Расти ПРОФЕССИОНАЛЬНО – 7. Вуз МЕЧТЫ

Расти ПРОФЕССИОНАЛЬНО – 7.  Вуз МЕЧТЫ - фото 1Сегодня все мечтают не о цифровом будущем,

а о возврате в лучшее советское образование

Лето – это самая жаркая пора в году, но не только физически для человека и всей природы, но и для образовательных организаций профессионального образования. Их точнее и правильнее сравнить с любым частным (крупным и малым) бизнесом на курорте, который за летние месяцы должен заработать подушку безопасности себе на весь год вперед. Между пансионатами идет ЖЕСТКАЯ «БОРЬБА» ЗА КЛИЕНТА, в которой в большей части побеждают пока те, кто предложит самые низкие цены с минимальным уровнем качества предлагаемой услуги.                                                                      

Так и местные, региональные вузы и ссузы, начиная с середины июня, сражаются за каждого слабенького абитуриента, потому как сильные выпускники еще два года назад выбрали классические федеральные и национально-исследовательские УНИВЕРСИТЕТЫ. И чтобы туда попасть они вместе с родителями взяли на прицел мишени ЕГЭ специальные дисциплины и лучших репетиторов.

Классический университет – это научные школы, лаборатории, мастерские, где уже с первых дней учебы студент становится ведомым членом команды, изучает в исследованиях законы мироздания, личностно осваивает в ходе ежедневной практики научных исследований холодную теорию учебников и лекций.

Вуз – это МЕСТО ВСТРЕЧИ С УЧИТЕЛЕМ, с новыми друзьями, со своими будущими коллегами по делу, а кто-то с Любовью всей жизни. Основная задача вуза (на 80 %) не просто подготовить узкого специалиста, а помочь ему через лекции и встречи с мудрыми профессорами сформироваться как ЛИЧНОСТИ, ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА своей страны. Любой выпускник скажет, что практически полезного из полученных знаний в вузе было НЕ БОЛЕЕ 20%. Про остальное на работе ему скажут: «Забудьте, чему вас учили в вузе, здесь вы все будете делать по-другому».

Меня часто просят дать совет, какую специальность и в каком вузе следует выбрать для поступления выпускнику. Мой очередной секрет Полишинеля предназначен только для хороших абитуриентов и их умных родителей. ХОРОШИЙ АБИТУРИЕНТ – тот, кто сам еще в ШКОЛЕ ОПРЕДЕЛИЛСЯ со своей будущей профессией и начал серьезно ей заниматься. Умные родители понимают, что крепкие Знания по Делу, где ТЫ В ТЕМЕ – самый главный капитал Человека, который всегда с тобой, который можно достойно монетизировать, и поэтому нужно вложиться в его приобретение.

Первый шаг заключается в том, чтобы старшеклассник хорошо знал, кто из современных РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ (в направлении выбранной им будущей профессии) достиг сегодня МИРОВОГО НАУЧНОГО ПРИЗНАНИЯ своими результатами исследований? Второе: В КАКОМ ВУЗЕ они работают или где постоянно читают лекции студентам, как приглашенные профессора? И третье: выяснить ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ поступления в данные вузы. И всё!

Остается хорошо подготовиться, поступить в этот вуз и, набравшись смелости (с хорошей долей нескромности!!!), попасть на встречу к ученому и убедить его в СВОЕЙ НУЖНОСТИ в качестве прилежного ученика, надежного помощника и верного товарища в общем деле.

Настоящий преподаватель в вузе, у которого студент может научиться чему-то дельному – это ИЗВЕСТНЫЙ УЧЕНЫЙ, научный руководитель, который подключает к исследованиям студентов 1 курса. Именно так в советское время шла подготовка студентов в Казанском госуниверситете. Мне очень повезло, несмотря на то, что я в 1975 году поступил в Чувашский университет. Вступительный экзамен по химии у меня принимал А.Н. Глебов, молодой ученый, еще даже не успевший получить после защиты диссертации в КГУ диплом кандидата наук. Все пять лет (кроме работы над дипломом в ИОНХ АН СССР, г. Москва) занимался вместе с ним исследованиями по ЯМР. Моя первая научная статья напечатана 45 лет назад.

Любой ученый-практик, как шеф-повар на кухне, постоянно придумывает и разрабатывает темы новых опытов и исследований, а его сотрудники, включая студентов, вместе с ним ПРОВЕРЯЮТ-РЕАЛИЗУЮТ эти планы.  И нет ничего эффективнее и результативнее для обучения, чем стратегия практического, а не игрового занятия условным проектом, на выполнение  которого выигран финансовый грант. Потому что в этой деятельности молодой сотрудник РУКАМИ изучает все вопросы реализации проекта, включая организационные, технологические, финансовые проблемы. Он будет ЛИЧНО участвовать в проведении экспериментов, сборе данных,  обработке результатов, выявлении проблемы, поиске решения, написании статей, выступлении на конференции, защите своих доводов, ответах на вопросы и др. Получить такие умения в онлайн-форме НЕВОЗМОЖНО.

НЕЛЬЗЯ ПОЕСТЬ ДИСТАНЦИОННО. Через экран или со страниц учебника можно только увидеть еду или рецепт его приготовления. Если хотите научиться готовить, вы должны быть на кухне, изучить своими руками каждый инструмент и оборудование. Освоить практически технологии работы с продуктами: от мытья и нарезки овощей до всех способов их тепловой обработки. При ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ не будет самого главного – проведение лабораторных, тем более практических/исследовательских работ с научным руководителем.Делайте вывод об эффективности такого обучения.

Остатки советских профессоров и доцентов, тех, кто не принял навязываемой системы цифровых услуг ПРОСТО «УШЛИ» из вузов. И не важно, что за воротами вуза нет очереди из опытных преподавателей, умеющих сеять разумное, доброе, вечное. Зато есть остепененные («ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан»), которые, реально не имея грамма практики работы по специальности, готовы вести какие угодно программы, дублируя, как рекомендует вузовское начальство, чужие, стандартные лекции на своих занятиях.

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

26.06.2021

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить