Мастером можно стать только рядом с мастером
Старшее поколение хорошо помнит припев песенки: «Ты – морячка, я – моряк. Ты – рыбачка, я – рыбак. Ты на суше, я на море, мы не встретимся никак». Эта песенка как будто специально создана под известный афоризм «Моряк моряка видит издалека».Она означает, что люди, схожие по интересам и делам, узнают «своего» сразу даже во время короткой встречи или услышав одну общую фразу. Они прекрасно понимают друг друга и ладят быстрее, чем с другими: ИМ БЫ ЛИШЬ ВСТРЕТИТЬСЯ.
Но мне, как химику, больше нравится правило «Подобное растворяется в подобном». Что я вкладываю в глубинный смысл химической максимы? Это то, что один человек признает и принимает другого, как близкого по духу.И если это движение навстречу обоюдное, то между ними возникает дружба, которая не подвластна испытанию времени и перипетиям судьбы.
Иной вариант – это когда, ученик, озадаченный или только вступающий на путь осознанного саморазвития, правильно понимает поговорку «Мастером можно стать только рядом с мастером, личностью можно стать только рядом с личностью». И он тогда ищет СВОЕГО МАСТЕРА, для которого он хотел бы стать ПОДМАСТЕРЬЕМ. И если он сделал все правильно, то у него появляется Учитель, его самый родной человек, в котором он «растворяется без остатка». Потому что он нашел человека схожего и подобного ему во всем: не только в интересах и работе над одним проектом, но и в едином душевном устройстве: в отношении к делам, людям и миру.
Чтобы найти подходящего для себя Учителя, надо знать, а какой ты сам? То есть первую часть программы личностного становления можно назвать «Познай себя!». Чтобы сработала поговорка «Два сапога – пара» надо понять, какой ты есть сапожок. Ранее в статье Трудиться с РАДОСТЬЮ - 3. НАЙТИ себя (ekogradmoscow.ru) я предложил методику, как сгруппировать личностные параметры по пяти блокам, применив аналогию с основными параметрами обуви: модель, размер, цвет, назначение и материал. Вступая во взрослую жизнь, следует хорошо разобраться в себе:
• какая МОДЕЛЬ деятельности вам соответствует;
• дело, какого РАЗМЕРА вам по уму и силам;
• какого ЦВЕТА ваши культура и воспитание;
• какое жизненное ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ вы для себя определили;
• какой наследственный МАТЕРИАЛ вам достался.
Поначалу необходимо определить путем самооценки уровень зрелости по вышеуказанным слагаемым в авторской программе «Мой внутренний мир»:
Модель – это профессионально-жизненная направленность, конкретное определение своих интересов, хобби, специальности и призвания.
Размер понимаем, как деловую соразмерность, эмоциональную активность и уровень вашего отношения к труду: батрак, труженик, лидер, творец.
Цвет – личная идентичность, являющаяся основой внутреннего мира, уровень вашей самооценки (от 0 до 5) в культуре, воспитании и образовании.
Предназначение – духовно-нравственная определенность, отношение к людям, что для вас миссия: жить как все, служить людям или быть богатым.
Материал – психогенетические особенности человека, которые наука еще не расшифровала: психотип по ЮМБ, ваши коды в астрологии и нумерологии.
К возрасту 10-12 лет любой ментально здоровый ребенок может провести самопознание, то есть выявить и проанализировать генетические особенности и сформированные качества личности по первым четырем параметрам. На их базе самостоятельно или с помощью учителя или психолога он сможет «нарисовать» свой профиль в формате контура основных возможностей для реализации своей миссии.
Первый пункт в самооценке – МОДЕЛЬ. Это означает, что сначала надо определиться со своими интересами и склонностям. Для этого мы, благодаря поддержке О.А. Николаева, Главы Чувашской Республики и Минобразования Чувашии запустили во всех школах республики программу «КАРНАСТ. Каждому ребенку – наставник». Тем самым мы дали возможность каждому учащемуся 5-11 классов путем самооценки своих способностей в 10 направлениях деятельности составить формулу саморазвития.
Когда вы определились со своим любимым делом (и даже не одним), то поймете, какие специалисты могут стать вашими наставниками. Их уровень достижений в деле должен быть на порядок и даже на два выше вашего, чтобы было чему учиться. Для этого ПО «КАРНАСТ» предложит специальную методику поиска, общения и обучения у своего наставника (Учитель-Наставник, Наставник Умений, Мастер-Наставник) по любому из ваших интересов-склонностей.
Но если вы давно не школьник, уже работаете, но не чувствуете радости от жизни, то есть проверенная методика, как, даже после получения не своего диплома вуза-колледжа, найти и заняться своим делом. Вспомните, чем исключительно своим вы любили заниматься, забывая про все вокруг, включая даже физиологические потребности? Что у вас получалось делать так хорошо, как ни у кого из ребят своего или даже чуть старшего возраста?
Также вспомните о том, почему вы вдруг бросили свое любимое занятие? Может быть, кто-то из родственников, друзей или знакомых негативно отозвался о вашем увлечении? Или родители запрещали вам тратить на это время, потому что нужно заниматься «нужными вещами»? Или еще почему-то? Однако, тут есть исключение – не следует учитывать, как свои уникальные особенности, трату времени на бесконтрольный просмотр мультиков или фильмов, а также «достижения» в компьютерных «тыкалках». Если, конечно, они не привели вас к освоению своей профессии в кино или ИТ.
Учиться никогда не поздно: КАРНАСТ вам в помощь! При личном обращении проконсультирую, как составить программу саморазвития.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
19.10.2023