Нет у муслима страха, кроме гнева Аллаха! Хаджи Давуд
Мы продолжили исследование в рамках своего проекта «Супружеское лидерство». Очередным объектом исследования стали татарские семьи. Решено было проверить есть ли особое влияние семейных традиций ислама на: а) выявленную числовую закономерность по четырем типам семей (24-17-35-24) и б) значимое отличие разводов в семьях татар от средних результатов по Чувашской Республике.Для этого ЗАГС Чувашской Республики предоставил таблицы неперсонализированных данных за 11 лет по заключенным бракам и, соответственно, разводам в семьях татар Батыревского и Комсомольского муниципальных округов Чувашии.
По таблицам, полученным из ЗАГСа, все татарские семьи можно разделить на три группы: семьи, где при регистрации брака оба супруга указали свою национальность или только один супругов (муж или жена) указал в графе национальность, что он татарин/татарка.
Полученные табличные данные были обработаны в соответствии с методикой определения лидерских позиций супругов в семейной паре. Последующий анализ показал, что математическая формула закона лидерства соблюдается и в данной религиозно-национальной выборке.
Основные отличия (до 3%) выявились в разводах татарских семей: чуть меньше в семьях первого типа (муж-лидер, жена ведомая) и наоборот побольше в семьях второго типа (и муж, и жена - лидеры). И хотя при планировании исследования мы надеялись, что число разводов в татарских семьях должно быть меньше, чем в общем по Чувашии, результаты нас поразили: разводов в татарских семьях оказалось значительно (в 2,5-3 раза) меньше, чем в среднем по республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА, 2003-2013 гг., ЗАГС Батыревского и Комсомольского МО
Суммарно по всем татарским семьям
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 3272 | 786 (24,0%) | 576 (17,6%) | 1083 (33,1%) | 827 (25,3%) |
в том числе,
Муж – татарин, жена – татарка
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 1063 | 256 (24,1%) | 188 (17,7%) | 350 (32,9%) | 269 (25,3%) |
Муж – татарин, жена – национальность не указана
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 1118 | 269 (24,1%) | 195 (17,4%) | 370 (33,1%) | 284 (25,4%) |
Муж – национальность не указана, жена – татарка
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 1091 | 261 (23,9%) | 193 (17,7%) | 363 (33,3%) | 274 (25,1%) |
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, 2003-2013 гг., ЗАГС Батыревского и Комсомольского МО
Суммарно по всем татарским семьям
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 614(18,8%) | 133 (21,7%) | 125 (20,4%) | 208 (33,9%) | 148 (24,0%) |
в том числе,
Муж – татарин, жена – татарка
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 149 | 30 (20,1%) | 29 (19,5%) | 54 (36,2%) | 36 (24,2%) |
Муж – татарин, жена – национальность не указана
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 233 | 50 (21,5%) | 48 (20,5%) | 74 (31,8%) | 61 (26,2%) |
Муж – национальность не указана, жена – татарка
2003-2013 | Всего | Тип 1 | Тип 2 | Тип 3 | Тип 4 |
Итого | 232 | 53 (22,8%) | 48 (20,7%) | 80 (34,5%) | 51 (22,0%) |
Когда эти данные я довел до Мансура Хазрата, председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Чувашской Республики, он их принял весьма спокойно. С 1991 г., с развала СССР, в России начали проявлять свою активную деятельность различные конфессии. За 30 лет на духовном поле России выжили основные мировые религии, среди которых особое место, несмотря на малую долю верующих (10%) занимает ислам. В Чувашии мусульмане - это, в основном, татары (2,8%), исторически проживающие в южной части республики (Батыревский, Комсомольский, Яльчикский, Шемуршинский муниципальные округа, а также в городах Чебоксары, Канаш и др.). По данным ДУМ на территории Чувашии действуют 44 прихода.
Личное знакомство со многими татарами (говорим татары – понимаем мусульмане) удивило меня достаточно строгим соблюдением ими основных религиозных традиций и обычаев: намаза и особенно соблюдение поста в священный месяц Рамадан. Это привело меня к искреннему уважению системы исламского воспитания. Духовно-нравственной системы, которой надёжно управляют через привитие мусульманских традиций и обычаев в бытовую и социальную жизнь прихожан признанные лидеры ислама.
Приятно поражает, что служители ислама не ограничиваются только проповедями и службах в мечетях, у них весьма значимый, комплексный план проведения разных массовых, общественных мероприятий. Включая активное вовлечение жителей татарских поселений в поддержку наших бойцов на СВО, участие в традиционных культурных событиях и спортивных соревнованиях для взрослых, для детей и для семей. И конечно, это дополняет и усиливает объединяющую роль ислама и уважение паствы к своим духовным лидерам.
Вообще у меня сложилось личное ощущение, что в поле зрения и влияния имама, муллы, муэдзина, хафиза – служителей каждой мечети ДУМ Чувашии находятся все мусульмане прихода, начиная от почтенных и уважаемых людей преклонного возраста, до малых детей, учащихся школ, молодежи, их родители, односельчане и предпринимательское сообщество. Ни один татарин не остается без должного внимания мусульманского духовенства, готовых своевременно разъяснить и помочь силой молитвы и Корана.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор, научные проекты Союза отцов
г. Чебоксары
17.03.2024
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON