Когда знаешь свои способности-возможности, некого винить в бездействии
Мы с детства привыкли, что когда идем в поликлинику на прием к врачу, то сначала в регистратуре получаем свою медицинскую карту. Никому из нас не кажется не правильным или излишним иметь собственную медкарту. Медицинскую карту на ребёнка заводят сразу после его рождения. При этом первыми ее записями будут данные о состоянии мамы будущего ребёнка и результаты исследований во время ее беременности.
Когда потом мы приходим на прием, то врач сначала узнает причину нашего прихода, а затем знакомится с предыдущими записями врачей, внесенных в медкарту, чтобы понять взаимосвязь сегодняшнего заболевания с историей болезней. Но прежде чем определить лечение, врач назначает диагностику и предлагает сдать нужные анализы, чтобы увидеть состояние пациента. Полученные результаты исследований он включает в медкарту.
Быть здоровым, безусловно, очень важно. Но для человека, считающего себя HomoSapiens, не менее важно быть успешным и чувствовать себя состоявшимся. А вот эти показатели жизни своими корнями уходят в раннее детство ребенка. Если точнее, то в реализованные способности, выросшие из задатков и наклонностей и выпестованные добрыми делами лучших Учителей.
Есть прямая аналогия генетических предрасположенностей человека к особым заболеваниямс генетически обусловленными задатками одаренности. Само слово одаренность подразумевает, что мы получаем ДАР свыше. Поэтому, чтобы определить направление перспективного развития ребенка, важно составить Карту РОДА - о выдающихся достижениях его родственников.
Для врача основной информацией для назначения лечения являются данные анализов, выходящие за пределы нормы. Для педагога, работающего на развитие ребенка, а не на почасовое его содержание в детсаду, как в «камере хранения»,такими показателями будут задатки ребенка, которые выражены ярче, чем у большинства детей в группе садике или в классе.
Видеть в каждом интеллектуально здоровом ребенке особый талант – в этом главная роль воспитателя в детсаду и первого учителя в школе. Именно они первыми, даже раньше, чем родители, становятся свидетелями и источниками первых проявлений задатков и наклонностей будущих талантов. В помощь педагогу в раннем выявлении задатков ребенка предлагается специнструмент: сравнительное наблюдение и «Карта одаренности ребенка».
Карта имеет три уровня: дошкольный период (с 3 до 7 лет), период начальной школы (с 7 до 11 лет) и период интеллектуального развития (с 11 до 15 лет). Но именно дошкольному периоду жизни ребенка необходимо уделить основное внимание. Потому что все наши достижения родом из детства.
«Карта одаренности ребенка» содержит 10 основных разделов по количеству направлений одаренности (методика Хаана и Кафа), выявляемых педагогов: двигательно-спортивное, лидерско-коммуникационное, художественно-изобразительное, музыкально-вокальное, театрально-артистическое, интеллектуально-академическое, логико-математическое, естественно-техническое, лингвистическо-филологическое, творческого мышления.
В своей деятельности педагог использует метод сравнительного наблюдения, отмечая особенности детей на ежедневных занятиях-уроках, анализируя их поведение в ходе игр, режимных моментов и общей деятельности. По итогам занятия, ставятся отметки «+» в карты 2-3 детей, которые выполнили, с точки зрения педагога, задания лучше, быстрее или по-другому, чем группа. Условием для фиксирования выявленного задатка-склонности является целевая мотивация, интерес ребенка к виду деятельности или заданию.
В течение полугодия может проводиться несколько схожих по теме занятий, поэтому в одной ячейке может быть выставлено 2 и более отметки «+». Таким образом, в индивидуальную карту одаренности заносятся результаты ребенка на протяжении всего пребывания в ДОУ-школе. Важно зафиксировать это пусть незначительное позитивное отличие данного ребенка от средних показателей детей в общей группе. Чтобы всего через 3-4 месяца работы с восторгом поделиться своим важным открытием с его родителями. Цель – согласовывать с ними программу развития ребенка через организацию специальных развивающих занятий по выявленному направлению. Затем педагог совместно со специалистом данного направления разрабатывают программу (до 4 месяцев) индивидуальных занятий ребенка в ДОО.
Внимательный педагог должен отслеживать, как со временем происходит динамика развития обнаруженных задатков. Еще более внимательно он должен реагировать на возможное проявление у ребенка иных, более сильных интересов-наклонностей, чтобы своевременно предложить новую траекторию его развития.
Понятно, что медкарта не является для врача специальной методикой или технологией лечения пациента. Так и наша Карта диагностики и развития ребенка – это не новая методика развития детей, это особый инструмент для достижения эффективных результатов по раннему выявлению задатков и помощи в развитии способностей детей. Но именно эти карты помогают отслеживать во времени все этапы развития болезней-способностей, от их первого проявления до стадии успешных результатов. Одновременно они являются источником для профессиональной оценки специалиста: врача или педагога, как их умение своевременно обнаруживать болезни-наклонности и назначать нужное лечение-развитие.
«Как все просто и понятно», «Почему такой карты раньше никто не придумал?», «Стало интереснее работать, потому что стараешься увидеть в каждом ребенке скрытые возможности», «Теперь родители ценят больше нашу работу»- высказывания воспитателей и заведующих детскими садиками Республики Саха (Якутия). На основе нашей технологии в Якутии с 2015 года реализуется региональный проект «Одаренный ребенок». Участие в проекте побудило кардинально поменять концептуальные подходы в деятельности системы дошкольного образования. С 2021 г. в мероприятиях проекта «Одаренный ребенок» участвуют ВСЕ республиканские детские сады.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
29.12.2022 г.