Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье

О двух знаменитых московских художниках, Викторе Ефимовиче Попкове (1932-1974) и его супруге, Кларе Ивановне Калинычевой (1933–1999), посетивших Кенозерье в 1972–1974 гг., пойдет повествование в одном из разделов будущей экспозиции «Личное о Зехнова» в доме Абрамова в деревне Зехнова. О путешествиях Виктора Попкова известно, а о его супруге информации было крайне мало.

Клара Калинычева родилась 30 августа 1933 г. Жила в Москве. Училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова на графическом факультете у известного художника-иллюстратора Е.А. Кибрика. Ей было присвоено почётное звание заслуженного художника Российской Федерации. Произведения К.И. Калинычевой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и более 40 музеях России и за рубежом. Иллюстрирование стало основным направлением в творчестве художницы. Книги с изображениями животных и детей зрителю запоминаются сразу. На её тёплых и добрых иллюстрациях выросло не одно поколение детей. Одни из лучших книг с её иллюстрациями – «Как мы ездили в зоосад» Бориса Житкова и «Усатый полосатый» Самуила Маршака – до сих пор пользуются огромной популярностью.

О северных путешествиях художницы удалось узнать из книги А.И. Зыкова «Клара Калинычева рисует, пишет, гравирует, иллюстрирует». К сожалению, это редкое издание не удалось найти даже в столичных библиотеках. Оно хранится в научной библиотеке им. В.И. Ленина г. Ульяновска, городе, где её издали.

В Кенозерье Виктор и Клара поселились в доме Марии Васильевны Капустиной (1928–2012), расположенном в центре деревни Зехнова, рядом с часовней св. Иоанна Богослова. Виктор и Клара рисовали в Зехнова, Вершинино, Рыжково; исследовали окрестности, подмечали особенности деревенских строений, любовались кенозерскими пейзажами, изучали атмосферу северной деревни, быт живущих в ней людей в соседстве с домашними животными. В карандашных зарисовках с натуры, акварелях авторов хорошо узнаваемы улицы с домами, дорогами, изгородями, околицы расположившихся вдоль озера деревень.

Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 1Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 2Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 3Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 4Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 5Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 6Появилась новая информация о художнице Кларе Калинычевой, воспевшей в своих картинах Кенозерье - фото 7

Зачастую летними погожими днями художников сопровождали деревенские дети, ставшие персонажами пленэрных зарисовок, а затем и законченных работ. Настроением северного лета среди озерных просторов и облаков наполнен карандашный рисунок с девочками на лугу Клары Калиничевой «Каникулы. Северное лето» (1973). Уютно устроилась под навесом часовни стайка ребятишек на листе художницы «Дети в деревне Зехново» (1972). Слева сидит девочка с котёнком – это Екатерина Николаевна Балакирева, дочка Марии Васильевны Капустиной, она же изображена и на предыдущем рисунке.

О московских гостях поделилась детским воспоминаниями Екатерина Николаевна Балакирева («девочка с котёнком»):

«Общительные, приветливые, добрые, образованные люди, поэтому и общий язык нашли сразу. Хоть и были первыми высокими ласточками, а вели себя просто. Я Клару помню даже ярче, чем Виктора. У нее были шикарные черные волосы, косой уложены не вокруг, а сверху вниз. Необычные, красивые были у нее заколки, в ту пору еще не было таких в продаже, они же из города, из Москвы... Так понравились у нее заколочки, а у меня тоже коса была большая. И она мне, когда они уезжали в Москву, подарила эти две заколочки... Вот и помню её».

Графические композиции К. Калинычевой по мотивам поездки на Кенозеро вошли в коллекции музеев страны: «Нашли котёнка», 1972 (ГБУК «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина»); «Осень», 1972 (ГБУК «Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина»); «Озёрный край», 1972 (Филиал – Тульский музей изобразительных искусств ГУК «Тульское музейное объединение»); «Северная деревня», 1972 (ГБУК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»). Созданная К. Калиничевой серия цветных автолитографий из четырех листов была показана на Первой всероссийской выставке эстампа в Уфе в 1974 г.

Кенозерский национальный парк выражает сердечную благодарность сотрудникам «Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина», передавшим книгу о творчестве художницы К.И. Калинычевой в научную библиотеку ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский».

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить