Создадим нейросеть из талантов, чтоб не пропасть по одиночке
«По протекции можно получить возможность. Но сыграть талантливо по протекции нельзя. Все увидят, что ты бездарь или средний. А среднее дарование хуже, чем бездарь. Бездарь хоть понимает своё место. А люди среднего дарования не понимают и всё время жрут одарённых людей, потому что они легче объединяются. Их больше, и они как бы усреднены. А люди одарённые - они очень разные. И они – разобщены» - Евгений Стеблов, народный артист России.
Талант, если использовать метафору, значит «белая ворона». Такую фразу, обычно, используют «другие», похожие на любую часть народной толпы, «для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности… Они более уязвимы для хищников из-за своей заметности. Белая ворона – противоречивый символ необычности, инаковости, часто сопряжённой со страданием, непониманием и отчуждением и, вместе с тем, некой избранности, чистоты, беззащитности» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_ворона).
Совсем недавно еще быть другим было просто опасно для жизни, особенно в средние века в Западной Европе, когда за любую «инаковость» инквизиция наказывала очень жестоко, вплоть до смерти. Как она расправилась с Жанной Д’Арк, Джордано Бруно, Галилео Галилеем, Данте Алигьери и Жаном Гусом (https://bigpicture.ru/pyat-geroev-srednevekovya-stavshix-zhertvami-inkvizicii). Но при этом зарождение, формирование и первый расцвет просвещения, науки и искусства исторически произошло именно в лоне церкви.
Христианская церковь, которая была рождена «страданием, непониманием и отчуждением» белой вороны Иисуса Христа, со временем выродилась в стаю монашества черной инквизиции, не принимающую никаких новаций в формате эволюции и развития своего «законсервированного» организма. Образно говоря, каждая новая культура со временем превращается в уробороса – змея, кусающего свой хвост – символ неизменной цикличности в природе (весна, лето, осень, зима) и в жизни (перерождение из смерти), но главное при этом, что ничего в этом круге не должно меняться.
Да, в те далекие, темные времена, белый свет творчества великих талантов был запретен, но притягателен. Чаще всего, он на время прерывался, но магия истины находила понимание и признание у учеников-последователей, и наука получала необходимое развитие. Если пятьсот лет назад (до книгопечатания) просвещение было привилегией церкви и монахов, то ХХ век повсеместно стал отправной точкой для развития образования и науки во всем мире, для людей всех стран и народов. И конечно, свою позитивную роль сыграли миссионеры-проповедники христианства, ислама, буддизма и других конфессий. Они ведь несли с собой не только Дух, но и книги со словом Бога, а, значит, просвещение и мысль.
Институт школы стал повсеместным, но неизменная классическая структура, замороженная, как и средневековая церковь, уже давно не воспринимается, как живой, эволюционирующий организм. Сегодня от школы ждут не общего, одинакового для всех подхода, в формате «комплексного обеда» в заводской столовой, а образовательной нейросети, способной создать индивидуальную программу развития каждого потенциально одаренного ученика-таланта, исходя из его индивидуальных интересов и природных склонностей.
Пора революционным образом реформировать весь институт образования: от дошкольного до послевузовского профессионального. Главной целью Школы должна стать концепция СИНЕРГИИ талантов на решение 95% вопросов, неизвестных современной науке. Вместо давно умершего лозунга Карла Маркса «Пролетарии всех стран объединяйтесь!» следует объявить и запустить в мировое сознание девиз, как мантру: «Таланты всего мира объединяйтесь!».
В новой парадигме ШКОЛЫ ТАЛАНТОВ самая важная, а значит самая уважаемая (оплачиваемая) роль принадлежит УЧИТЕЛЮ. Человеку, который должен сначала воспитать гражданина, который примет служение, как стратегию своей миссии: «Отдавать себя миру – талант, брать от жизни всё – инстинкт» (Владимир Бутков). И затем в общих играх и реальных научных проектах вместе с дружной командой школьных Учителей-наставников, научить любого ученика мыслить, как великий ученый (в сфере своих интересов) и успешно действовать, как эффективный руководитель.
Главным результатом обучения в Школе нового типа будет личное принятие позиции историка Николая Карамзина: «Талант великих душ есть узнавать великое в других людях» и понимание мысли Джорджа Сэвила Галифакса, английского политика 17 века: «Зависимость одного великого человека от другого, более великого, – логика, простому человеку неподвластная».
Да, безусловно, на первых порах будет, как всегда, идти «критика и агрессия. У бездарности нет другой возможности проявить себя» (Игорь Карпов). Но я, несмотря на извечность библейского правила «нет пророка в своем отечестве», больше придерживаюсь принципа «вода камень точит». Поэтому продолжаю «капать» своей позицией о необходимости построения новой Школы, взамен давно умершей. «В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все значительное, все настоящее должно плыть или в стороне, или против течения» - Сальвадор Дали.
Раньше в школах из посредственностей пытались сделать середнячков (хотя единицы талантов прорывались сами все равно). Но, как считал Сет Годин: «Есть ли разница между средним и посредственным? Практически никакой». Сейчас, в новых условиях мировой открытости задач и решений, Институт выращивания талантов – основная задача любого государства. Это только «в стаде за баранами следуют охотнее, чем за гениями» (Артур Шопенгауэр), в новом обществе ценятся таланты, творящие новые возможности.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
08.07.2023
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON