Скоро станем иванами непомнящими, забывшими свой язык и предков
Корни в бетон не прорастают... Чтобы успешно пересадить саженец из питомника или с другого участка на новое место так, чтобы дерево хорошо прижилось, корни растения должны быть с комом родной земли. Но это если дерево сажать в землю. Казалось бы, что умные хозяева не будут сажать молодую поросль в неподходящую почву, типа чистой глины или голого песка, тем более в асфальт и, конечно, в бетон.
Однако жизнь растений и более сложных организмов очень разнообразная. В жарких пустынях и тяжелых степях появились уникальные растения перекати-поле, оставляющие после отмирания особые образования, круглые, овальные и сухие, которые катаются по ветру в виде больших шаров, рассеивая семена (https://ru.wikipedia.org/wiki/Перекати-поле). И что интересно, стать таким перекати-поле могут разные растения, например, Спаржа лекарственная (из семейства однодольных) или полтора десятка видов из семейства двудольных: капустные, гвоздичные, маревые, зонтичные и др. При этом не только колючник или рогач, но и некоторые виды василька.
В этой же статье говорится: «В переносном смысле под «перекати-полем» подразумевают людей, которые постоянно кочуют, перемещаются с места на место. В этом значении tumbleweed (англ.) часто встречается в американской фолк-музыке и музыке кантри, где оно является синонимом других слов для обозначения бродяг… Благодаря вестернам, перекати-поле стало американским символом».
Но если у растений перекати-поле есть пусть и очень короткий период жизни, когда они привязаны корнями к своей земле, то в тропиках обнаружено целое семейство уникальных растений (атмосферная тилландсия), которые могут жить без корней(https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/rasteniya-epifity-ikh-opisanie-kharakteristiki-i-klassifikatsiya/).
Они дико произрастают в субтропической, тропической, субэкваториальной и экваториальной зонах Африки, в южных штатах США, а также в некоторых странах Южной Америки (Чили, Аргентине, Мексике). Растения относятся к семейству Бромелиевых. Все тилландсии относятся к эпифитам (условно не паразитным растениям), они живут на деревьях, корягах и камнях, за которые цепляются маленькими крючочками. При этом легко срываются с нажитого места и могут усилием ветра перемещаться по воздуху на сотни метров и даже километров.
Похоже, что этот принцип сегодня правит и «цивильными» странами. Началось это чуть больше ста лет назад. Когда деревенских людей, привычно живших в своих домах сельской Европы и России, оторвали от земли и под видом защиты Родины кинули в основный капиталистический проект – мировые войны. Победа в войне, к тому же за счет «пушечного мяса» из здоровых мужчин своего народа – это не только новые рынки, но и превращение самобытных народов (своих и чужих) в жадных потребителей. Именно таким становится вчерашний солдат, привыкший жить во время войны на всем готовом, да и еще за счет чужих (военных) денег.
После мировых войн произошло крушение всех империй. Наступил процесс превращение стран и народов с традиционным ведением семейного домохозяйства в сырьевой придаток и сферу потребителей для чьих-то прибылей. Глобальная индустриализация захватила все области экономики, включая аграриев. Город вместо радости жить в союзе с природой высасывает молодежь из деревень, предоставляя, как приз, ипотеку на комнату в бетонном человейнике и зарплату-подачку в 25-30 тыс. руб.
Всего 100 лет назад 99 % чувашей жило на земле, в деревне, трудом своим создавая все, что нужно по жизни. При этом каждая семья самостоятельно занималась важным делом – строилась, продолжала род, выращивала хлеб и все продукты питания, жили прочно и дружно, помогая друг другу во всем в точности с НИМЕ, самобытной религией и культурой предков.
По данным статистики Чувашии сегодня на селе 220 тысяч личных хозяйств, в которых проживает 36 % жителей (435 тыс. чел.). Всего 30 лет назад в каждом сельском дворе и даже на окраинах городов держали коров, коз и свиней, а в 2020 году только в 33 тысячах ЛПХ (15%!) имеются коровы и бычки на откорме (https://chgtrk.ru/novosti/selskoe-hozyaystvo/na-soderjanie-korov-v-chuvashii-vydelyat-171-mln-rubley/). Со слов С. Артамонова, министра сельского хозяйства только 10 тыс. сельчан работают в агропромышленном комплексе, остальные занимаются в других отраслях экономики.
Фактически на генном уровне произошла социально-экономическая трансформация: уникальные народы мира по методике глобалистов стали урбанистическим народом «перекати-поле». У них утеряна связь с землей своих предков. Современные горожане – это люди-эпифиты без корней, теряющие национальную культуру и уже забывшие родной язык.
На написание статьи подвиг узкоместный подход при праздновании 150-летия чувашской письменности. Удивило то, что юбилейная программа составлена в музейно-историческом ключе, как будто сегодня нет проблем с сохранением чувашского языка и его преподаванием в школах. По данным Всероссийской переписи населения с 2002 по 2010 годы количество людей, владеющих чувашским языком, сократилось на 300 тыс. чел. (до 1 млн.). Скоро узнаем новые антирекорды. В городах проживает половина чувашей республики. В Чебоксарах вообще 63 % населения – чуваши. Однако лишь 1-2 % городских чувашей разговаривает с детьми на родном языке. Т.е. язык не передается следующему поколению (https://www.idelreal.org/a/27902182.html).
Какой же видится выход?: «Вперед, назад к своей земле, к своим корням!». Наши корни – это генетическая память о предках. Чем глубже корни, тем прочнее эко-связь с поколениями прародителей, которые нам дают силу реализовать себя. Сегодня на селе есть всё необходимое: интернет, транспортные, социальные и агро-возможности. Чтобы достойно жить в родовом имении, выращивать не только эко-продукты, но и нести эко-культуру, нужно иметь ясный ум, хорошее образование и упорный труд!
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
12.11.2021
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON