В жизни, как и в море, брызг не миновать, но она любит смелых и умелых
Почему у подростков начинается, а у многих бесконечно долго длится переходный период? Научные исследования показали, что в этом возрасте важнейшим является процесс становления префронтальной (лобной) части мозга. Дело в том, что человеческий мозг развивается неравномерно – не весь сразу, а от задних областей к передним. Так, к моменту подросткового возраста у человека уже сформирована лимбическая система, которая отвечает за эмоциональную сферу. Поэтому ребенка больше тянет к ярким ощущением, чем к рациональности, и даже «предвкушение» события так же важно, как и само событие. Ученые объяснили, что эмоции для него более значимы, чем логические обоснования.
А вот префронтальная кора мозга созревает позже всего – она окончательно формируется лишь к 21-22 годам. Это именно тот отдел мозга, который отвечает за сложные когнитивные функции – долгосрочное планирование, принятие решений, рациональное мышление, эмоциональный и поведенческий самоконтроль (https://dzen.ru/a/YkRt8Y_zvGQXaUVf). Однако, чтобы мозг у детей созрел полностью, этот процесс родителям и взрослым нужно пошагово вести: с дошкольного до подросткового возраста.
Подростковый период я бы назвал первой сессией жизни. Если из этих испытаний ребенок выйдет без нахождения своего главного Дела и без важного умения управлять своим эмоциональным и интеллектуальным состоянием, то перед ним окажется океан без маяков и попутного ветра. А. Рыбаков в повести «Кортик» вывел формулу: «Жизнь – как море. Для себя жить захочешь – будешь как одинокий рыбак в негодной лодчонке: к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть, да затыкать пробоины рваными штанами. А будешь жить для народа – на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь. Никакие бури не страшны, весь мир перед тобой».
Каждый в свое время приходит к осознанию Миссии, как смысла своей жизни. Кто-то раньше, кто-то позже, а кто-то, и таких, к сожалению, большинство, вообще не задумывается о том, что он родился с особым Призванием. Безусловно, чем раньше, желательно уже к 12-14 годам, мы определимся со своим призванием-миссией, тем больше важного и хорошего сможем сделать. И в этом большую помощь могут и должны оказать ребенку главные для него люди – его просвещенные родители и настоящие учителя.
Что же считать Миссией? Как проще и понятней осознать ее проявления взрослому, чтобы потом увидеть и принять ее у ребенка?
Первая трудная задача нашей жизни – это увидеть в некоторых особых событиях специальные подсказки, которые с самого детства дает нам Всевышний. Эти яркие волшебные знаки на уровне нашего подсознания будут появляться много раз. Очень важно их не пропустить, не оставить без должного внимания, зафиксировать их, записав в свой список важного. И сразу постараться практически заняться ими, то есть попробовать, испытать себя в новом деле. Возможно, это и есть ваша главная миссия.
Конечно, если вы не освоили этот урок и не получили собственный опыт обращения с полезными подсказками, то лишь одно поможет вам правильно поддержать своих детей – внимательное наблюдение за их поведением в ходе знакомства с новыми игрушками, предметами, занятиями.
Из личной практики. Вдруг заметил, что моего полуторагодовалого Антона потянуло к карандашам – линии на бумаге стали обретать какой-то смысл, а «каляки-маляки» оказываются очень похожими на знакомые предметы. Или увидел, как трехлетняя Аля Тен, не отрывая глаз, заворожено слушает и смотрит, как играют на флейтах ученики ансамбля музыкальной школы.
И как результат – точное решение в выборе направления развития ребенка. Вывод: наблюдайте за ребенком и детьми в его окружении, дайте им вовремя, а значит, как можно раньше, встретить свою миссию.
Главное, чтобы у нас хватило внимания и понимания, что через такие подсказки люди получают ответ на самый главный вопрос о смысле жизни. Необходимо с благодарностью принять Призвание и начать реализовывать Миссию: отдавать главному для себя и важнейшему для других Делу все свои знания и силы, получая при этом удовлетворение от спокойного осознания правильности своих поступков и достигнутых результатов в заботе о людях.
Чтобы на пытливые вопросы своих детей «О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ» отвечать уверенно, я предлагаю формулировать миссию из двух слов: СКАЗУЕМОЕ (что предстоит исполнять в глобальном значении) и ПОДЛЕЖАЩЕЕ (важнейшая сфера, поле и направление деятельности).
Примеры Миссий:
Познавать Мир | Нести Искусство |
Изучать Океан | Сочинять Музыку |
Беречь Природу | Создавать Литературу |
Осваивать Космос | Поднимать Культуру |
Оберегать Здоровье | Понимать Человека |
Помогать Ближнему | Побеждать Бедность |
Развивать Таланты | Улучшать Качество |
Служить Обществу | Цифровать Технологии |
Дарить Образование | Сохранять Разнообразие |
Формировать Духовность | Перерабатывать Отходы |
Попробуйте сформулировать свою миссию. Не сразу, но уже через час, полтора вы сможете выйти на максимально близкий и точный вариант своего СМЫСЛА ЖИЗНИ.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары,
31.03.2023
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON