Только личная ответственность за добро поможет победить хаос зла
«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» – книга написана Ханной Арендт, философом еврейского происхождения, присутствовавшей в 1961 году в качестве корреспондента журнала «TheNewYorker» на суде в Иерусалиме над Адольфом Эйхманом – бывшим немецким офицером (оберштурмбанфюрером) СС, который заведовал гестапо и отвечал за «окончательное решение еврейского вопроса». Эйхман был выкраден из Аргентины агентами Моссада в 1960 г. на осуждение за его преступления.На все обвинения Эйхман отвечал: «Не виновен по существу обвинения». Сам себя он считал законопослушным гражданином, поскольку исполнял с присущим ему рвением приказы Гитлера. На основании его ответов Арендт считает, что Эйхман – не безумец, не патологический садист, не фанатик нацизма и даже не антисемит. Он просто делал свою работу, он просто исполнял данные ему приказы. Так именно великое зло и свершается.
Такую отмену личной ответственности Арендт и считала основой нацизма, в котором начальник лишь отдает приказ убивать, но самолично же не убивает. Подчиненный же лишает людей жизни, но при этом лишь выполняет приказ. И у всех совесть чиста (аналогия с действиями израильской армии в Газе).
Представленный Арендт анализ соблазнительной природы зла не может не тревожить. Мы предпочитаем думать, что те, кто вносит в мир такой ужас, отличаются от нас и что подобные крайности – большая редкость. Но история существования таких народов, как славяне, евреи, курды, боснийцы, индейцы Америки и др. предполагает, что это зло вполне обыденно. Представляя нам Эйхмана как самого обыкновенного маленького человека, Арендт показывает, насколько, на самом деле, тонок налет цивилизованности.
Еще вчера твой народ угнетали и уничтожали, а сегодня, когда мы стали такими же умными, как и вчерашние душители и поработители, то мы становимся такими же, как они. И это не голословный вывод, к такому драматическому результату пришли психологи и социологи, после проведения серии громких исследований, когда ученые ставили цель изучить границы личной ответственности: выяснилось, что честные граждане США способны, как Эйхман, убивать и мучить невинных.
Оказалось, достаточно одного пункта – власть и общество должны убедить законопослушных подданных государства, что они не отвечают за свои действия. «Суть подчинения заключается в том, что человек рассматривает себя как инструмент исполнения желаний другого и более не считает себя ответственным за свои действия. Как только этот критический сдвиг точки зрения происходит, за ним следуют все основные признаки подчинения» - к такому выводу пришел психолог Стэнли Милгрэм.
Особенно драматическим стал проект-исследование «Третья волна» по воссозданию в классе истории гитлеровской Германии 30-х годов ХХ века. Этот проект организовал и управлял в течение 5 дней Рон Джонс, учитель старших классов гимназии города Пало-Альто, Калифорния, США (https://pikabu.ru/story/tretya_volna_v_ssha_kak_uchitel_za_nedelyu_vospital_iz_uchenikov_natsistov_6409528?ysclid=lnogzacnsp113146649).
Эксперимент начался с установления у учащихся жесткой дисциплины.В понедельник Рон увлекательно рассказывал о прелестях дисциплины. Она и спортсменам помогает, и позволяет добиваться успеха, и делает вас лучше, и тренирует силу воли. В общем, это такой несложный способ стать лучше других. Уже к концу третьего дня команда единомышленников школьного движения «Сила через порядок! Сила через общность!» из 30 учеников выросла до 200. Ребят вдохновляли слова лидера: «Вы – избранные, вы измените будущее Америки. Вы упорядочите жизнь страны, вы ее золотая молодежь!»
Таким образом, в обычной школе, на примере старшеклассников, был воссоздан механизм крупномасштабной нацификации граждан вполне демократического государства. А теперь вернитесь на 20-25 лет назад в современную Украину, и вы увидите, как подобный школьный эксперимент, возведенный в ранг общегосударственной программы, привел к укрофашизму.
Какой вывод из этого урока антигуманизма следует сделать? В первую очередь, не все то золото (дисциплина), что блестит. Что сначала надо ставить высокую, общечеловеческую цель прогресса, в которой нет, и не предполагается выдвижения, приоритета одного народа, нации над другими. Во-вторых, выстраивать для действий такие задачи, которые нацелены на воспитание духовно-нравственных качеств, ответственности и поддержки в саморазвитии каждого ребенка во благо других людей, своего народа, страны и мира (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/rasti-professionalno-8-otvetstvennost-eto-umenie).
Поэтому следует очень серьезно выстраивать концепцию и четко выполнять программу Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».
С чего нужно тут начинать? С домашнего, семейного воспитания, формирования личной ответственности, с принятия правила жизни: учиться у родителей и вместе с ними заниматься правильными делами (https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-o-volkova/shkala-vospitaniya).
Кстати, нити ДНК закручены против часовой стрелки. Такое направление спирали называется «правым». Это значит отдавать личное время в формате своих добрых дел нуждающимся людям, наполняя общество позитивом.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
13.10.2023
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON