Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 1Наверх по лестнице успеха, ведущей в глубины знаний

Почти 10 лет я работал в Министерстве образования Чувашии, а с 1998 по 2003 гг. был там в должности начальника Управления профессионального образования. В сферу моей деятельности входили профессиональные училища, техникумы-колледжи, вузы и научные институты. Самой важной для себя считал работу ПТУ – сферы профессионального образования, обеспечивающей рабочими кадрами все отрасли экономики региона.

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 2

Определенной заслугой считаю, что в 2000-2006 гг. Чувашия стала одним из трех регионов, где был реализован проект, в котором за счет международного займа в республике было создано 11 ресурсных центров на базе профучилищ, оснастившихся современным учебным оборудованием и подготовлены мастера производственного обучения. Благодаря этому проекту НПО республики смогла выдержать тяжелые 2000-е и сохранить свою базу.

Стратеги развития российской экономики, воспитанные еще в Союзе, отлично понимали, что без трудяг-рабочих и собственного производства суверенитета у страны не будет. Но вот на дворе уже 20-20, и в органы исполнительной власти всех уровней пришла молодежь с российскими дипломами. Да, как говорил поэт, нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. Однако в последние 15 лет обеспечением качества в заурядных вузах и ссузах походу совсем не заморачиваются: задача всех «одипломить».

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 3

Недавно, Банк России сообщил, что в 2023 году зафиксирована самая низкая обеспеченность промышленности кадрами за последние 25 лет. В августе на портале «Работа в России» открыли почти 2 млн вакансий, но закрываются они очень медленно.  За год число вакансий выросло более чем в полтора раза, в то время, как резюме работников стало даже меньше. Как следует из опроса ЦБ, в 60% компаний нехватка квалифицированных специалистов. 75% компаний подняли зарплату, чтобы удержать сотрудников. В дефиците квалифицированные рабочие, инженеры, водители и даже разнорабочие https://www.rbc.ru/economics/04/12/2023/6569bebe9a7947509806ffa8?from=copy.

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 4

Тяжело сейчас в системе СПО, куда в 2010 г. автоматически влили профессиональные училища, условно подняв их планку на целый уровень. Но при этом, снеся объем практической подготовки по рабочим профессиям с 80% до 30-40%. В общей численности педработников СПО доля мастеров производственного обучения составляет в лучшем случае 20%, она снизилась почти в 3 раза! Продолжительность рабочего времени для мастеров ПО установлена в объеме 36 часов в неделю, тогда как у педагога она равна 18 часам. А зарплата при этом не более 20-25 тыс. руб. Делайте вывод сами, какой уровень подготовки дается по рабочим профессиям. И как России преодолеть кадровый голод промышленности в условиях санкций?

В то же время, уровень производительности труда у нас в стране на протяжении последних десятилетий кратно отставал от показателей ведущих стран. С учетом международных санкций и ограниченного доступа к технике разница увеличилась еще больше. Производительность труда в России весной 2023 года оценивалась на уровне 30 тысяч долларов. Для сравнения: в США показатель в 5 раз выше (150 тысяч), в Германии - в 3 раза (90 тысяч).

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 5

Над решением этой сложнейшей задачи бьются научные умы и институты, коих у нас расплодилось немерено. Согласно оценке аналитиков Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ), для утоления кадрового голода необходимо переобучить 25 миллионов россиян в течение ближайших шести лет, по 4,2 миллиона человек в год. Это значит, что в Чувашии в год надо переобучать 40 тысяч человек, тогда как ежегодный выпуск вузами и ссузами составляет 17-18 тыс. Для увеличения подготовки кадров в 3,5 раза, у образовательных организаций нет педагогов, мастерских и лабораторий.

Самое интересное в другом, даже в памятные советские времена, бытовала поговорка про молодых специалистов на предприятии: забудьте о том, чему вас учили в институтах, здесь вы будете делать совсем другое. Первые два-три месяца работы «студент» получал через наставника практические умения и навыки. Не просто же так ряд крупных компаний создают у себя корпоративные университеты, учебные центры и кафедры для дообучения, «дотачивания» молодых специалистов под нужного производству работника.

«Наставник» связан с понятием наставлять, то есть показывать дорогу, верный путь, вести, направлять, учить. Наставник – это более опытный и квалифицированный работник, который передает свои знания и навыки ученику, так сказать, ставит его на рабочее место. Сегодня, когда технологии быстро развиваются и обновляются, обучение специалиста не под силу одному даже очень опытному мастеру-наставнику, иначе получится, как у Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 6

Систему предлагается дополнить профессиональным наставничеством, объединяя вузы-ссузы с предприятиями-партнерами, в новый формат, по типу цикличной лестницы Пенроуза, когда человек, поднимаясь по замкнутому кругу от пролета (мастер знаний) к пролету (мастер-наставник), снова возвращается на уровень осознания, что ему нужны новые знания. Система обретает смысл непрерывного обучения через всю жизнь.

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 7

Студент-очник, получив на 1-2 курсе базовые теоретические знания в своем вузе-ссузе, фактически сразу получает первые практические навыки работы под руководством наставника, который закрепляется за ним до конца обучения. Те студенты, которые приняли свою профессию, переходят в условный формат вечернего обучения, оформляясь на 0,5 ставки на работу, по такой методике учился мой сын в ВШЭ, Москва. Поэтому лекции по основным законам и специальным дисциплинам воспринимаются ими уже с позиции практической необходимости для полного освоения профессии. Физик Кирхгофф определил: «Нет ничего практичнее хорошей теории».

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 8

Но, даже, завершив обучение и перейдя в полноценный формат работы, молодой специалист будет связан с альма-матер и системой обучения курсами повышения квалификации и переподготовки. Или, как сказал с позиции познания самого себя Сократ: «Теперь я знаю, что ничего не знаю», делая вывод, что надо снова «учиться, учиться и учиться».

 Лестница НАСТАВНИЧЕСТВА - фото 9

Олег Г. Волков

отец, ученый, профессор, инициатор проектов Союза отцов России

07.12.2023

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить