Сословия и страты в современном мире

Сословия и страты в современном мире - фото 1Раньше были господа и рабы, сейчас богачи и бедняки. Есть разница? Конечно, есть. И хотя в некоторых странах до сих пор сохраняются сословия господ и класс потомственных рабов, мировая тенденция постепенно меняет сословия на страты. Второе, разумеется, лучше первого. Можно даже сказать – несравненно лучше. Но извечная проблема защиты и установления справедливости сохраняется и в условиях стратификации. Отсюда нескончаемые оппозиции и вечный ропот, то и дело переходящий в революционный топот.

ИСТОРИЯ – НАУКА «ЛИПКАЯ»
Мы говорим об истории, как о «липкой» или «липучей» науке, чтобы не прибегать к сложным научным терминам, например, таким как репрезентация. Ведь в действительности история есть наука репрезентационная, то есть такая, которая (хотим мы этого или нет) выдаёт нам опосредованные вещи из прошлого. Как это она делает (через образ, предмет, концепт, знак, символ и т.д.) – сложная научная тема. Но ведь наука появляется и развивается не для самой себя, а для людей, для цивилизации. Стало быть, и наука в целом есть феномен репрезентативный, то есть «липучий», от которого человек не может полностью избавиться.

Сословия и страты в современном мире - фото 2
Взять, к примеру, те же сословия. В цивилизованной части мира их место давно заняли страты. Однако сословия оказались настолько «липучими», что не хотят исчезать с горизонта общественного сознания. Самые разные люди по самым разным поводам всё чаше и настойчивее начинают говорить о своих предках как о представителях престижного сословия. Но вот о предках непрестижных сословий: райятах, холопах, рабах – ясное дело, никто не говорит. Хотя и тут бывает исключения, но это уже другая, почти детективная тема...

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ
И ПРАВО СИЛЬНОГО
Умные люди говорят, что тема сословий Дагестана очень щекотлива и, в известном смысле, табуирована. Кроме ханов, беков и узденей были ещё и рабы (совершенно бесправные люди), и райяты – лично свободные, но из-за отсутствия пахотной земли и средств к пропитанию вынужденные влезать в кабалу.
В Дагестане много успешных людей – бизнесменов, чиновников, депутатов, учёных – оказываются выходцами из раятов и рабов. И, конечно, им может быть неприятно напоминание о происхождении, а если это делается без повода, то и вовсе оскорбительно.
Вместе с тем, надо понимать, что мир не стоит на месте. История, как вечный поток, протекающий то плавно, то бурно, перемалывает всё и вся, меняя местами и перемешивая до неузнаваемости.
Эту закономерность ранее всех углядел Ибн Халдун в конце XIV века в своём знаменитом трактате «Мукаддима» (араб.: «Введение») и вывел Закон общественного развития. Хотя странно, что Ибн Халдун, говоря о трёх стадиях, через которые неминуемо проходит любое государство/империя: 1) зарождение, 2) наивысший расцвет, 3) крушение и гибель – не поясняет, что мамлюки есть рабы, сместившие своих господ-царей в Египте и воцарившиеся сами. Наверное, даже они не хотели слышать о своём происхождении. Хотя им ли стеснятся этого? Мамлюки сломали хребет хулагуидам, Южной части Чингизидской империи и разгромили армию крестоносцев.

Сословия и страты в современном мире - фото 3
Надиршах, пожалуй, один из немногих, не стеснявшихся своего рабского прошлого. Его послание к Великому Моголу очень сильно характеризует последнего из великих тюркских завоевателей. Когда правитель Индии, уже разгромленной и разграбленной армией Надиршаха в 1739 году, отказал выдать дочь за сына Надиршаха, говоря, что «жениху надлежит иметь благородное происхождение до седьмого колена», Надиршах резонно заметил: «Мой сын внук меча не до седьмого, а до семидесятого колена...». Это был сигнал победителя побеждённому, что в случае отказа он будет казнён, а вся его династия обращена в рабство. И великий предок Тамерлан ничем не сможет помочь побеждённому правителю Индии.
Это далеко не единичные факты, когда рабы менялись местами со своими господами и даже с царями.

СОСЛОВИЯ В РОССИИ
Взлёты из самых низов в самые высокие верха случались и в России. Князь Меншиков – один из самых могущественных людей в Российской империи – происходил из крепостных. Граф Михаил Сперанский (1772-1839) – сын сельского священника, никак не сравнимого по социальному положению с церковными иерархами, а значит, и происхождения отнюдь не высокого...
Удивительно, но крепостных, тягловых и прочих людей, не имевших дворянских титулов, в России официально называли «подлым» сословием вплоть до Великой Октябрьской Революции 1917 года. И Ломоносова при его скандалах в Академии обзывали человеком «подлого происхождения». И таких фактов в российской истории не мало. Но столь массового перехода из «низов» в «верхи», как это случилось в Египте, когда рабы-мамлюки свергли царскую династию аюбидов, основанную великим полководцем Салахаддином, не было. И ни один из разбойников, коих на Руси было немало, не смог стать царём. А попытки были, да еще какие – один Пугачёв чего стоит. А до него восставали казаки Булавин, Некрасов, Разин и многие другие.
Но зато столь сильных революционеров, как в России, нигде в мире тоже не было. И Октябрьская социалистическая революция в России 1917 года остаётся до сих пор вершиной борьбы за справедливость. Не суть важно, что она не положила конец сословиям и стратам. Социалистическая революция изменила мир тем, что показала, что страты могут побеждать сословия. Правда, вместо слова «страты» коммунисты использовали термин «классы» (рабочий класс, крестьянство, народная интеллигенция, буржуазия, империалисты и т.д.), но суть дела от этого не меняется.
Политика КПСС и Советского Правительства заставила американцев ликвидировать расистские законы в США, помогла разрушить апартеид в ЮАР, научила европейцев жить мирно. Да-да, не удивляйтесь. Европейские народы, судя по историческим фактам – самые задиристые, кровожадные, воинственные и разбойные (см. Ост-Индская компания).

СОСЛОВИЯ В ДАГЕСТАНЕ И НА КАВКАЗЕ
Сословия в Дагестане были представлены ханами, беками, узденями, с одной стороны – и райятами и рабами, с другой. В Кабарде и ряде других областей ханов не было: были беки, уздени, райяты и рабы. Демократически ровными были общества чеченцев и ингушей, у которых не было титулованных аристократов. Известно, что в XVII и XVIII веках некоторые чеченские селения были под властью кумыкских и аварских ханов и беков.

Сословия и страты в современном мире - фото 4
Однако надо знать, что в Дагестане и в других районах Северного Кавказа не было суверенного монарха, были лишь монархи сюзеренные, то есть феодалы, власть и влияние которых ограничивались решениями союзов сельских общин. Иными словами, они не имели полной власти над узденями. Лишь иногда появлялись такие сюзерены, которые принуждали узденей к полному повиновению. Но мы не будем на них останавливаться, лишь приведём три имени: Рустам-хан-уцмий (1581-1649), Омар-хан-нуцал IV Грозный (авар. Вахшияв) и его внук Омар-хан-нуцал V Великий. Но и они ради достижения абсолютной власти суверенов не пошли на истребление народа, как это делали западноевропейские короли.
Иными словами, на Северном Кавказе доминировали принципы военной демократии с довольно наивными представлениями о чести и добродетели. Но и это другая тема, на которую мы не можем здесь отвлечься.

ВОЗРОЖДЕНИЕ СОСЛОВИЙ
После развала СССР, где сословия были законодательно упразднены, а на первых порах (после Октябрьской революции) дворян даже преследовали, появились общественные организации, возрождающие у нас в стране дворянские сословия. Научные работы по дворянству и формам доказательства таковой сословной принадлежности пишутся (в том числе по дворянству) и на Северном Кавказе.
Так, в научном журнале КубГАУ №104 (10) 2014 года опубликована статья д.и.н., профессора Карины Чикаевой. В ней подробно излагаются Указы и прочие законы Российской Империи, регулировавшие условия присвоения дворянского статуса крестьянам и иным простолюдинам, в том числе и северокавказским мусульманам. Показаны типы дворянства: потомственное дворянство, личное дворянство, титулованное дворянство и т.д.
И вот тут мы, дагестанцы и другие северокавказские народы, сталкиваемся с вопросами о нашем исконном дворянстве. Это, конечно же, узденство. Но как в Российской Империи были очень разные дворяне (привилегированные и не очень), так же и уздени был разные (первостатейные и простолюдины). Они отличались тем, что первые были потомственными воинами, а вторые – мирными трудягами, лишь в крайних случаях берущимися за оружие.
Также были адаты, традиции возведения простого горского райята – в уздени. Райят – это лично свободный человек, но малоимущий или вовсе неимущий. Если такой свободный бедняк поступал на военную службу к хану или беку, или вступал в какой-нибудь узденский отряд и хоть немного отличился в набеге, то он без особых церемоний становился узденем.

Сословия и страты в современном мире - фото 5
Несколько сложнее было становление бека из узденя. Таких фактов очень мало, нам известно всего несколько. Например, Хаджи-Давуд Мюшкурский поднялся из узденского сословия в бекское. Но вот описания таковой церемонии нигде не встречается. Это говорит о том, что различие между узденями и беками были невелики и во многом условны. А если узден был богаче бека и мог снабжать отряд оружием и продовольствием из своих запасов, то в делах военных и судебных бек повиновался уздену.
Как видите, стратификация функционировала и в те давние времена. В наши дни она уже охватила все слои общества так, что свободного пространства для социокультурного манёвра становиться всё меньше и меньше.
И тут мы вплотную упираемся в диалектику: это, с одой стороны – плохо, а с другой – хорошо.


Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить