«Специалист – наставник» – умный родитель
«До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати- как со слугой, после пятнадцати – как с другом» - Афоризмы древнего мира
Много воды должно утечь прежде, чем супруги будут реально готовы и сознательно решаться на главный шаг – родить и воспитать ребенка. Три первых уровня построения семьи должны быть выполнены в достаточной и необходимой степени.
Возвращаясь к нашей производственной аналогии, следует сказать, что при правильной постановке, успешном самообразовании и настойчивой практической деятельности молодой специалист обязательно достигнет вершин профессионального мастерства. И его заслуженный карьерный рост четко отражает основной закон диалектики в философии: «Переход количества в качество». То есть объем приложенных им усилий в изучении и освоении любимой профессии магическим образом превратился в новое содержание – его назначили руководителем внедрения очень важного инновационного проекта в любимой организации. А это значит, что в проектной команде ему отведена главная роль – наставника и помощника.
Безусловно, конечный результат нового дела зависит от трех основных факторов: времени, средств и команды проекта. Но как обычно принято в России, вчера официально начавшийся проект следовало сдать еще позавчера; денег, по итогам аукциона, отпущено в два раза ниже минимальной сметы; команду реализации проекта придется набирать по принципу «бери Боже, что нам негоже».
Поэтому успех и результативность нововведения будет напрямую зависеть от личных качеств руководителя проекта и его профессиональных компетенций. От того, насколько правильно он сможет при таком раскладе определить работников на соответствующие их способностям участки проекта. Как эффективно ему удастся обеспечить в условиях нашей российской неопределенности бесперебойную, в соответствие с тойотовским принципом «Just in Time» («Точно вовремя»), поставку всего необходимого сырья, материалов, оборудования и инструмента.
Проект – это всегда новое решение, которого необходимо достичь, чтобы устранить выявленную проблему. Но выполнять дело приходится людям – членам команды, большинство из которых, как, возможно, и сам руководитель, никогда ранее не делали ничего подобного. Как раз в умении «соединить в одной упряжке коня и трепетную лань» и заключается роль лидера проекта, как креативного наставника и опытного специалиста.
Сразу в памяти выплывает яркий образ слесаря-сантехника Афони из одноименного кинофильма Георгия Данелии. А именно сюжет о том, чему он пытался научить, как наставник, двух учеников из ПТУ. Юных практикантов, которых ему почему-то все-таки назначило начальство ЖЭКа, прекрасно при этом зная его как слабого специалиста, и как безответственного работника. Вывод: нельзя научить больше того, чем умеешь сам. Или, как говорят в народе: «от рябинки не родятся апельсинки».
Выбор руководителя практики, как наставника учеников и молодых работников – дело архиважное и ответственное. Именно наставник, как первый человек, с которым знакомится соискатель на вакантное место, закладывает в его подсознание эмоциональный и корпоративный образ предприятия. Это практически похоже на то, когда вылупившийся птенец, например, утки, признает в качестве своей матери, к примеру, курицу, и будет следовать за ней, потому что именно она оказалась рядом в момент его рождения.
Ваш наставник на практике – это даже больше, чем современный российский учитель, занимающийся в соответствие с новыми стандартами теоретическим преподаванием академического материала учебника. Потому, что еще в XIX веке великий чувашский просветитель и гуманист Иван Яковлевич Яковлев определил: «Одно дело наука – педагогика, другое дело – ее исполнители, практические педагоги».
«Будьте справедливы к ученику. Надо помнить, что ученик ваш вырастет и может в жизни встать рядом с вами, и, если вы к нему будете несправедливы, вам будет стыдно» – еще одна заповедь от патриарха И.Я. Яковлева.
Дмитрий Ливанов, министр образования России достаточно образно отметил, что до сих пор в нашем обществе весьма распространено заблуждение, что чем младше ребенок, тем меньше должны быть требования к его учителям. В действительности должно быть ровно наоборот. И даже об этом писал И.Яковлев: «Учитель должен уметь рассказывать ясно, плавно, выразительно, последовательно. Он должен приноравливать свою речь к пониманию учеников. Чем меньше возраст, тем труднее требование».
А это как раз значит, что прежде чем решиться к рождению собственных детей, необходимо изучить много теории в части научных достижений по развитию новорожденных и заранее практически освоить приемы, методики и технологии по правильному ухаживанию, кормлению и раннему развитию ребенка с первого дня рождения. А если быть более точным, то, как образно говорит Т.С. Комарова: «Воспитание начинается в утробе, а обучение с самого рождения».
Пора, давно пора отказаться от устаревших и антидетских традиций, которыми иногда грешат наши бабушки и ленивые родители: «Не мучайте вы ребенка-дошкольника всякими занятиями. Вот пойдет он в школу, там его всему научат». Хочется многократно повторять и повторять настоящим и будущим родителям слова Масару Ибуки: «После трех уже поздно!». Фразу, ставшую названием книги бестселлера для обучения родителей в вопросах раннего развития детей, впервые изданную в Японии уже 45 лет назад.
Всех родителей по их отношению к воспитанию своих детей в соответствие с их индивидуальными особенностями следует разделить на три категории. В первую категорию (не более 10%) попадут «настоящие родители». Это такие родители, которые уже определили лучшие задатки своих детей и начали их развивать уже в раннем дошкольном возрасте. Вторую категорию «потенциальные родители» составляет основная масса – до 60% родителей. Они предполагают, что у их ребенка может быть природный дар, но он пока не виден. Поэтому-то одна половина таких родителей ничего не предпринимает, будучи уверенной, что если дар есть, то он сам проявится. Тогда как другая половина потенциальных родителей, наоборот, применяя самый «научный метод тыка», без ориентации на склонности и желания ребенка, водит его в 5-7 секций, кружков и студий, а вдруг где-то выстрелит. Может быть, и выстрелит, но чаще происходит обратное. Однако, самой опасной является третья категория «случайных родителей» (говорят, что в этой категории более трети всех российских родителей). Для них ребенок – случайная данность, а не Божий Дар. Поэтому его содержание и воспитание, в лучшем случает, на плечах бабушек и дедушек, а в худшем – первые годы их жизни пройдут в детском доме.
Родители – это самая большая, самая главная составная группа Гражданского общества любого государства. Но кто, где, когда и как учил нас, учит сегодня наших детей и молодежь, как стать настоящими, умными и счастливыми родителями? В каком вузе-колледже преподают самые главные уроки семейного счастья, которое нужно каждому? Нет ни в одном образовательном стандарте такой дисциплины как «Менеджмент счастливой семьи». Почему? Она нужна, ведь никто не рождается с готовыми умениями и навыками ответственного супруга и просвещенного родителя. Наша задача дать необходимые знания всем, что не было в стране случайных родителей, чтобы все стали настоящими и умными родителями.
Господь Бог каждого из нас при рождении одаривает определенной козырной картой задатка, а иногда даже несколькими, из общей генетической колоды, сложенной из способностей наших предков. И этот, поистине божественный, подарок предопределяет миссию и смысл нашей жизни. Но как родителям найти среди почти сотни карт различных возможностей ребенка его самую счастливую, козырную карту будущего успеха? Какие нужно пройти дорогие генетические исследования, оригинальные тесты или специальные задания? А может быть ничего не искать и не предпринимать, ведь с нами ничего подобного не проводили? В любом случае выбор действия или бездействия есть у каждого родителя, который прошел необходимое обучение по нашей специальной программе.
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют, что итоговый расклад генетических задатков каждого человека может быть, исходя из теории вероятности, самым разнообразным. Например, в раскладе оказались «тузы» разных направлений деятельности. Про такого человека говорят, что если он талантлив, то талантлив во всем. Но вероятность такого уникального выигрышного расклада если и не равна нолю, то очень и очень маленькая. Ребенку, у которого в колоде имеется хотя бы один туз, можно сказать, повезло, его способности сразу видны всем. Остается только начать свою игру.
С другой стороны, ситуация может быть полностью противоположной – в раскладе задатков могут оказаться карты самого низкого достоинства. Но в большинстве своем генетический расклад обычного человека бывает самым разнообразным. Он может содержать задатки не только разной направленности (в картах это масть), но и степени (силы) их проявления (условно, от двойки до короля). Чаще всего это будут средние, как бы сказать, обычные или даже слабо выраженные задатки. И вот тут без взрослых: умных родителей и настоящих педагогов, личной козырной карты успешности ребенка не найти и не создать.
В чем же главная задача родителей в процессе выявления и развития самых сильных задатков своего любимого ребенка? Как из «пятерки» обычных способностей (пешки в шахматах) дойти до туза, то есть попасть в ферзи и сделать свою игру? Первое. Надо быть очень внимательным и постоянно наблюдать за поведением ребенка, как в условиях повседневной привычной домашней среды, так и за его участием и интересом в специально организованной среде по исследованию склонностей к разным видам человеческой деятельности. Второе. Стараться быть не только умиленно восхищенным любым действием ребенка, но объективно и непредвзято сравнивать, и видеть в каком виде деятельности ваш ребенок действительно лучше, а в чем он пока не самый лучший среди ребят того же возраста. И третье. Приучите себя фиксировать все основные результаты таких исследований в специальной Книге успеха вашего ребенка. Помните: не записал – значит забыл!
Что же из этого следует? В первую очередь, честно признать, что обычным, среднестатистическим родителям не удастся со 100% уверенностью правильно выявить и максимально развить лучшие задатки-склонности ребенка, оставаясь только в привычных условиях дома и семьи. А значит нужно найти-создать такие условия и среду, в которых можно испытать склонности ребенка к его всевозможным генетически предопределенным задаткам и потом начать правильное развитие.
Достижениями ученых в области нейробиологии установлено, что структура человеческого мозга к трем годам формируется более, чем на 90%. В этом, самом главном возрасте развития человека важен не просто каждый месяц жизни, но каждый день. И сегодня традиционные методы воспитания следует успешно дополнять игровыми методиками, разработанными на основе последних научных достижений нейропедагогики. Правильные игры и пособия формируют среду и условия раннего выявления и развития задатков ребенка. Но самое важное в процессе раннего развития – это увидеть самую главную (в данном возрастном периоде) козырную карту способностей ребенка.
Олег Волков
- Подробности
-
Категория: Город Мастеров с Олегом Волковым
-
Опубликовано 09.09.2015 22:35
-
Просмотров: 2428
Добавить комментарий