«Пацан сказал – пацан сделал» – стараюсь придерживаться такого, звучащего по современным понятиям, принципа: «Дал слово – держись, а не дал – крепись». Вот поэтому хочу привести полученные результаты исследования мнения родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста по вышеприведенной анкете (см. предыдущий пост «Какой грех страшнее: бездействия или деятельности через преодоление ошибок?»). Всего, с учетом отсеивания некорректно заполненных анкет, в исследовании приняло участие почти три тысячи родителей, а если точнее, то 2771 человек, в том числе 993 родителя дошкольников и 1778 родителей учащихся начальных классов. Количество участников достаточное, чтобы с высокой степенью достоверности говорить о полученных результатах.
Кстати, расскажу немного об особенностях технологии организации и проведения такого широкомасштабного опроса родителей в одном муниципальном образовании – городе Чебоксары. Честно признаюсь, что если бы я не преподавал спецкурс «Управление качеством» студентам 4 курса дневного отделения специальности «Менеджмент организации» в своем институте, то вряд ли бы мы смогли провести такое весьма специализированное исследование, при этом всего за две недели. За короткий срок проведения учебного курса (с конца января до конца марта) этим студентам предстояло выполнить огромный объем самых разных практических работ: групповой проект в социально-экономической сфере, маркетинговое исследование по теме проекта, самостоятельную работу-эссе, подготовить личный глоссарий терминов курса и др. И к концу обучения большинство, а точнее все, кто ходил на занятия, успешно справились с заданиями. По их мнению, они сформировали фундамент компетентности и навыков в проектном менеджменте и разработке системы качественного менеджмента.
Так вот, на одном из последних занятий мною была озвучена просьба по содействию в проведении широкого исследования мнения родителей о системе развития одаренных детей по специально разработанной анкете. Анкету мы разрабатывали совместно с тремя студентами-дипломниками, которые в этом году работают над развитием и продвижением проекта «Раннее выявление и развитие задатков детей в ДОУ и школе», как особой формы социального предпринимательства. Студентам было рекомендовано проводить анкетирование в конце рабочего дня, когда в школы или в детские садики родители приходят забирать своих детей. Мне, признаться, было приятно слышать, когда студенты, принося и сдавая на обработку заполненные анкеты, эмоционально рассказывали о том, как отвечали на вопросы анкеты родители и какие они использовали собственные подходы, чтобы получить более взвешенные и адекватные ответы от респондентов. Или, как и где лучше проводить опрос родителей в выходные дни – в детских развлекательных центрах. Каждый из студентов 4 курса смог в среднем опросить от 30 до 100 родителей, поэтому в итоге получилась достойная сумма.
Общей стандартизированной обработкой анкет занимались уже непосредственно дипломники. Наши девушки в этом деле не то что собаку, а трехлетнего слоника съели, так как три года в рамках, руководимого мною Отдела обеспечения качества нашего института, постоянно, по 5-6 раз в год проводили самые различные опросы, анкетирования и исследования. Результаты, полученные в ходе анкетного изучения родительского мнения, могут представлять большую информацию и интерес для специалистов и руководителей самых разных уровней. Как для конкретного образовательного учреждения, так и муниципального органа управления образованием, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и регионального центра развития образования.
Для того чтобы получить максимально достоверную картину состояния в вопросе развития задатков детей дошкольного и младшего школьного возраста, обработка анкет велась дифференцированно. То есть, сначала была проведена селекция по отдельным образовательным учреждениям, в которых обучаются дети, чьи родители участвовали в проведенном опросе. В качестве основной компьютерной программы была использована Excel. Затем данные, полученные по каждому учреждению, объединялись в группы по три ДОУ или школы (для удобства исправления возможных ошибок при обработке анкет). После чего осуществлялась интеграция по уровням – отдельно дошкольные образовательные учреждения, отдельно школы. И, как итог, была сформирована обобщенная таблица результатов исследования, объединившая показатели по всем учреждениям (ДОУ + школы).
Что же в итоге мы имеем в данном исследовании? На первый содержательный вопрос анкеты «В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки?» были получены следующие относительные результаты:
ДОУ |
воспитатель |
да - 0,37 |
нет - 0,47 |
не помню - 0,16 |
специалисты |
да - 0,29 |
нет - 0,51 |
не помню - 0,20 |
Школа |
классный учитель |
да - 0,41 |
нет - 0,44 |
не помню - 0,15 |
специалисты школы |
да - 0,24 |
нет - 0,53 |
не помню - 0,22 |
Обобщенные результаты (с учетом ответов родителей школьников по ДОУ)
воспитатель ДОУ |
да - 0,56 |
нет - 0,29 |
не помню - 0,14 |
специалисты ДОУ |
да - 0,29 |
нет - 0,49 |
не помню - 0,22 |
Итак, данные всех таблиц показывают, что, к сожалению, ни система дошкольного, ни школьного образования не может привести убедительных доказательств, что наши педагоги и специалисты имеют хорошие контакты с родителями детей, чтобы своевременно, достоверно и профессионально их информировать о возможных задатках воспитанников ДОУ и учащихся школ. В среднем, только два родителя из пяти получали от педагогов какую-то информацию по одаренности своих детей.
Вопрос 2. «Где Ваш ребенок дополнительно занимается?»
ДОУ
|
музыкальная, спортивная школа |
0,29 |
дворец, дом культуры |
0,21 |
|
нигде не занимается |
0,50 |
Школы |
музыкальная, спортивная школа |
0,28 |
дворец, дом культуры |
0,18 |
|
кружке, секции при основной школе |
0,26 |
|
нигде не занимается |
0,28 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
музыкальная, спортивная школа |
0,29 |
дворец, дом культуры |
0,19 |
кружке, секции при основной школе |
0,17 |
нигде не занимается |
0,35 |
Удивительная схожесть показателей полученных результатов по фактически всем направлениям возможного развития детей свидетельствует о сложившейся системе. Фактически лишь 50% детей ДОУ и 46% учащихся младших классов занимаются в учреждениях дополнительного образования. Благодаря сохранившимся кружкам и секциям в школах, еще 26% школьников младших классов включаются в процесс развития своих задатков. Но в итоге мы видим, что каждый третий ребенок не получает в самом раннем возрасте необходимой поддержки в развитии своих задатков. И это, в основном, вина родителей этих детишек, хотя нельзя исключить и серьезные недоработки в этом вопросе воспитателей ДОУ и педагогов школ.
Вопрос 3. «Решение заниматься специальным развитием ребенка было»
ДОУ |
принято Вами, потому что заметили задатки ребенка |
0,39 |
принято Вами, потому что дети друзей занимаются |
0,22 |
|
потому, что сам ребенок попросил |
0,25 |
|
по рекомендации специалиста ДОУ или школы |
0,14 |
Школы |
принято Вами, потому что заметили задатки ребенка |
0,34 |
принято Вами, потому что дети друзей занимаются |
0,17 |
|
потому, что сам ребенок попросил |
0,31 |
|
по рекомендации специалиста ДОУ или школы |
0,18 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
принято Вами, потому что заметили задатки ребенка |
0,35 |
принято Вами, потому что дети друзей занимаются |
0.18 |
потому, что сам ребенок попросил |
0,30 |
по рекомендации специалиста ДОУ или школы |
0,17 |
Заметна позитивная тенденция учета личной мотивации ребенка к развивающей деятельности при принятии родителями решения о развитии его задатков от уровня дошкольного возраста к школе (от 0,25 к 0,31), и именно за счет снижения роли собственной позиции (от 0,39 до 0,34). Но что нас смущает сильнее всего, так это складывающееся несоответствие ответов родителей в пункте «по рекомендации специалиста ДОУ или школы» (0,14 – 0,18) с ответами, полученными на первый вопрос анкеты: «В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки?» (см. выше). Результаты различаются в два раза! Приходится делать вывод, что либо рекомендации были не услышаны, либо информация о задатках ребенка была не корректной…
Вопрос 4. «Выбор учреждения дополнительного образования был»
ДОУ |
продуманным Вами |
0,41 |
случайным |
0,27 |
|
по совету знакомых |
0,20 |
|
по рекомендации специалистов ДОУ и школы |
0,12 |
Школы |
продуманным Вами |
0,39 |
случайным |
0,30 |
|
по совету знакомых |
0,18 |
|
по рекомендации специалистов ДОУ и школы |
0,13 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
продуманным Вами |
0,39 |
случайным |
0.29 |
по совету знакомых |
0,19 |
по рекомендации специалиста ДОУ или школы |
0,12 |
Такой же вывод об относительно маленькой, не очень значительной роли специалистов ДОУ и школы в выборе учреждения дополнительного образования для развития задатков ребенка приходится делать, анализируя ответы на вопрос о выборе этого учреждения. Одновременно следует отметить, что в два раза больше негатива в ответах связано со случайным выбором учреждения дополнительного образования (может просто рядом с домом…). Тогда как почти 60 % родителей детей, как дошкольников, так и младших школьников считают, что выбор сделан ими сознательно: был хорошо продуманным или опирался на совет знакомых.
Вопрос 5. «Каким был выбор педагога дополнительного образования?»
ДОУ |
случайным |
0.61 |
специальным |
0,39 |
Школы |
случайным |
0,58 |
специальным |
0,42 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
случайным |
0,59 |
специальным |
0,41 |
Выбор педагога, по нашему мнению, является основополагающим для всего процесса обучения. Так, умные родители задолго до поступления ребенка в школу определяются с первым учителем. Но особенно важно правильно определиться с педагогом дополнительного образования. Ведь он фактически играет роль мастера, формирующего профессиональную успешность ребенка в будущем. И результаты опроса убедительно свидетельствуют, что для большинства родителей (60 %) этот вопрос почему-то не является существенным. Они, наверное, уверенно считают, что в учреждениях творческого дополнительного развития детей работают только самые лучшие педагоги. Для простого обывателя, не умеющего, условно, играть на музыкальных инструментах, каждый умеющий играть уже недосягаемая звезда. Поэтому нынешних родителей, а лучше будущих родителей, в лице студентов и учащихся учреждений профессионального образования, надо обучать этой простой истине: «Чтобы стать олимпийским чемпионом, нужно заниматься у тренера олимпийских чемпионов!»
Вопрос 6. «Ребенок очень любит эти дополнительные занятия?»
ДОУ |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,56 |
0,39 |
0,05 |
- |
Школы |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,35 |
0,53 |
0,12 |
- |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,41 |
0,49 |
0,10 |
- |
Если взять во внимание, что мы все-таки опрашивали родителей, которые во многом влияют на своих детей: родственными генами, вниманием к проявляемым задаткам, доброй поддержкой при выборе направления, педагога и школы их развития, то можно сказать, что для большинства из детей выбор, с точки зрения родителя был правильным. Суммарный показатель отношения к дополнительным занятиям (да + скорее, да) как для детей дошкольного возраста (0,56 + 0,39 = 0,95), так и для младших школьников (0,35 + 0,53 = 0,88) на очень высоком уровне. Ни в одной из групп не оказалось ни одного ребенка, который бы «не любил» занятий по своему развитию. Но заметна возрастная динамика: количество категоричных «да» уменьшается (от 0,56 до 0,35) на 0,21, что не может не обращать внимание. Также как и то, что увеличился в 2,5 раза (от 0,05 до 0,12) показатель «скорее, нет». Трудно определить истинную причину, но можно сравнительно проанализировать ответы родителей в сопоставлении удовлетворенности детей от занятий с ответами на вопрос 3 о решении заниматься дополнительным образованием, в частности с ответом «потому что ребенок сам попросил». Думается, что здесь может быть определенная корреляция.
Вопрос 7: «Вы заметили прогресс ребенка?»
ДОУ |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,66 |
0,33 |
0,01 |
- |
Школы |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,51 |
0,42 |
0,07 |
- |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,55 |
0,39 |
0,06 |
- |
Ответы на данный вопрос хорошо коррелируют с ответами на предыдущий вопрос анкеты. А именно, большинство, практически все родители (0,99 и 0,93) видят прогресс в развитии ребенка как результат дополнительного образования ребенка. Даже динамика снижения ответов «да» на предыдущий вопрос «Ребенок очень любит эти дополнительные занятия?» не так значительно отражается на развитии способностей ребенка. Более половины всех опрошенных родителей уверенно считают, что прогресс в достижениях их детей на лицо. Нам кажется, что полученные данные могут, нет – должны служить дополнительным, весьма убедительным аргументом в диалоге педагогов с родителями при разъяснении важности дополнительного развития задатков ребенка в способности.
Вопрос 8: «Вы бы хотели, чтобы выявлением задатков детей начали заниматься с ДОУ?»
ДОУ |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,68 |
0,30 |
0,02 |
- |
Школы |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,62 |
0,33 |
0,03 |
0,02 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,65 |
0,31 |
0,03 |
0,01 |
Очень символичное единство ответов, как родителей дошкольников, так и младших школьников на вопрос: «Вы бы хотели, чтобы выявлением задатков детей начали заниматься с ДОУ?» А эти результаты работают уже на наш фонд и идут в копилку аргументов и доводов по широкомасштабному продвижению проекта в образовательных учреждениях, муниципалитетах, регионах и во всей России.
И вот последний в анкете вопрос 9: «Вы готовы финансировать развитие ребенка у лучших педагогов?»
ДОУ |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,41 |
0,45 |
0,12 |
0,02 |
Школы |
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,39 |
0,42 |
0,15 |
0,04 |
Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)
да |
скорее, да |
скорее, нет |
нет |
0,39 |
0,43 |
0,14 |
0,03 |
При составлении настоящей анкеты данный вопрос был самым проблематичным, так как истинное финансовое состояние жителей Чувашии, даже ее столицы города Чебоксары очень не стабильное, мягко говоря. И, тем не менее, полученные результаты нас весьма порадовали – 82 % (!) всех опрошенных родителей определились с необходимостью дополнительного финансирования занятий своего ребенка у лучшего преподавателя, способного помочь ребенку развить его задатки в максимальной степени, превратив их в способности и талант.
Таким образом, цели и задачи исследования выполнены в полном объеме.
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары,