Своя МОРКОВКА

Своя МОРКОВКА - фото 1Как здорово заниматься хорошо оплачиваемым любимым делом!

Как поднять мотивацию к учёбе у ребёнка? Конечно, в первую очередь, надо найти ту самую удочку с морковкой, за которой он будет тянуться. Потому, что сейчас она для него самая-самая «вкусная». В плане, что заниматься ей ему нравится больше всего. Завтра, наверное, будет что-то новое, возможно, что даже совсем-совсем другое. Тут главное, чтобы интерес на азарт сменился, а для этого надо среди разных житейских забот и хлопот вовремя увидеть в глазах играющего малыша искорки интереса и первой увлечённости необычным действом.

Своя МОРКОВКА - фото 2

Но чтобы этот процесс поиска ребенком интереса к действу не пустить на самотек, во время которого вас может не оказаться, нам, родителям, следует его возглавить. В стародавние времена эта технология была отработана в семьях по-простому. С ранних лет ребенок включался в домашнюю работу вместе с родителями. Поэтому к 7 годам каждый крестьянский сын или дочь много могли уже делать самостоятельно. «В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков….

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы. В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком» (https://storyfiles.blogspot.com/2016/07/100.html).

Безусловно, время вспять не повернуть, и не получится вернуть «Домострой» в наши ослабленные родительские души и тела. Но можно попробовать дополнить систему дополнительного образования так, чтобы у родителей детей старшего дошкольного возраста была возможность ОБЯЗАТЕЛЬНОГО прохождения детьми программы «Познаю МИР». Смысл этой программы заключается в том, чтобы в течение одного условно учебного года (36 недель) ребенок 3-7 лет мог познакомиться и попробовать «примерить» на свои интересы и увлечения примеры деятельности в 10 разных направлениях (логико-математическое; творческо-креативное; лидерско-коммуникационное; музыкально-вокальное; художественно-изобразительное; спортивно-двигательное; естественно-техническое; интеллектуально-академическое; театрально-артистическое; лингвистическо-филологическое).

Своя МОРКОВКА - фото 3Своя МОРКОВКА - фото 4Своя МОРКОВКА - фото 5

Как это видится и предлагается? Есть несколько вариантов. Во-первых, во всех муниципалитетах есть свои Дворцы детского творчества, в которых есть кружки и секции почти по всем указанным направлениям. Ну, и во-вторых, и на мой взгляд, самый быстрый и эффективный вариант – это создание через НКО сначала одного центра, а потом региональной сети детских центров «Познаю МИР». Главная цель программы помочь ребенку и его родителям определиться с его сильными интересами к разным видам деятельности, чтобы впоследствии заниматься с ним индивидуально, развивая его уникальные способности.

Мамы с детьми дошкольного возраста, начиная с трехлетнего возраста смогут в будние дни прийти 1-2 раза в неделю в такой центр, где их ребенок по схеме «карусель разных занятий» погрузится в практическое ознакомление (в игровой и деятельностной форме) с основными видами умений и навыков, профессий и специальностей. В день может проходить по два-три групповых занятия, каждое по 15-20 минут. За год ребенок сможет пройти 3-4 цикла ознакомительных занятий, выстроенных по принципу: от простого к сложному, от наблюдения и изучения к пробному исполнению и деятельности.

В центре на каждого ребенка заводится Карта одаренности, в которой соответствующий педагог-инструктор будет отмечать выявленные у ребенка в ходе таких занятий интересы, склонности и азарт к участию в различной деятельности данного направления.

Такой механизм позволит вскрыть весь расклад «козырных» карт талантов ребенка путем обнаружения интереса к деятельности в разных направлениях. Может оказать так, что по итогам проведения 1-2 циклов групповых занятий у педагога центра не получилось определить явного увлечения какого-то ребенка к определенному направлению деятельности. Для диагностики детей, чьи задатки и склоннос­ти педагогам практически не заметны (им доста­лись самые слабые задатки – «шестерки-семерки» по аналогии с игральными картами), предлагается использовать пособие «Короба талантов».

Своя МОРКОВКА - фото 6Своя МОРКОВКА - фото 7

На индивидуальном занятии педагог заранее выкладывает игры и пособия из 10 комплектов «Короба талантов» на двух-трех сто­лах. Ребенку пред­лагается найти среди всего этого великолепия «свою» игрушку, которая «смотрит на него и ждет, когда он будет с ней играть». После того, как он нашел свою игрушку, ему дают возможность с ней поиграть несколько минут, чтобы за­фиксировать устойчивый интерес к игрушке, характе­ризующий задаток ребенка к определенной деятельности. Для более точного определения выявленной наклонности необходимо повторить занятие по индивидуальному выяв­лению задатков ребенка еще 2-3 раза в течение двух-трех месяцев.

Если задатки ребенка вдруг не тузы козырные,

И мотивация его совсем не понятна пока,

Он в коробах талантов найдет игры любимые,

А мы разглядим в нем скрытый дар знатока.

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

26.03.2023

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить