Почему проект успешно работает или как создать систему?

Для меня этот учебный год, в соответствие с принятыми планами, прошел, в основном, в решении организационных вопросов мониторинга и продвижения проекта в городских и сельских муниципалитетах Чувашии. А также широкой презентации целей и результатов проекта для специалистов и заинтересованных лиц, как в России, так и за рубежом. Поэтому, в отличие от прошлого учебного года, уже, практически, не проводилось рабочих семинаров для участников второго и третьего года эксперимента (не было необходимости). Тем приятнее было получить их отличные, документально подтвержденные, результаты работы за 2012/2013 учебный год. Наибольшее удовлетворение доставили обобщенные результаты по пяти ДОУ – участникам проекта из г. Новочебоксарска.


Если вкратце, то по данным руководства этих детских садов относительное количество детей, у которых воспитатели и специалисты ДОУ совместно с родителями выявили индивидуальные задатки и наклонности, увеличилось в сравнении с итогами прошлого года с 20% до 52% (в 2,5 раза!). А в ДОУ № 45 количество таких детей составило 77%! В ДОУ №10 почти в шесть раз возросло количество детей, участвующих в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и даже международного уровней. Таким образом, практика убедительно подтверждает красивые теоретические выводы, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок потенциально талантлив.
Каким образом и за счет чего были достигнуты такие реальные результаты? Отвечаем, что достичь высоких результатов оказалось не просто, а очень просто... Нужно выполнить всего одно условие – понять принципы образовательной технологии проекта и сформировать в своем образовательном учреждении систему, основанную на этих принципах. А вот об этом мы сейчас поговорим чуть поподробнее. Итак...
Первое. Основополагающий принцип повторим еще раз: «Каждый интеллектуально сохранный ребенок – потенциально талантлив». Задача взрослого окружения и, в первую очередь, родителей выявить у ребенка его природные и мотивированные задатки. Чтобы помочь развить склонности одаренного ребенка в уникальные способности и, возможно, талант. И тут заложена главная компетенция взрослых – Любовь к ребенку. Любовь, как это определила для себя мать Тереза: «Надо любить – только и всего, ...смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым». Любить настолько, чтобы видеть в каждом ребенке потенциального Леонардо или Микеланджело. Поэтому я бы еще в приемной комиссии педвуза, вместо всяких ЕГЭ и экзаменационных оценок, определял профпригодность быть педагогом именно по одному качеству-компетенции абитуриента – умении любить детей.
Второе. Надо понимать и честно признать, что всех родителей можно условно разделить на три категории: настоящих, потенциальных и случайных. С первой категорией все хорошо и понятно, «их не надо просить ни о чем». Они сами все возможное и нужное сделают сознательно для своих детей, ибо прекрасно видят их задатки и наклонности, и понимают где и как их следует развивать. Но настоящих родителей, к сожалению, не более 15-20%, так утверждает статистика. Поэтому основная работа воспитателей, педагогов и специалистов должна быть нацелена на работу с детьми «потенциальных» родителей. А эта категория родителей, действующая по принципу «как все», – самая основная, их более 60%. Они, конечно, любят своих детей, но очень сомневаются и даже почти не верят в то, что их ребенок может быть вдруг одаренным и талантливым. И вот смысл всей работы профессионального педагога следует заключить не просто в деятельности по выявлению уникальных задатков и наклонностей у детей таких родителей. Но в практической реализации миссии нашего проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». Ну, и теперь о третьей категории родителей с условным названием «случайные». Их, как считают специалисты ДОУ и школ, не меньше, а может быть теперь даже и больше, чем «настоящих» родителей. Работа с этой категорией родителей будет для педагогов самой проблемной. Но результаты развития и победы этих детей, достигнутые вопреки, а не благодаря помощи родителей, одновременно будут и самой высокой оценкой профессионализма и любви педагогов к детям.
Третье. Как говорят инженеры: «Чем проще схема, тем лучше она работает». Поэтому в нашем проекте основная суть и принципы системы основаны на здравом смысле. То есть, в ней нет никаких заумных «образовательных технологий», новых «педагогических методик», как будто «специально придуманных ИКТ» или иных «диссертационных задумок», а также «сложных схем» оформления результатов и «большого числа шаблонов» отчетности выполненной работы. Все сделано так, чтобы было понятно и удобно в пользовании воспитателю самого обычного сельского детского садика и родителю, не имеющему не только педагогического, но и даже любого профессионального образования.
Четвертое. Самым главным делом взрослого (как воспитателя, так и родителя) в проявлении истинной Любви к ребенку является внимательное наблюдение за мотивированной деятельностью детей. Чтобы затем, путем честного сравнения результатов выполнения детьми группы/класса определенного задания (лучше в игровой форме), выявить, по олимпийской системе, 1-3 лучших детей с ярко выраженными задатками и склонностями к этой деятельности. И важно зафиксировать одним предложением в соответствующем разделе личной карты диагностики и развития ребенка: когда, какие и в ходе какого исследования обнаружены у него эти сравнительно лучшие задатки и наклонности.
Пятое и, наверное, самое главное. Педагоги должны создать вокруг и для каждого ребенка свою индивидуальную, но комплексную систему развития, включающую, конечно¸ родителей ребенка, а также педагогов дополнительного образования и профессиональных специалистов конкретной сферы деятельности. Талант педагога заключается не столько в том, чтобы быть профессионалом своего дела, а сколько в умении проявиться творческой мотивации у одаренного ребенка к одному или нескольким задаткам, и сформировать окружение необходимой помощи и достойной поддержки развития его способностей и таланта. Именно воспитатель или первый учитель должны стать для «потенциальных» и «случайных» родителей первыми вестниками того, что у их ребенка обнаружены «необычайно сильные задатки» в каком-либо из девяти исследуемых направлений деятельности. И что только при согласии родителей и их личного активного участия в развитии ребенка, их маленький Микеланджело сможет максимально полно раскрыть свой талант.
Шестое. Вроде бы как само собой разумеющееся, но исключительно важное. Потому, как именно от руководителя образовательного учреждения, от главного Педагога, от его силы Любви к каждому ребенку и ко всем детям зависит, будет в этом детском садике или школе создана своя тотальная система выявления и индивидуального развития каждого интеллектуально сохранного ребенка. Именно руководитель разъясняет цели и задачи проекта в разрезе деятельности каждого педагога и специалиста. Это у него формируется предварительные (группа/класс) и объединенные таблицы одаренных детей образовательного учреждения с результатами выявленных задатков. Он видит полную картину по всем детям учреждения, включая специальные отметки, в случае если, например, развитием способностей конкретного ребенка уже занимаются дополнительно. Таким образом, настоящий Лидер, может и будет своевременно принимать адекватные решения по каждому педагогу, ребенку, родителю или специалисту.
Ну, и седьмое. Всякая работа в образовательном учреждении должна строиться вокруг и для ребенка. Не для усредненного, среднестатистического отчетного показателя, а для каждого конкретного малыша: Маши, Пети, Даши. А это значит, что центром нашего проекта является ребенок, в процесс развития которого, начиная с раннего дошкольного возраста, вовлечены творческие специалисты: внимательный Педагог, умный Родитель и лучший Мастер. Системность, массовость и активная вовлеченность всех основных участников – есть результат единения и осознанной поддержки основных задач проекта со стороны пока медленно, но уже сознательного формирующегося гражданского общества, и совершенствования российской и региональной нормативно-правовой базы в образовательной сфере развития одаренных детей.
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить