Краткие личные впечатления недавней от поездке на байкальский остов Ольхон.
Перед паромной переправой стояла автомобильная очередь не меньшая чем в прошлом году, когда о самоизоляции и ограничениях на массовые мероприятия еще и не слышали.
Но некоторые изменения в ней все-таки были. Совсем мало больших автобусов, намного меньше маршруток, но зато ещё больше частных автомобилей. В подавляющем большинстве они из городов юга Иркутской области, прежде всего – Иркутска, количество «иногородних» много меньше, чем в прошлые годы. Туристических групп стало меньше, «индивидуалов» - больше.
Вся эта автомобильная орда едет «оттянутся» на о. Ольхон – на территорию Прибайкальского нац. парка (ПНП). И потому «заповедные» чиновники считают их «экотуристами, посещающими ООПТ». Но в своей хитрой статистике они учитываю лишь тех, кто «оплатил посещение ООПТ». В ПНП количество таковых, как правило, не превышает 10% от общего турпотока (ну может быть чуть больше). И это очень удобно. Официальных «планов громадье» предполагает увеличение количества «экотуристов на ООПТ» в ближайшие несколько лет в 2-3 раза. В реальности эти цифры уже превышены, причем очень значительно. Т.е. надо не поток увеличивать, а уровень собираемости платы за посещение. Над чем и работают. Но есть один неприятный нюанс. Реальный ущерб природе Байкала, чистоте его вод, причиняют все посетители ПНП, а не только «обилеченные». Впрочем, заповедное начальство менее всего интересуют эти частности.
Переправившись на остров Ольхон иркутские «экотуритсы» заполняю все удобные территории вдоль заливов и пляжей. Несмотря на аншлаги, предупреждающее о запрете съезжать с основной трассы на проселочные дороги. Из своей маршрутки я видел эти палаточно/автомобильные стоянки. На острове есть оперативная группа инспекторов ПНП, но она явно не справляется с задачей контроля всей территории острова.
Но подавляющее большинство машин направляются в столицу Ольхона – пос. Хужир. Где и размещается в гостиницах, турбазах, гостевых домах. Еще недавно значительная их часть скапливалась не в самом поселке, а рядом с ним - на Сарайском заливе, губя этот уникальный природный уголок. Его спасла ограда, перекрывая в 2016 г. проезд автотранспорту.
Вот эта «тонкая красная линия» ограждает Сарайский залив от орды автомобилистов. А внутри неё постепенно восстанавливается травянистая растительность песков, лесная подстилка под кронами сосен священного Шаманского леса.
Большинство отдыхающих на Ольхоне даже и не подозревают, что они «экотуристы». Да, некоторая их часть действительно стремится к познанию природы, много времени посвящает именно любованию местными красотами. Но подавляющее большинство всецело посвящено традиционным видам отдыха. Например, вот этому:
Пляжный отдых очень популярен, правда, погода не всегда этому благоприятствует даже в пик лета. Но при солнце (а главное – слабом ветер) Сарайский пляж напоминает берега Черного моря:
Но многие стремятся к более острым развлечениям. Например:
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/-8QpvRBoMas" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
Конечно, шум распространяется на весь Сарайский пляж. Однако этот тип «экотуристов» привык удобства окружающих приносить в жертву личным удовольствиям.
Здесь отдыхает много креативных личностей. Вот один из образцов их творчества, украшающих байкальские берега:
Некоторые могут сказать, что этот знак здесь неуместен. А может быть он является своеобразным памятником, отмечающим захоронение пивной тары?
Гораздо более массштабен, глубокомыслен и символичен вот этот объект:
На мой взгляд, он прекрасно иллюстрирует ту пользу, что принесли природе Ольхона (и Прибайкальского нац. парка в целом) миллионные толпы «экотуристов, посетителей ООПТ». И степень заинтересованности Минприроды РФ в сохранении Байкала.