
Дорогой читатель! Не знаю, как тебе, но мне не уютно жить в государстве, существующим по канонам либерализма. Где социальные противоположности не разрешаются, а углубляются. Для автора оказались приемлемыми два выхода из мира дисгармонии: Природа и наука. Это – страны познания. Там живет «Человек Познающий». Удивителен и таинственен мир познания
Природа
Авторские поиски гармоничной жизни через общение с Природой и даже слияния с ней отражены в книге «Дом, в котором чисто и светло» [1]. Эта книга сложилась из заметок, которые писались всю жизнь. Писались не случайно. Во мне кто-то как бы заложил эту потребность писать. Я лишь исполнял предначертанное. Вряд ли моя книга найдет читателя сегодня. Она – книга завтрашнего дня.
Как-то меня спросили: сколько стоит Ваша книга? Я ответил: «Она бесценна». Также как бесценен каждый человек. Но мы живем в примитивном мире материализма и рынка, для которого имеют цену лишь то, что можно измерять в деньгах. Мысли же, аккумулированные в книгах, не материальны и их стоимость в либеральном мире – копейка.
Но если все-таки книга поступит в продажу, то за сколько ее станут продавать? Вряд ли ее цена превысит стоимость посещения футбольного матча. Так неужели можно сопоставить это зрелище (от которого через день-два не останется и следа) от возможности читать «книгу живого знания» сегодня, завтра, всегда? Неужели «ноги» футболиста значимее для мира, чем многолетняя «работа» мысли, запечатленная в книге? Которая вечна. Неужели древний лозунг несовершенного человечества «хлеба и зрелищ» возродился теперь еще в более примитивный «денег и зрелищ»?
Да, моя книга бесценна. Также как бесценны такие шедевры о человеке в Природе, как «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло и «Старик и море» Э. Хемингуэя. К сожалению, понимание этого доступно лишь единицам. И вряд ли эти единицы имеют информацию о моей книге. Ибо для рынка она – чужеродное явление. Так же как и «Песнь о Гайавате». Я спрашивал многих, читали ли они это произведение. Оказалось, что большинство вообще первый раз о нем слышат. Еще одно свидетельство того, что современность – это мир предыстории, мир человека дисгармоничного. История еще не наступила [2].
Наука
Когда я заканчивал школу, для меня не существовало вопроса: куда идти учиться дальше. Учиться , чтобы по окончанию учебы работать в науке (ядерной физике). Азбучная истина – современная цивилизация существует только благодаря науке. Азбучный парадокс: место науки где-то на шестке печки мира. Но это я понял лишь годы спустя.
Наука – особая удивительная страна. Не каждый способен стать ее жителем. А те, кто в ней, близок к идеалу свободного труда. Наука – лучшая профессия. Но очередной парадокс: наука – все; и обесцененность ее в социальной практике. В стране непрерывно происходит снижение престижа ученого. Ученые степень и звание важны, ибо они фиксируют результат творчества. На деле же они ничего не значат. Те же завистники, кто этому способствовал, ни какой ученой степени не имеют и не способны иметь. Отказываясь от приоритетности развития науки (а это показывают все те немыслимые реформы, которым подвергалась наука за последние годы), государство утрачивает перспективу развития.
Какая-нибудь ничтожная певичка, или футболист, или другой «баловень судьбы» собирают на свои выступления массы людей. Либерализм почитает этих людей значимее любых носителей научных новаций. «Ноги» футболиста ценятся на порядки больше «мозгов» ученого. Но это – верный признак пещерной цивилизации недочеловеков. Ибо социальная значимость массовых зрелищ под вопросом. Она сводится к издревле известной формуле «хлеба и зрелищ» ( в современной интерпретации «денег и зрелищ»). Никакие даже космические зрелища не решают основной задачи нашей цивилизации - быть устойчивой, не подвергаться социальным, природным потрясениям и войнам. Никакие зрелища не сопоставимы по значимости с книгой, способствующей гармоническому развитию человека.
Врач не сможет лечить больного, не владея медицинской наукой. Куда более сложной является проблема стратегии развития, как мирового, так и странового. На практике мир в будущее ведет элита, не владеющая законами социоприродного развития (возможно, даже не подозревающая об их существовании). Это – законы не «борьбы», а гармонии, выработанные Природой за млрд лет ее эволюции. Что, кажется, не надо даже доказывать, являясь само собой разумеющимся, отвечающим здравому смыслу. Но парадокс в том, что здравый смысл в политической практике нередко переворачивается, превращаясь в свою противоположность – несмыслие [2].
Развитие науки должно находиться в центре государственной политики. Между тем, отношение к науке в советское время и в настоящем диаметрально противоположны. В советское время наука находилась в числе главных приоритетов государственной политики. Был высок престиж науки. Либеральная контрреволюция 90-х годов прошлого столетия бесконечно унизила науку. И это унижение не пережито до сих пор.
В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ
Путь каждого в науке не повторим. Вместе с тем, существует нечто общее, характеризующее научный поиск в целом. Есть начальная и конечная координаты научной траектории. Полагаю: начальная координата задается извне, конечная – изнутри, на основе уже пройденного научного пути.
Сошлюсь на свой пример. Случайным было знакомство с незаурядным ученым-химиком Киргинцевым Алексеем Николаевичем. Общение с ним определило мои научные интересы (в области динамики сорбции) на несколько лет вперед. Еще более странным был последующий поворот в науке (от физической химии к геохимии), происшедший в результате знакомства и общения с замечательным своей увлеченностью геохимией Гарибянцем Артемом Аркадьевичем. Дальнейшая траектория сама собой привела автора к изучению феномена социоприродной гармонии. Этот путь определился самопроизвольно, имея четкую внутреннюю логику «самодвижения». Конечная координата этого пути – новая естественно-гуманитарная наука гармонология [1,2].
Автор уже неоднократно анализировал свой путь в науке (физика – химия – геология – экология – эргодинамика - экономика – человековедение - учение социогуманизма – гармонология) [2-5]. При этом новации предыдущего этапа являлись базисом для следующего. Со стороны же научного сообщества имело и продолжает иметь место замалчивания авторских новаций. И это несмотря на то, что новации отвечают законам социоприродного развития и требованиям современности.
Так, выступая на ПМЭФ-2024, Президент РФ Путин В.В. сказал: «Мы будем строить гармоническое общество будущего». Но сонмы государственных чиновников и номенклатурных академиков этого не слышат. Между тем, Россия может стать первой страной, следующей по научно обоснованной траектории гармонического развития. Необходимые предпосылки для этого имеются. Россия является родиной учения социоприродной гармонии [2-5] и социогуманизма [6]. Цели, сформулированные в Национальных Проектах, отвечают траектории гармонического развития и знаменуют начало перехода от социального к социогуманитарному государству [7].
Замалчивание авторских новаций – свидетельство того, что они опередили свое время. Следующие обстоятельства это подтверждают. Защита кандидатской диссертации автора на Химическом факультете МГУ длилась около 4 (!) часов. Высшая Аттестационная Комиссия (ВАК) в течение двух лет не могла утвердить докторскую диссертацию автора. Рукопись монографии «Модель эволюции геосфер» [8] находилась у академика А.Л.Яншина два с половиной года, прежде чем он представил ее к печати. Мои работы уже тогда не отвечали ряду существовавших представлений. Было не ясно, как к ним относиться. В дальнейшем ситуация только усугубилась. Авторские новации во многом перпендикулярны существующим научным разработкам по ряду коренных вопросов. В чем-то они принципиально меняют научную картину мира.
О причинах замалчивания автор неоднократно писал [2,3]. Дополнительно коснемся соотношения двух наук - психологии и человековедения [9]. Психология — гуманитарная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Но человек существо синтетическое: биологическое, социальное и духовное, одновременно [9]. Cледовательно, психология – частичная наука о человеке, изучающая лишь одну из триады его составляющих – духовную. Изучать одну сторону человека в отрыве от других не достаточно, поскольку все они взаимозависимы, сопряжены друг с другом. Наоборот, человековедение – обобщающая наука о человека, изучающая его в единстве всех трех составляющих. С этих позиций можно рассматривать психологию как часть человековедения. Тогда следовало бы переформатировать психологические факультеты вузов на факультеты человековедения.
Коротко еще об одной проблеме. Автор проработал в науке более полувека. За это время им опубликовано порядка 500 статей в научных журналах и 36 научных монографий. Развиты две новые естественно-гуманитарные науки эргодинамика и гармонология, дано новое учение социогуманизма, а также предложен ряд новых научных направлений (динамика геохимических процессов, интегральная экономика и др.). За свои гроши издал несколько книг. Последние годы (начиная с 2018 г.) работал в науке на общественных началах (без зарплаты). В рамках этой свободной науки развил главную свою новацию - гармонологию [2].
Что же дала автору наука (точнее, государство через бюджетное финансирование науки)? Грошовую зарплату, незаконное сокращение с работы, грошовую пенсию. Стыдно признаться: при выходе на пенсию я вообще не имел сбережений. И это при том, что было время, когда приходилось работать одновременно в трех разных организациях, совмещая научную работу с преподаванием. То была эпоха Ельцина и прочих перевертышей, предавших советскую власть ради обладания капиталом.
Среди тех, с кем автору пришлось общаться по жизни, миллионщиков не было. Были обычные люди, в жизни которых была задействована издревле известная установка благополучной жизни «все в меру». Откуда же появляются все новые и новые миллионщики с капиталами, честно заработать которые – все-равно, что слетать на Марс. Неразрешаемость противоположности «богатые – бедные», ее углубление – свидетельство того, что социум движется по траектории регресса и социальной нестабильности.
Естественно-гуманитарные науки, изучающие систему природа – человек – общество, главный приоритет науки ХХI века. Они эволюционно более продвинуты, чем естественные и гуманитарные науки, являясь их гармоническим синтезом. Одна из главных их задач – исследовать условия самосохранения и развития человека и цивилизации в целом.
Литература
1. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. Мю, Восточный экспресс, 2025.
2. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
3. Голубев В.С. Очерки социоприродной гармонии. М., ЛЕНАНД, 2024.
4. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.
5.https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom- golubevym.
6. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
7. Голубев В.С. На пути к социогуманитарному государству. Экономические стратегии, №2, 2025.
8. Голубев В.С. Модель эволюции геосфер. М., НАУКА, 1990.
9. Голубев В.С., Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение: учеб.-метод. пособие, М., ИАЭП; Казань, Познание, 2014.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON