В капитализме тот прав, у кого больше прав
В большинстве словарей дается такое определение: «ЮСТИЦИЯ (лат. justitia – СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ) — 1) правосудие; 2) система судебных учреждений, судебное ведомство. В зависимости от вида и сферы судопроизводства выделяют гражданскую, административную, уголовную, электоральную…». Особенно важно понять, что смысловой перевод с латинского слова «юстиция» означает СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
С другой стороны, в нашем сознании понятие «справедливость» наполнено высокого морального смысла, и считается, как «правильное состояние вещей» или «непредвзятое, беспристрастное отношение к кому-либо» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Справедливость_(значения)). Но в википедии дается еще одно определение: «Справедливость в вопросах РИМСКОГО ПРАВА разделялась на ИДЕАЛ (лат. aequitas) и практическое понятие «КАЖДОМУ СВОЁ» (лат. justitia)».
Вот мы и подходим к главному – к отличию идеального (того, как должно быть с точки зрения добродетели) от реального (того, что установлено законом и правилами). В римском праве «Aequitas» – БОГИНЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ с завязанными глазами, чья задача не допустить наказания невинному или содействовать смягчению суровости строгого формального права. Но за прошедшие два века капиталистического безбожия ЭКВИТАС, богиня справедливости навсегда покинула залы судов и Дома юстиции. И все мы оказались бесПРАВными.
Хочу в этом плане поделиться своим взглядом на эту ситуацию через образный филологический разбор слов по их смысловому содержанию. Я к этой позиции пришел, когда увидел в своей модели «Антиномия пирамиды и волчка» принципиальное отличие, как говорят в Одессе, между, казалось бы, схожими понятиями: УПРАВЛЕНИЕ и МЕНЕДЖМЕНТ. Для этого я сравниваю модель «научного управления» Уинслоу Ф. Тейлора, 1903 г. и производственную систему Тойоты (TPS) от Таити Оно,1951 г.
Суть теории научного управления Тейлора заключена в организационном давлении на работника всей пирамиды иерархии руководства. «Тейлор был американским инженером и ярким, неуравновешенным человеком. К моменту своей смерти в 1915 году он завоевал репутацию главного «врага рабочих», после того как в 1911-м его пригласили отстоять свою систему управления перед комитетом Палаты представителей США. Его принципы научного менеджмента стали краеугольным камнем организации труда в первой половине XX века, а во многих ситуациях превалируют по сей день». // Морган, Гэрет. Образы организации. М., 2008. – С.42.
Отсюда вытекает следующая цепочка слов, характеризующая теорию административного «Тейлоризма»: управление -> управляющий -> царь-правитель -> прав -> право -> управа -> расправа -> справедливость! Данный 7-шаговый механизм воздействия руководителя на подчиненного я оформил для образного восприятия студентами на занятиях по предмету и слушателями на курсах повышения квалификации в методическое пособие, что собой представляет организации труда в системе управления по Тейлору:
«УПРАВЛЕНИЕ» это такая форма руководства, когда топ-менеджер, «УПРАВЛЯЮЩИЙ», фактически является на предприятии царем-ПРАВИТЕЛЕМ, который всегда «ПРАВ», потому что ему дано такое «ПРАВО», в соответствие с которым он может учредить над работником «УПРАВУ», а также, если необходимо, то моральную и даже физическую «РАСПРАВУ». И это, с точки зрения теории научного управления, и есть «СПРАВЕДЛИВОСТЬ».
В качестве примера, максимально точно соответствующего данному объяснению, предлагаю вспомнить французскую комедию «Игрушка» (1976 г). Фильм рассказывает историю журналиста Франсуа Перрена (актер Пьер Ришар), четко показывая, как капиталист-миллионер делает со своими сотрудниками всё, что ему заблагорассудится. Франсуа чудом устраивается на работу в издательство, принадлежащее миллионеру Пьеру Рамбалю-Коше. Однажды Перрен сталкивается в магазине игрушек с Эриком, сыном Рамбаля-Коше и тот выбирает Франсуа в качестве своей игрушки и требует доставить того к себе домой. И тут все начинается... Полагаю, что вы вспомнили и сюжет фильма, и красивую музыку, и прекрасную игру актеров. А кто не видел, будет приятно удивлен, посмотрев эту замечательную картину.
Так какой, собственно, вывод из вышесказанного? В обществе капитализма ИСТИННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, как «непредвзятого, беспристрастного отношения к кому-либо», не быть может ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.Потому, как законы пишут юристы, нанятые властью олигархов, и они ничего иного не напишут, кроме как юридически точно обоснуют постоянную правоту суверена (носителя верховной власти). Депутаты-законодатели эти законы принимают без всяких обсуждений, чтобы капиталисты могли действовать, как выгодно. Может быть, вы знаете примеры народных законов, принятые капиталистами?
СССР еще 30 лет назад был самой справедливой страной в мире, в которой было гарантированное равенство всех граждан перед законом, начиная с общегосударственного владения на землю и адекватного отношения к заработной плате работников и руководства предприятий. Но Иуды-демократы (горбачев, ельцин, чубайс и далее по демо-списку) за 30 плотных пачек зеленых серебряников в коробке из-под ксерокса, отказались от идеологии и завоеваний Октября 1917 года, и продали советский народ в обременение американскому капитализму. Наплевав, при этом, на убедительные результаты всесоюзного референдума марта 1991 года о сохранении Союза. И вот мы теперь имеем то, что нас имеют капиталисты…
А в вашей семье, какая справедливость: идеальная (лат. aequitas) или суверенная, где «каждому своё», (лат. justitia).
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
05.11.2021
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON