
Пережидал дождь под елкой.
Ямка под дождем переполнилась.
Из нее потек ручей.
И чем сильнее лил дождь, тем полнее был ручей.
Эта картина явилась мне символом совершенного человека.
Чем он больше получает, тем все больше отдает.
(Из книги Голубева В.С. «Дом, в
котором чисто и светло»).
Начну со сравнения. Жизнь человека как костер. Костер поджигают. Он разгоряется. Горит. Угасает. Гаснет. Остаются зола и головешки. Экономическая характеристика человека – капиталы витальный, интеллектуальный и духовный [1]. Их аналоги для костра такие. «Витальный капитал» – солнечная энергия, аккумулированная в горящей древесине. «Интеллектуальный капитал» - качество костра: пламенеет он или тлеет. «Духовный капитал» - выделяющийся при горении углекислый газ, ресурс жизни на Земле. «Человек Гармоничный» - пламенеющий костер. Человек дисгармонии –«конечный человек», тлеющий костер. «Цель» у жизни и костра одинакова – жизнетворение [1].
Прогресс – закон Природы. Это относится и к феномену человека. Так что же означает прогресс человека? Как уже показано, это означает траектория развития от «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному [1-3]. Действительно, главный принцип гармонии – «все в меру». Система, в которой разрешена противоположность «разум – чувство» (через «разумное чувство»), эволюционно более продвинута, чем системы, отвечающие крайним составляющим данной противоположности.
Согласно одному из законов гармонии [1], чрезмерное («дурное») развитие какой-либо одной из составляющих противоположности ведет к ее перерождению в другую ее составляющую. Так, чрезмерное добро становится злом. Чрезмерный рост разума оборачивается неразумением. «HomoSapiens» дисгармоничен. В нем однобоко развит разум, тогда как чувство угнетено. Одним из следствий этого стало создание ядерного оружия глобального самоуничтожения цивилизации.
«Человек Гармоничный» cовершает по жизни работу гармонизации – разрешает социогуманитарные противоположности. Одна из них «брать – отдавать». Ее предельные носители, условно, «человек – грабли», который все гребет по себя; «человек–сеятель», который отдает. Разрешается данная противоположность формулой «брать, чтобы отдавать». Либерализм эту противоположность не разрешает, а углубляет (имеется ввиду рост социального расслоения и др.). Феномен «человек–грабли» стоит у истоков миллионщиков, а «человек – сеятель» - у истоков мировых гениев. Социальный строй на принципах либерализма – строй социального регресса. Ему оппонирует строй прогресса - социогуманизм [4].
Дисгармоничное поведение индивида можно объяснить и даже принять, поскольку негативные последствия такого поведения касаются в основном его самого. Так, один из главных выводом из прожитой автором жизни таков: все негативные ее события - следствие того, что им не разрешалась противоположность «чувство – разум». Но другая ситуация в случае, когда дисгармонична правящая элита. В этом случае решения, принимаемые ею, оказывают негативное влияние на общество в целом. И это если можно объяснить, то принять нельзя.
Неприятие властными политическими элитами установок гармонии стало причиной событий на Украине. Для Украины существенной оказалась противоположность Россия-Запад. Мучительно решался вопрос: куда идти Украине – в Европейский Союз или в Таможенный Союз. С позиций науки о гармонии для Украины научно обоснован и выгоден гармонический синтез противоположности Россия-Запад – евроссийство [1]. Он дает больший потенциал для ее развития. Именно по пути нейтрального статуса следовало бы идти Украине – стать «мостом» между Россией и Западом. Однако Россией проводилась политика по привлечению Украины в Таможенный Союз; политика, не учитывающая постулаты гармонии. Наоборот, Запад манил Украину в НАТО. Если бы Украина, вопреки всему этому, избрала для себя нейтральный статус, то не было бы ни СВО, ни противостояния Россия – Запад.
Феномен войны имеет две составляющие: собственно военные действия и ВПК (две стороны медали под названием «позор цивилизации»). Собственно война отвечает ситуации, когда у элиты, ее инициирующей, чувство затмевает разум [1-3]. Наоборот, ВПК отвечает затмению чувства разумом. В последнем случае чувство «протестует» против изобретения все новых орудий убийств (нет ничего более отвратительного, чем танк, пушка, бомба и др.). Между тем, «дурному» росту разума нет «красных линий». Ему нужно изобретать «новые», все более изощренные орудия убийства. При этом противоположность «разум – чувство» не разрешена: одерживает «победу» либо разум, либо чувство.
Дисгармония чувства и разума проявляется в многочисленных публикациях в СМИ и выступлениях по телевидению. В них проводится мысль о необходимости победы в СВО на Украине. Основной мотив политологических шоу на ТВ – «победа будет за нами». Но это означает длительную военную кампанию. А этого как-раз и хочет коллективный Запад. Как это понять? «Победа» не возможна без будущих жертв среди военных и мирного населения. Неизбежно дальнейшее разрушение инфраструктуры, деградация природной среды и пр. Но участников политологических шоу это, кажется, не волнует и об этом избегают говорить.
Участники передач не учитывают законы социоприродного развития. Применительно к СВО «победа» (капитуляция Украины) усилит русофобию украинцев и приведет к новым конфликтам. Мирные переговоры и компромисс – оптимальный сценарий, отвечающей установке «мир с позиции гармонии силы и разума». Компромисс эволюционно более продвинут, чем победа. При нем нет явного поражения и унижения одной из воюющих сторон.
Лишь два примера, подтверждающие преимущества компромисса по сравнению с победой. Поражение и унижение Германии в первой мировой войне (победа Антанты) имели следствием фашизм и вторую мировую войну. «Победа» Запада на Украине (майдан 2014 г.) имела следствием противостояние Запад-Россия и СВО. Если бы Россия тогда (2014 г. и ранее) способствовала нейтральному статусу Украины (компромисс, названный мною «евроссийством» [1,2]), то, возможно, не было бы ни СВО, ни противостояния Запад – Россия. «Победа» же в СВО только усилит русофобию украинцев и приведет к новым конфликтам. Мирный переговоры и компромисс – единственно приемлемый сценарий для Украины.
В связи с изложенным чрезвычайно актуальной становится наука о гармонии и компромиссах. Человек – существо двойственное: добро и зло в нем перемешано. Цивилизация еще не нашла эффективного способа устранения в человека зла. Культура лишь частично справляется с данной проблемой. Требуются новые способы устранения зла. Такой способ – социогуманитарное государство, цель которого гармоническое развитие человека [4]. Будут выработаны эффективные способы гармонического разрешения противоположности «добро – зло». И не только применительно к индивиду, но и к обществу в целом. Как сказал Президент на ПМЭФ-2024, «мы будем строить гармоническое общество будущего». Если же установки гармонии не осуществятся, а «HomoSapiens» не будет снят «Человеком Гармоничным», то «дурной» рост разума, не сопряженный с чувством, способен привести человечество к фатальным последствиям. Это не только возможная ядерная война, но и разработки биологов (недаром на некоторые из них уже наложено добровольное вето), рукотворные эпидемии (коронавирус) и многое другое. Настанет конец человека.
Ваш автор возможно, единственный, кто развивает науку о гармонии в системе «природа – человек – общество» как естественно-гуманитарную со своим оригинальным теоретическим аппаратом. Беру на себя смелость утверждать: наука о гармонии в системе природа – человек – общество (гармонология [1]) – научный базис Нового мира на началах гармонии. Новый мир – гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Этот мир либо состоится, либо впереди деградация общества и человека. Понимание этого современниками (в том числе, научным сообществом) еще не пришло. Как правило, научные новации глобального значения современниками игнорируются и даже замалчиваются. Признание их приходит позже, когда автора новации уже нет в живых.
Так происходит и с новой наукой гармонологией. Ее разработки просто замалчиваются. Авторы альтернативных исследований (например, концепции ноосферы), ложных с точки зрения гармонологии, делают вид, что не замечают критики в свой адрес. Или им нечем возразить?!
Классическим примером роли науки в развитии человечества является теория Маркса, которая, спустя годы после его смерти, изменила мир. Применительно к современности имеем более частный пример: модель «ядерной зимы» существенно повлияла на мировую геополитику.
Литература
1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
2. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М., ЛЕНАНД, 2024.
3.https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom- golubevym.
4. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.