Борьба или гармония (о движущих силах развития)

Борьба  или   гармония (о движущих силах развития) - фото 1Ваш автор заблудился прошлым летом в лесу, куда ходил всю жизнь. И лишь с помощью МЧС вышел из леса. Если я заблудился среди деревьев, то мир заблудился и блуждает среди вековых построений человеческого разума (и неразумения). Этих построений – дурная бесконечность. Что в них правда, а что ложь, люди не могут разобраться

         Заблуждений в науке предыстории [1,2] бесконечное множество. Человеку свойственно ошибаться. Также ошибаются и ученые в своих построениях о сути бытия. Первый среди равных – философ Гегель, рассматривающий «борьбу» («борьбу противоположностей») как движущую силу развития. Закон единства и борьбы противоположностей стал ядром диалектики. Ф.Энгельс в работе Анти-Дюринг пишет: «Движущее начало всякого движения – разделение на противоположности, их борьба и разрешение».

         Понять этот закон автору не под силу. Что понимается под «борьбой»? «Победа» одной противоположности над другой, которая устраняется? Если так, то остается только одна составляющая противоположности – закон единства нарушается.

         Рассмотрим несколько характерных примеров. Противоположность «мужчина-женщина» разрешается через детей. Однако никакой «борьбы» при этом нет. Другой пример: противоположность «хищник – жертва». В африканской саванне они пасутся в экосистеме совместно, «борьбы» тоже нет. Хищник управляет популяцией жертвы, устраняя слабые «распадные» особи, которые обусловили бы регресс популяции. Пример из косной природы: оруденение образуется на основе разрешения противоположности «рассеяние – концентрирование» рудного вещества: происходит концентрирование рассеянного рудного вещества горных пород [3]. О какой борьбе здесь может идти речь, не понятно.

         Рассматривать развитие на основе диадной парадигмы «борьбы» противоположностей – коренное заблуждение философии. Новая естественно-гуманитарная наука эргодинамика дает новую трактовку развития, как сопряжения процессов: основного (самопроизвольного) процесса рассеяния энергии и сопряженного (не самопроизвольного) ее концентрирования - в форме структурной энергии эволюционирующих систем [3].   Энергия и структурная энергия – измеряемые величины. Развитие предполагает рост структурной энергии системы со временем по определенному закону, что   означает   количественные изменения. Это происходит в определенных пределах. Затем возможно изменение закона роста - количественные изменения переходят в новое качество  (аналог второго закона диалектики о переходе количественных изменений в новое качество).

         Таким образом, при естественно-научном рассмотрении феномена развития в природе «единство» заменяется «сопряжением», а сущность развития сводится не к «борьбе», а к росту структурной энергии   развивающейся системы при ее стремлении к внутреннему равновесию [3].

         «Борьба» становится действенным фактором   лишь в мире человека в связи с появлением разума. История (точнее, предыстория [1]) наполнена насилием, враждой, войнами, революциями (если   все перечислять, то получится «дурная» бесконечность).Такова природа человека, скажет читатель. Не согласен! Человек – вершина эволюции. Его качества есть продолжение и развитие природных начал. Суть же последних – кооперация, а не конкуренция; научение, а не только инстинкты; управление, а не хаос.А если конкуренция, то ее результат – не уничтожение (как у людей), а компромисс. Подробнее проблему социогуманитарного развития автор предполагает осветить в следующем сообщении.

         Конкуренция, борьба за существование в природе - ошибка гения (если к таковым причислить Ч. Дарвина). Кооперация, а не конкуренция – сущность жизни. Лишь кооперация (сопряжение) автотрофов и гетеротрофов делают жизнь «вечной». Конкуренция не имеет прямого отношения к развитию. Она лишь устраняет отсталые «технологии», устраняя тем самым регресс. Сосуществование, кооперация, компромисс, гармония и развитие – закон природной жизни [1].

         В силу отмеченных причин сущность развития – не  «борьба» противоположностей, а их разрешение.. Это происходит двояким способом. Первый - путем разного рода компромиссов между составляющими противоположностей. При этом имеем дело с частичным разрешением противоположностей. Второй - через сопряжение составляющих противоположностей, являющимся их гармоническим синтезом. В результате рождается «новое»: состояние   гармонии противоположностей - третья составляющая развития (отсюда термин – триалектика) [1].

         Это имеет место: для противоположности «рассеяние-концентрирование» - концентрирование на фоне рассеяния; для противоположности смерть-бессмертие – конечность жизни индивида и вечность жизни в целом; для противоположности «экономическая свобода-социальная справедливость» - свобода для справедливости;   для противоположности «капитализм-социализм» - социогуманизм   (экосоциогуманизм) [4] и т.д.

         Наличие трех составляющих развития – двух составляющих противоположностей и третьего «нового» - свидетельствует о том, что мир развивается по законам триалектики, а не диалектики. Триалектика исходит из того, что имеются не две сущности бытия – противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Попросту говоря, есть не два ответа «да» или «нет» на любой вопрос, а три: третий - «и да, и нет» (разрешение противоположности «да-нет). Триалетика является более продвинутым знанием по сравнению с диалектикой, так как она дополнительно учитывает феномены компромисса и гармонии.

Диадная парадигма развития как «борьбы» противоположностей субъективна. Она не учитывает творческую составляющую материи. Замена одной противоположности на другую (в результате «борьбы») не приводит к прогрессу, а дает регресс. Характерный пример: победа капитализма над социализмом в России в 90-х годах прошлого столетия обусловила всеобщий регресс. Противоположность капитализм – социализм не была разрешена в силу субъективных факторов. В Китае и Вьетнаме противоположность капитализм-социализм была разрешена через компромисс - интегральный строй [5].

Триадную парадигму сформулируем так: противоположности, существующие в мире, разрешаются путем рождения «нового» (третьего), которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей.   При этом вместо «борьбы» между «старым» и «новым» имеет место их гармонический синтез. Синтетическое «новое» обладает большим потенциалом развития (структурной энергией), поскольку оно содержит позитивные свойства обоих противоположностей. Тем самым обосновывается издревле известный принцип разумного бытия - «все в меру».

Эмпирические обобщения эволюции сформулируем следующим образом.

1) Бытие есть существование противоположностей в их неразрывном единстве.

         2) Прогресс реализуется на основе разрешения противоположностей путем рождения «нового», которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей (триадная парадигма развития).

         3) Движение от одной противоположности к другой есть последовательность трех стадий: сначала прогресс, затем равновесие (состояние гармонии противоположностей) и затем    регресс.

         4) Для разрешения противоположностей требуется затратить энергию, совершить работу (в обобщенном смысле, включая и «работу» мысли); при этом структурная энергия системы растет, достигая максимума в состоянии гармонии.

         5) Движение к состоянию гармонии (новому качеству) происходит через накопление и углубление компромисса(количества), являясь прогрессом.

         6)   Количественный рост одной из составляющих противоположностей («дурной рост») в пределе трансформирует ее в противоположную составляющую. Уход от состояния гармонии есть регресс. «Дурному росту» каждой из составляющих противоположностей противопоставляется их развитие на началах компромисса и гармонии.

         7)Состояние гармонии отвечает соотношению ее частей по «золотой пропорции» (0,37:0,63).

         Первое обобщение показывает, в частности, что существуют   неживая и живая природа; материальное и идеальное; мужчина и женщина, добро и зло, др. Обобщения 2-5 показывает, что прогресс реализуется на траектории движения к состоянию гармонии, при котором структурная энергия системы максимальна. Движение к состоянию гармонии является не самопроизвольным: для этого надо совершить работу гармонизации. При этом пятое обобщение соотносится с законом диалектики о переходе количественных изменений в новое качество. Но при этом поясняется, что количественные изменения – это компромиссы, их накопление и углубления, а новое качество есть состояние гармонии.

         Шестое обобщение показывает, что односторонний количественный рост   какой-либо одной из составляющих противоположностей не отвечает прогрессу. Чрезмерный рост ведет к ее трансформации в противоположную составляющую и регрессу. Эволюционно обоснованно гармоничное развитие, а не рост. Примеры. «Чрезмерное» добро становится злом. «Чрезмерный» рост разума становится неразумением. Яркое свидетельство последнего - изобретение «дурно» разросшимся разумом ядерного оружия глобального самоуничтожения человечества. Движение за эмансипацию женщин привело к «превращению»   женщины в «мужчину» и мужчины в «женщину» (феномен ЛГБТ). Чрезмерный рост свободы трансформируется в деспотию. Это имел ввиду Президент РФ в своем выступлении на Валдайском Форуме 2022, процитировав из «Бесов» Ф.М.Достоевского: «выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом» (слова одного из персонажей «Бесов»). Такого рода тенденция наблюдается в западном мире.

         Наконец, последнее обобщение в диалектике аналогов не имеет. Количественная характеристика гармонии «золотое сечение» (соотношение частей целого как 0,37:0,63) обычно выводится на основе некоторых абстрактных алгебраических построений.

Литература

1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

2.  https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

3.   Голубев В.С. Природа – человек – общество: Развитие и гармония. М.,ЛЕНАНД, 2016.

4.   Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., Инфра-М, 2022.

5.   Богомолов О.Т., Водолазов Г.Г., Глазьев С.Ю. и др. Новое интегральное общество. М., ЛЕНАНД, 2016.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить