         В чем причины замалчивания? Пожалуй, их, по крайней мере, две. Одна из них отвечает поговорке «каждый сверчок свой знай шесток». Какой-то доктор наук замахивается на глобальные проблемы. Их не может решить вся Академия. А тут находится некий «гений» и дает эти решения. Другая причина: автор новаций – физик, в социогуманитарных проблемах не разбирается. Зачем же он в эту проблематику суется. Ситуация отвечает двум известным поговоркам. Одной: да он разбирается в этих вопросах «как свинья в апельсинах». И другой: «со свиным рылом да в калашный ряд?».

         И рождается следующая картина. Ты чужак, ничего в науке не понимаешь. Тебя не хотят знать и не знают. Никакой информации о твоих новациях не будет. Замалчивание тебя – благо (ср. с поговоркой «молчание – золото»). В итоге у тебя возникает вопрос: зачем и кому нужны твои научные потуги, которые ты называешь новациями? Ты посвятил свою жизнь науке. Но твоя наука никому не нужна. Значит, твоя жизнь не имеет смысла?

Полагаю, что это все-таки не совсем так. Мои новации   в научных трудах, книгах. Придет   время, которое востребует эти новации. Обсуждаемый вопрос является частным случаем общей проблемы: что такое «жизнь» после смерти. Здесь не имеются ввиду построения   иррационального знания о бессмертии души и т.п. – выдумки ума. Применительно к индивиду смысл жизни состоит и в том, чтобы передать потомкам свой накопленный капитал. И чем он больше, тем осмысленнее жизнь человека.

Действительно, человеческий капитал [2.3] ушедшего из жизни не нивелируется, а переходит в другие   формы. После человека остаются дети – его витальный капитал перетекает к ним. В разные формы переходят интеллектуальный и духовный капиталы. Причем эти капиталы могут становиться как бы «вечными», передаваясь из поколения в поколение. Простейшие примеры: гениальные произведения искусства – книги, картины, музыка. И чем более эволюционно продвинут творец, тем больший его вклад в страновый капитал последующих поколений. Если же вклад индивида в будущее нулевой (нет детей, нет вклада в будущее от его интеллектуального и духовного капитала), то истинный смысл жизни у такого индивида отсутствует.

         Наработанный индивидом капитал вливается в общий капитал социума, становясь его частью. Прогресс социума имеет место при условии роста его удельного (в расчете на одного человека) капитала (национального богатства) (формула (1). Этот рост происходит в том числе и за счет капиталов ушедших из жизни индивидов. Поскольку прогресс – свойство систем «жизни» (в обобщенном смысле), то в этом смысле существует и «жизнь» после смерти. Ее суть – участие в развитии социума капиталов (структурной энергии)   ушедших индивидов.

Литература

  1. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.
  2. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
  3. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии, М., ЛЕНАНД, 2024.
  4. Голубев В.С. В поисках гармонии М., ЛЕНАНД, 2022.
  5. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М., ЛЕНАНД, 2017.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить