Идея природы и идея цивилизации

Идея  природы  и идея цивилизации - фото 1Ранее с позиции гармонологии [1-3]   показано, что существующие сейчас и ранее цивилизации  cледует рассматривать как   предысторию человечества. В ней задействована «диадная парадигма» развития, как «борьбы» противоположностей В истинной истории, которая еще не наступила, станет задействована «триадная парадигма» развития, как гармонического разрешения противоположностей.

         Предыстория – мир дисгармонии. Взгляд на мироустройство и понимание феномена человека в предыстории страдали односторонностью, не учетом   установок социоприродной гармонии. Материальный (в том числе техногенный) прогресс заведомо опережал социогуманитарный, рост эволюционного качества человека. Следствием техно-гуманитарного дисбаланса [1-3] стало изобретение ракетно-ядерного оружия, способного уничтожить цивилизацию. Не получал удовлетворительного решения главный вопрос бытия: кто мы, откуда, куда идем. А без решения данного вопроса не ясен смысл бытия человека, что порождает социальный хаос и бездуховность.

         Цель данного сообщения: на базе гармонологии предложить оригинальную трактовку проблемы «человек в биосфере». Имеется ввиду   природа человека, его место в биосфере, его эволюционное предназначение.

Идея Природы

         Природа описывается законами гармонии [1-3]. Имеет место не «борьба» противоположностей, а их гармоническое разрешение. С позиции гармонологии [1] противоположность «смерть-бессмертие» разрешается формулой их гармонии «конечная продолжительность жизни индивидов и бесконечность жизни в целом».

         Идея Природы применительно к миру человека - «вечная непрерывающаяся жизнь человечества в целом». Все, что происходит с человеком, подчинено этой цели. Для этого человек рождается, нередко случайно. Заводит детей. Умирает, чтобы освободить «место под солнцем» новому поколению. Не умереть не может, иначе Земля переполнится людьми и ресурсов для их существования не хватит. И все это бесконечно повторяется (этакая «дурная бесконечность»?).

         Кто поставил этот спектакль? Природа? Зачем он ей? Простого ответа нет. Приходится лишь констатировать, что таков закон этой вечной несовершенной жизни. Ее несовершенство в конечности индивидуальной жизни. С позиции человеческой морали смерть не может рассматриваться как «чистое» средство. Если человек часть Природы, то не значит ли это, что Природа «аморальна»: для нее цель («вечная» жизнь) оправдывает средство (смерть индивида)?

         Итак, с позиции гармонологии cущность человека трактуется на основе гармонического разрешения противоположности смерть-бессмертие – через «вечность» феномена жизни человечества в целом и конечность индивидуальной жизни. Человек выступает, образно говоря,   посланцем «вечности». Ибо смысл его существования - жизнетворение с тем, чтобы обеспечить «вечность» существования человечества. Это реализуется через репродукцию.

         Природа «отказалась» от бессмертия индивидуальной жизни. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание жизненных ресурсов и прекращение жизни. Для этого она выработала стихийные механизмы индивидуальной смерти, реализуемые с помощью бактерий, вирусов, стихийных бедствий, войн и др.

        Удивительно следующее: то, что нужно природе, оказывается нужно и человеку, имея ввиду, например, рождение детей. Как это ей удалось так сформировать ценности человека? Чего, естественно, не скажешь о смерти: Природе она нужна, а индивиду нет.

         Может ли человек примириться со смертью? Да, поскольку она неизбежна. Примириться – это значит принять гармонию жизни и смерти. Противоположность «жизнь – смерть» разрешается формулой их гармонии «жизнь детей – смерть родителей».   Необходимое условие такой гармонии – родители умирают раньше детей. Если наоборот, то это – дисгармония, а на языке чувств - наивысшая трагедия. Страшна не смерть. Страшна смерть своих детей, порождающая дисгармонию.

         Природа изобрела многочисленные механизмы, делающие смерть естественной и даже желанной для людей. Преклонный возраст. Болезни. Дисгармония в семье. Смерть детей. Неприятие профессиональной средой. Гнетущая обстановка в стране и мире. И т.п.

Идея Цивилизации

         Одно из принципиальных отличий мира человека от мира Природы - искусственное получение и использование человеком энергии. Человек выделился из Природы, когда овладел огнем. Свет костра зажег в человека свет разума. Началось становление цивилизации.

         Идея Природы - «вечная, непрерывающаяся жизнь человечества» – не включает в себя аспект продолжительности жизни. Действительно, в древние времена продолжительность жизни была существенно меньшей, чем в современную эпоху. Тем не менее, человеческий род сохранялся. С эволюцией разума постепенно увеличивалась продолжительность индивидуальной жизни. Цивилизация «сняла» стихийные механизмы выживания человечества регулируемым развитием. Имеются ввиду наука, медицина, здравоохранение, гигиена и т.п. Заметим, что регулируемое развитие есть гармонического разрешение противоположности стихийное-управляемое развитие [1-3]. При этом сочетаются: невмешательство в механизмы естественной смерти, с одной стороны; и предотвращение преждевременной смерти, с другой (лечение болезней, рост качества жизни и др.).

         Предложенная выше формула гармонии жизни и смерти есть необходимое условие гармоничной жизни. Но в условиях цивилизации не достаточное. Ибо с позиции «чувства»  человек не приемлет смерть, а желает максимально долгой   жизни. Цивилизация постепенно усовершенствовала   формулу гармонии жизни и смерти, фактически преобразовав ее в следующую: «жизнь детей максимально возможной продолжительности – смерть родителей».

         Идея Природы трансформируется цивилизацией. Идея Цивилизации - «вечная непрерывающаяся жизнь человечества в целом, сопряженная с максимально возможной продолжительностью деятельной жизни индивида». В этом состоит миссия цивилизации. Все, что в мире человека было, есть и будет, подчинено реализации Идеи Цивилизации. При этом «деятельная жизнь» означает жизнь, сопряженную с результатами труда индивида (материальными, интеллектуальными, духовными). И чем значительнее эти результаты, важные не только для современников, но и для потомков, тем полнее исполняется Идея Цивилизации. Оставить индивиду свой след в истории – одна из главных ценностей Цивилизации.

         Для реализации Идеи цивилизации Природа наделила человека разумом, благодаря чему он задействовал ряд механизмов поддержания устойчивости биосферы [4]. В частности, горючие полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, газ) - это   материальное богатство биосферы, отложенное про запас. Человек использует эти ресурсы для получения энергии. При сжигании ископаемого топлива выделяется углекислый газ – «пища» растений. Тем самым человек компенсирует естественную убыль углекислого газа в атмосфере, которая имеет место   вследствие затухания «геологической жизни» Земли - тектоно-магматических процессов [5]. Они доставляют в атмосферу углекислый газ из глубин Земли. Энергетический ресурс цивилизации переходит тем самым в ресурс   биосферы.

         Развитие разума имеет для Природы значение и в ряде других аспектов. Так, технический прогресс способен устранить угрозу столкновения Земли с космическими болидами, чреватую уничтожением земной жизни. Разум способен справиться и с проблемой исчерпания   ресурсов цивилизации, перенаселения Земли и др.

        

         Разум – инструмент сохранения биосферы в эпоху цивилизации. Одновременно он и инструмент роста продолжительности жизни человека. Продолжительность жизни определяется изначальным запасом структурной витальной энергии (в стоимостном выражении, витального капитала) и скоростью ее расходования [6]. Витальная энергия сначала растет (с момента рождения до 14-16 лет), а затем уменьшается – включается механизм старения. Наибольший начальный ее рост отвечает благополучному, без стресс, детству. Скорость убыли структурной энергии в основном определяется образом жизни человека. Гармоничному образу жизни, дающему максимальную продолжительность жизни, отвечает социогуманитарное мировоззрение «жизнь – высшая ценность бытия». Человек, обладающий этим мировоззрением, трепетно, бережно относится к феномену жизни - своей, других людей и Природы.

         Проблема гармонии жизни человека в цивилизации имеет основные составляющие:   благополучное детство – гармоничный образ жизни – максимально возможная продолжительность деятельной жизни.

Заключение

         Установки антропоцентризма «биосфера для человека» и биоцентризма «человек для биосферы» односторонни и потому не верны. Действительности отвечает синтетическая установка «не только биосфера для человека, но и человек для биосферы». Биосфера дает человеку ресурсы, необходимые для жизни. Человек исполняет биосферную функцию сохранения и поддержания устойчивости биосферы.

         Идея Природы по отношению к человеку – сохранение человеческого рода. Оно реализуется через репродукцию и гармонию жизни и смерти. Жизнь в целом есть гармоническое разрешение противоположности «быть – не быть» формулой «временно быть».

         Идея Цивилизации – сохранение человеческого рода, сопряженное с максимально возможной продолжительностью деятельной жизни индивида. В этом миссия цивилизации. Политическую практику следует основывать на понимании данной миссии и ее исполнении. Ядерная война означала бы не исполнение миссии.

        

Литература

1.  Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

2. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М., ЛЕНАНД, 2024.

3.https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-   golubevym.

4. Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. М., ПАПИРУС ПРО, 2001.

5.   Голубев В.С. Модель эволюции геосфер. М., НАУКА, 1990.

6.   Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить