Если бездействуешь ты, то в дело воспитания вмешается среда – Франко Нембрини
Я слегка подправил девиз Союза Отцов, и в моем изложении он звучит так: «Нет чужих детей в окружении моего ребенка».Казалось бы, незначительная разница во второй части девиза («а есть окружение моего ребенка»), но она весьма существенная по смыслу. В предлагаемом варианте у родителя сразу вырисовывается четкий образ ученической среды, в которой большую часть дня находится ваш ребенок, когда он уже ходит в школу. Что, каждый из окружения может стать весьма важным и значимым в его жизни.
Это значит, что в своих ежедневных утренних или вечерних разговорах с ним, отец должен мягко и доверительно выяснять, а кто они, его одноклассники? В плане того, насколько совпадают их интересы и стиль поведения, как образ сложившегося домашнего воспитания.Если между вашим сыном и одноклассником, о котором он рассказывает, как о хорошем мальчике, начинают складываться добрые отношения, то постарайтесь сделать все, чтобы они подружились. Школьная дружба помогает детям легче принимать вся тяготы учебы. А для этого разрешайте им у вас дома встречаться, чтобы им было уютно заниматься своими общими делами.
В свое время так и случилось с Ромой, моим старшим сыном, когда в первом классе он подружился с одноклассником Димой. Их детская дружба всячески поддерживалась не только нами, их родителями (кстати, наши семьи после этого стали дружны), но и их первым учителем, Надеждой Яковлевной. Нам сильно повезло, что она стала не только учителем и для других наших детей, но даже крестной мамой младшего сына Федора.
Родителям надо понимать и знать, как формировать из окружения внешнего мира, благоприятную среду для ребенка. Чтобы уже в школьном возрасте у них не было страха перед реальной жизнью, в которой они должны правильно действовать. Интернет, в который погружены наши дети – это мир воображаемого. Франко Нембрини пишет, что «воздух, которым дышат наши дети, среда, со всех сторон их окружающая, зачастую ядовиты, ибо полны ложных и надуманных образов. Умы наших детей забиты воображаемым – программами, сериалами, мультфильмами, где герои всегда обладают какими-то неординарными, исключительными качествами».
Отцы, чаще задавайтесь вопросом: «Что настоящего я могу предложить сыну и дочке, чтобы они ощущали жизнь во всей ее красоте?» Нам, родителям следует остро ставить вопрос перед Школой, чтобы найти ответ, на какой основе мы можем объединиться вместе с Учителями и совместно противостоять Злу и Насилию в нашем мире. Как и чем помочь детям, так подготовиться к 20 годам, к своей взрослой жизни, чтобы они уверенно и спокойно смотрели в ее лицо, какой бы она трудной не была? И чтобы при этом они смогли в свое время искренне сказать, что они счастливы, потому что живут полной жизнью и всецело реализовались в подлинном призвании и высоком предназначении.
Каждый ребенок от рождения есть частичка, семя Бога и миссия родителей, учителей и других взрослых в том, чтобы его выявить и вырастить в сильное Древо Знания, Доброты и Красоты. Порою, это малое горчичное семя скрыто под спудами трудной жизни семьи и проблем общества. И значит нам следует так совместными усилиями подготовить биополе ребенка, чтобы то зернышко, что заложено в нас Всевышним, получило необходимый ресурс для прорастания, роста, созревания и плодоношения.
Тут хочется вспомнить про притчу о сеятеле, рассказанную Иисусом Христом: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный».
В данном аспекте следует понимать, что «добрая земля» – это добрые, по-настоящему любящие родители и наставники, которые своим примером счастливой жизни защищают семя Божьего таланта ребенка от птиц небесных (школьная травля), от камней (безразличия к себе и взрослых) и от терниев (людей-колючек и иных невзгод общества). Они таким образом мотивируют своей жизнью жизнедеятельность ребенка (вспомните ролик, в котором десятки разных метрономов подстраиваются под один ритм), что максима-изречение великого Сенеки «per aspera ad astra» (через тернии к звездам) засияет особым светом.
Очень важно, если ребенку не повезло с семьей, чтобы его биополе было под добрым воздействием общего по Делу авторитетного учителя или наставника, которых он принимает с истинным уважением. Не того, кто только говорит правильно, а такого, который знает свою цель и решительно идет по жизни в этом направлении. Который все совершенные ошибки принимает как важный урок и опыт (грабли жизни!) и кто не боится моральных ушибов в результате социальных столкновений и падений. Ведь, после каждого падения он снова встает и с еще большей энергией начинает движение вперед, к своей идее. Именно к таким настоящим наставникам притягиваются дети со схожими целями и интересами.
Сверхзадача, которая сейчас стоит перед обществом и семьей, - это помочь каждому ребенку получить, обрести своего наставника. Решить такую задачу можно исключительно с помощью создаваемой общероссийской программой «НАСКА» (НАСтавник КАждому!). Это особенно актуально для России в этом году, который определен, как «Год учителя и наставника».
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
12.03.2023
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON