Всевышний каждому человеку начертал свое место, свои дела, свою судьбу. Однако некоторые родители ставят себя на один уровень с Богом, определяя за него: кем должен стать их(?) ребенок. Чаще всего, как ни странно, таким грешат условно образованные родители, дипломы разные имеющие, но так и не изучившие Библию – главную книгу всех христианских народов. При этом многие уже позабыли, как когда-то слезно просили: «Господи, подари нам дитя, и мы все сделаем для тебя!»
В основном это проявляется в семьях, где преобладает не педагогика гуманного воспитания, которую проповедуют Шалва и Паата Амонашвили, а авторитарная педагогика, которую устанавливает родитель, семейный лидер по праву старшего и более образованного. Тогда процесс воспитания напоминает скорее армейский порядок, где по каждому вопросу есть только одно правильное мнение – приказ старшего по званию. И родитель издает понятные только ему указания, требуя от ребенка их беспрекословного и быстрого исполнения.
Ярче всего это проявляется в школьный период учебы детей, когда в отличие от обязательной программы обучения, где родители бессильны перед педагогами и ГОСами, есть выбор для определения занятий дополнительного образования. И вот тут они считают, что опыт жизни и собственные знания позволяют им, не взирая на личное мнение ребенка, определять (навязывать) обучение в музыкальной школе или спортивной секции. То есть направляют ребенка туда, куда в детстве ходили сами или, наоборот, не получилось им там обучаться, так пусть тогда дети станут известными певцами или великими футболистами.
Особая проблема с родителями возникает у педагогов и руководства лицеев и гимназий, когда после завершения начальной школы начинается формирование новых классов по направлениям обучения: гуманитарное, экономическое, инженерно-техническое, медицинское, педагогическое, кадетские классы и разные другие. По существующему положению в данном случае решающее слово принадлежит родителю, и вот тут, иногда, коса находит на камень. Как бы не убеждали педагоги некую мамочку, что нет у ее Васи склонностей к математике и не стоит его записывать на экономическое направления. Мама же лучше знает…
Об этом же рассказывает Паата Амонашвили в своей книге «Любовь Адама», описывая в самом ее начале, как папа не может услышать и принять позицию-желание своего сына, в 12 лет уже определившегося со своим увлечением, – стать писателем. Какие только доводы не приводит Адам, но папа Гуськин Питирим жестко стоял на своем: «Тебе больше подойдет должность директора огромной корпорации и статус миллионера». И хотя сын почти кричит: «Но я не хочу быть миллионером. Я хочу написать книгу», разговор завершается категорическим ответом отца: «Ну, хватит. О больших планах с тобой говорить еще рано. Вернемся к этому, когда подрастешь».
Друг беспечной студенческой юности Боргес Гутенберг интересуется у своего крестника Адама: «Что тебя увлекает больше всего?» и удивляется, что Питирим все уже решил за сына: «А почему ты отвечаешь за него?». На что тот уверенно заявляет: «Я хорошо знаю сына и могу представить его будущее лучше». Здесь Паата заостряет внимание на мечте большинства родителей – успешность своих детей мы стали измерять суммой денег на банковском счете.
Безусловно, судьба повернула так, как предначертано Адаму – он все-таки стал известным писателем. Но перед этим он сильно поругался с отцом, ему было очень обидно, что самый родной человек не слушает и не слышит его. А у него от этого на душе был безвыходный тупик: с одной стороны, он внутренне чувствовал себя заключенным в тюрьме материальной зависимости от родителя, а с другой, он пытался убедить себя: «А может отец прав? Будь у меня миллион, я купил бы (конечно же каждый юноша хочет_Олег Г.) внедорожник». Поэтому Адам, как любящий, послушный сын, несмотря на глубокую душевную рану, говорит: «Отец, я сделаю, как ты просишь, и буду учиться на финансовом».
Но что-то очень важное должно произойти с нами, родителями, чтобы при встрече с блудным сыном признаться и попросить у него прощения, что мы мешали ему заниматься своим предназначением: «Я горько ошибался во многом, а ты правильно сделал, что не послушал меня. Зря я мечтал о славе и о деньгах, потому что есть нечто намного важнее… – познание своей истинной, внутренней природы». Это значит войти в ярчайший свет внутренней вселенной – мир, откуда к творческим людям, как к приемнику, идут все идеи Всевышнего, созревшие в форме плодов на разных деревьях, растущих в Занебесье.
И поэтому лучше всего, если мы, родители еще в своем детстве-юности поймем, что в каждом человеке заложена своя природа, своя миссия жизни. И он ее должен обязательно выполнить, потому что эта цель, с которой он пришел в этот мир. Только не надо ему в этом мешать в форме родительского решения, что мы лучше знаем, как будет правильнее для нашего ребенка. Вообще, об этом уже несколько тысяч лет говорят нам святые тексты из Библии:
Стих 21 из главы 30 Книги Исаия звучит так: «Уши твои будут слышать слово позади тебя, говорящее: «Вот путь, иди по нему», когда бы ты ни пошел направо, или, когда бы ты ни уклонился налево». Очень важно каждому уяснить, что «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь направляет шаги его» (Притча 16:9 из Книги притчей Соломоновых). И наконец, Псалтирь, стих 31:8: «Я буду учить тебя и учить тебя тому пути, по которому тебе идти. Я буду вести тебя Своим оком» (https://viralbeliever.com/ru/15-bible-verses-about-choosing-the-right-path/).
Все это означает, что Бог суверенен и что у Него есть план для нашей жизни.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор.
г. Чебоксары
14.05.2023
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON