Жить: ЗАЧЕМ или как?

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 1Если получится понять ЗАЧЕМ, тогда будет ясно, КАК следует жить

Вопрос о смысле жизни всегда стоял перед каждым настоящим человеком. Одно из первых философских пониманий этого изложено в книге «Екклесиаста». «В этой книге мы видим, как выглядит жизнь с позиции человека, которому Бог не объяснил ее смысл. Екклесиаст – это зеркало, в котором мы видим себя, но на том месте, где должно быть сердце, у него чёрная дыра. Всякая жестокость, насилие и убийства уходят корнями в ощущение пустоты нашего сердца» (https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/29944-tri-razgovora-o-zhizni-1-ekklesiast-zhizn-eto-sueta).

Все суета сует – основной вывод, который делает автор книги, попробовав и проанализировав все аспекты жизни: «Все вещи – в​ труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания, познал безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 2

Екклисиаст (Соломон) даже пришел к высшему решению заботиться не о себе, не о деньгах, не о своей мудрости, а о других. Полагал, что это наполнит его жизнь смыслом, но не получилось. Если мудрость, власть, удовольствие от развлечений – суета для него, то зачем оно нужно другим? И даже Бог не в помощь Екклисиасту. Для него Бог – это лишь сила, перед которой можно трепетать в страхе. Не пришло еще время осознания, что Бог – есть ЛЮБОВЬ! И что, каждый из нас, его детей, несет в себе частичку Бога. А все вместе мы, освященные Любовью Бога и занимающиеся каждый своим Делом, работаем для пользы людей, а значит любящего Бога.

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 3

Такой​ вывод, в конце концов, делает Илья Обломов в разговоре о жизни с другом детства Андреем Штольцом, четко объясняя ему, почему он не хочет походить на других, на это суетливое окружение, хотя и сам так и не нашел своего дела жизни (https://proza.ru/2004/04/05-98?ysclid=lm7j8y22a487635582):

«- Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно - не занимает это их; сквозь их крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят. ДЕЛА-ТО СВОЕГО НЕТ, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А ИЗБРАТЬ СКРОМНУЮ, ТРУДОВУЮ ТРОПИНКУ И ИДТИ ПО НЕЙ, ПРОРЫВАТЬ ГЛУБОКУЮ КОЛЕЮ – это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пускать некому. ... Нет, это не жизнь, а ИСКАЖЕНИЕ НОРМЫ, ИДЕАЛА ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ УКАЗАЛА ПРИРОДА ЦЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКУ».

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 4

В далеком советском 1979 году режиссер Никита Михалков снял «Несколько дней из жизни Обломова», в котором выразил позицию Обломова еще острее (https://dzen.ru/video/watch/6276cba648d9e268c9320932?f=d2d): «А зачем? Все думают только о том, как питаться, что вреднее, что полезнее, на какие воды ездить.Все думают только о том, КАК ЖИТЬ, а ЗАЧЕМ, никто не хочет думать. Что есть твоя жизнь, для чего ты в ней, нужен ли кому-нибудь? И может, не свет, не общество виновато, что тебе не годится, а сам ты виноват, что ему не нуженСпрашиваешь себя, отчего же я такой, не знаешь ответа».

Определенную интерпретацию и разъяснение сути вопросов «КАК ЖИТЬ?» и «ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?» ребенок, подросток, юноша получает, в первую очередь, в своей семье. И обычно это ежедневные примеры личной жизни, поведения и слов отца, которые он или принимает, как свое, или отвергает, как чужое. Но если юноша не принимает базовой позиции получения удовольствий от развлечений и потребления (выбор КАК ЖИТЬ), то он так же, как Обломов, будет пытаться понять и найти свое предназначение (ЗАЧЕМ ЖИТЬ). И тут главную роль маяка, на который следует ориентироваться, чтобы идти своим курсом, будет такой наставник-гуру, чья жизнь наполнена высшим смыслом и служением людям. 

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 5

Сегодня этот системный вопрос собственного понимания и нахождения на шкале «Смысл жизни» с двумя крайними точками «Потребление» и «Служение», (в точности с метафорой «палка о двух концах») начинает приобретать государственный характер. С сентября 2023 г. в 100 российских вузах появился обязательный модуль «Обучение служением». Цель курса весьма благородная сделать так, чтобы студенты стали помогать некоммерческим организациям, волонтерам и благотворительным фондам (https://sl.dobro.ru/?ysclid=lm8uc1z5aw601440008).

Концептуально «Обучение служением»  это подход, который объединяет обучение профессии и общественно-полезную деятельность в общий образовательный процесс. Но вот вопрос к руководству вузов: «Кто будет вести занятия (лекции – 16 час, практика – 16 часов) в качестве основных преподавателей? metodicheskie-rekomendacii-po-realizacii-modulja-obuchenie-sluzheniem.pdf (nosu.ru), указывают, что для реализации подхода обучения служением требуется провести повышение квалификации сотрудников из числа своих научно-педагогических работников. Отсюда и делаем предположение – кому реально курс поручат – таким будет итог обучения.

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 6

​Не каждый педагог и даже руководитель социальной НКО, успешной в ежегодном получении разноплановых грантов, является достойным примером благотворительной деятельности для обучения принципам СЛУЖЕНИЯ. В этом плане всегда следую правилу: «Критикуешь – предлагай». Поэтому, концептуально, учебный план программы «Обучение служением» я вижу в четком понимании преподавателем, что идеальный вариант заключается в выстраивании индивидуальной программы обучения каждого студента, исходя из его видения полезности обществу и личной помощи отдельному человеку.

Жить: ЗАЧЕМ или как? - фото 7

Главный результат «Обучения служением» – этоличная программа поведения человека во взрослой жизни, когда он ежедневно часть своего свободного времени ДАРИТ другим: семье, родственникам, коллегам, знакомым и просто людям, нуждающимся в его профессионализме и социальной деятельности.(Время быть ЩЕДРЫМ: Дари года другим – копи свое Богатство! (ekogradmoscow.ru)).  

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

07.09.2023

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить