Олег Волков специально для журнала Экоград.
Текущая должность: зам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА"
Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна!
14. Карта развития ребенка – эффективный инструмент педагога
Мы с детства привыкли, что когда идем в поликлинику на прием к врачу, то сначала в регистратуре получаем свою медицинскую карту. И врач в своем кабинете, перед тем как что-то начинать с нами делать, обычно знакомится с основными записями врачей-коллег, внесенными в Вашу медкарту. Далее следуют вопросы, что Вас привело, какие жалобы и самочувствие. Бывает, что информации, полученной из Ваших ответов, ему не достаточно для принятия правильного лечения, по ряду моментов, например, из-за небольшого личного опыта. И врач назначает больному пройти специальную диагностику, предлагает сдать ряд необходимых анализов, чтобы увидеть реальное состояние пациента и на этом основании составить индивидуальный курс лечения. Все это он отражает в Вашей медкарте, приклеивая к листу назначения результаты проведенных исследований.
Никому из нас это не кажется не правильным или излишним иметь на каждого человека медкарту. Наверное, когда у некоторых пациентов есть личный врач, который знает состояние своего пациента вдоль и поперек, такая медкарта, возможно и не нужна. Хотя, с точки зрения, избегания возможных последствий, опытный врач будет обязательно фиксировать в специальном документе, как результаты проведенных анализов, так и свои рекомендации по лечению.
Быть здоровым, безусловно, очень важно. Но для человека, считающего себя Homo Sapiens, не менее важно быть успешным и чувствовать себя состоявшимся. А вот эти показатели жизни своими корнями уходят в раннее детство ребенка. Если точнее, то в реализованные способности, выросшие из задатков и наклонностей (склонностей, как модно говорить в околонаучных кругах) и выпестованные добрыми и сильными руками лучших Учителей.
Здесь следует провести прямую аналогию генетических предрасположенностей человека к тем или иным заболеваниям с такими же генетически обусловленными задатками будущих способностей и одаренности. Само слово одаренность подразумевает, что мы получаем некий ДАР свыше, в первую очередь, от наших родителей. Поэтому, чтобы как можно раньше предугадать возможное направление перспективного развития ребенка, следует собрать информацию обо всех лучших представителях рода ребенка с указанием их достижений в соответствующей сфере человеческой культуры.
Для врача основной информацией для назначения лечения являются данные результатов анализа, выходящие за средние, общепринятые показатели. Для педагога, работающего на развитие ребенка, а не на почасовое его сопровождение в условной «камере хранения», под названием детский сад или школа, такими показателями будут выявленные им задатки ребенка, которые выражены лучше, сильнее, ярче, чем у других детей этой группы в садике или одноклассников в школе.
Средние показатели органов человека, работающих в нормальном, здоровом режиме, опытный врач-диагност знает наизусть, а если в чем-то не уверен, то у него всегда под рукой необходимые медицинские справочники. В которых, кстати, содержатся и методы лечения, которые можно адаптировать под конкретного больного. Воспитателю в группе детского сада или учителю в школе, с одной стороны, несколько труднее, потому как нет цифровых показателей одаренности. Но, с другой стороны, ему проще, потому как педагог может, простым методом сравнительного наблюдения, выявлять кто из детей, вверенной ему группы, обладает более сильными задатками в той или иной сфере направления развития ребенка.
Видеть в каждом интеллектуально здоровом ребенке Микеланджело или Леонардо (да Винчи или ди Каприо, кому как больше нравится), именно в этом истинная роль педагога. И первая скрипка в этом оркестре (развитие ребенка), под руководством дирижера – умного родителя, в руках воспитателя группы дошкольного учреждения, или первой учительницы, в класс которой ходит будущая одаренность. Именно они первыми, часто даже раньше, чем родители, становятся свидетелями и даже источниками первых маленьких проявлений задатков и наклонностей у будущих талантов. Как же важно вовремя зафиксировать это пусть незначительное позитивное отличие данного ребенка от средних показателей детей в общей группе. Чтобы потом с восторгом поделиться своим открытием с родителями ребенка. С одной только целью – привлечь их к процессу по выработке программы индивидуального развития, как личного «Лифта в будущее» одаренного ребенка у лучшего педагога.
Врач, контролирующий ход лечения своего пациента, проводит, время от времени, промежуточные и контрольные исследования и анализы. Он должен видеть, что процесс идет в правильно направлении, а если появляются новые неожиданные результаты, нужно быть готовым, чтобы внести специальные корректирующие шаги в текущее лечение. Схожая аналогия и с процессом выявления задатков и развития способностей ребенка. Внимательный педагог должен отслеживать, как со временем происходит динамика развития обнаруженных задатков. Еще более внимательно он должен реагировать на возможное проявление новых задатков и наклонностей, чтобы своевременно предложить родителям и самому ребенку новую траекторию его развития.
Именно для такого процесса ранней диагностики и развития задатков и наклонностей одаренных детей предназначена авторская Карта диагностики и развития ребенка. Карта может иметь три уровня: дошкольный период (с 3 до 7 лет), период начальной школы (с 7 до 11 лет) и период интеллектуального развития (с 11 до 15 лет). Но именно первому, дошкольному периоду жизни ребенка разработчики предлагают уделять основное внимание. Потому что все наши достижения родом из детства.
Сама по себе предлагаемая Карта диагностики и развития ребенка – это не новая методика, и не технология, это новый, но необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению задатков и раннему развитию способностей детей. Также как и медкарта не является для врача специальной методикой или технологией лечения пациента. Но именно эти карты помогают отслеживать во времени все этапы развития болезней-способностей, от их первого проявления до стадии успешных результатов. Одновременно они являются источником, исходной точкой для профессиональной оценки специалиста, врача или педагога, по таким показателям, как их умение своевременно обнаруживать болезни-наклонности и назначать правильное лечение-развитие.
«Как все просто и понятно», «Почему такой карты раньше никто не придумал», «Стало интереснее работать, потому что стараешься увидеть в каждом ребенке скрытые возможности», «Теперь родители детей ценят больше нашу работу» - вот только несколько высказываний воспитателей и заведующих детских садиков, в которых ведется наш проект как республиканская экспериментальная программа.
Миссия проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». И в этом некоторую помощь оказывают медкарта и карта развития ребенка.
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары
17.03.2013 г.