И как нам найти среди почти сотни карт возможных задатков ребенка его самую счастливую, козырную карту будущего успеха? Какие нужно провести изучения, возможно пройти дорогие генетические исследования, оригинальные тесты или специальные задания?
А может быть ничего не искать и не предпринимать, ведь с нами в детстве ничего подобного не проводили. В любом случае выбор действия или бездействия есть у каждого. Выбирайте!
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют, что итоговый расклад генетических задатков каждого человека может быть, исходя из теории вероятности, самым разнообразным. Например, в раскладе оказались «тузы» разных направлений деятельности. Про такого человека говорят, что если он талантлив, то талантлив во всем. Но вероятность такого уникально выигрышного расклада если и не равна нолю, то очень и очень маленькая. Детям, у которых в колоде имеется хотя бы один туз, можно сказать, повезло, его сила видна каждому человеку. Остается только начать свою игру.
С другой стороны ситуация полностью противоположная – в раскладе задатков могут оказаться карты самого низкого достоинства. Но в большинстве своем генетический расклад обычного человека может быть самым разнообразным. Он может содержать задатки не только разной направленности, но и степени (силы) их проявления (условно, от двойки до короля). Чаще всего это будут средние, как бы сказать, обычные или даже слабо выраженные задатки. И вот тут без взрослых: умных родителей и настоящих педагогов, личной козырной карты успешности ребенка не создать.
В чем же главная задача родителей в процессе выявления и развития самых сильных задатков своего любимого ребенка? Как из «пятерки» обычных способностей (пешки в шахматах) дойти до туза, то есть попасть в ферзи и сделать свою игру? И тут я вам открою самый важный секрет умных родителей, по-настоящему любящих своих детей. Первое, надо быть очень внимательным и постоянно наблюдать за поведением ребенка, как в условиях повседневной привычной жизнедеятельности, так и за его участием и интересом в специально организуемой среде по изучению склонностей к разным видам человеческой деятельности. Второе, стараться быть не только умиленно восхищенным любым действием ребенка, но и уметь объективно и непредвзято сравнивать и видеть в каком виде деятельности ваш ребенок действительно лучше, а в чем он пока не самый лучший среди ребят того же возраста. И третье, приучите себя фиксировать все основные результаты таких исследований в специальной Книге успеха вашего ребенка. Помните: не записал – значит забыл!
Что же из этого следует? В первую очередь, честно признать, что нам, обычным, среднестатистическим родителям не удастся со 100% уверенностью правильно выявить и максимально развить лучшие задатки-склонности ребенка, оставаясь только в привычных условиях дома и своей семьи. А значит нужно найти или создать такие условия и среду, в которых можно педагогически точно оценить и начать развивать склонности ребенка по его всевозможным генетически предопределенным задаткам.
Личный родительский опыт уверенно свидетельствует: чтобы малыш был здоровым и спокойным, маме надо до его трехлетнего возраста жить и заниматься с ним в режиме круглосуточных позитивных контактов. К возрасту 7-8 лет папа должен стать главным помощником ребенка, участвуя вместе с мамой и лучшими педагогами в формировании среды личностного развития его самых сильных склонностей. А к достижению ребенком четырнадцатилетнего возраста, каждый родитель должен стать самым лучшим и надежным другом ребенка в творческом становлении и саморазвитии, и быть готовым помочь ему, но только когда тот об этом попросит. И вот тогда будет у нас настоящее родительское счастье!
То есть, все главное в раннем развитии ребенка до трехлетнего возраста должно происходить в семье. Поэтому родителям надо у себя дома создать систему эффективного детского развития, начиная с первых дней рождения. Помните ответ профессора маме годовалого ребенка, задавшей вопрос: «А когда следует начинать развивать ребенка?». Достижениями ученых в области нейробиологии установлено, что структура человеческого мозга к трем годам формируется на 50%. В этом, самом главном возрасте развития человека важен не просто каждый месяц жизни, но каждый день.
И сегодня традиционные методы воспитания и развития детей следует успешно дополнять современными игровыми методиками, разработанными на основе последних научных достижений нейропедагогики. К таким методикам можно отнести и оригинальные пособия Центра раннего развития «Умница» (www.umnitsa.ru). Многолетний положительный опыт их практического использования в разных странах мира убедительно свидетельствует об эффективности и результативности предлагаемого подхода развития детей с первых дней рождения ребенка. Ведь самое важное в процессе домашнего и раннего развития дошкольного развития – это увидеть самую сильную (в данном возрастном периоде) склонность малыша и приступить к ее целенаправленному росту для совместного удовольствия ребенка и родителей.
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары