«Как карта ляжет» и метод проектов для развития одаренных детей

«Как карта ляжет…» - иногда обреченно вздыхаем мы, когда исход будущего события в меньшей степени зависит от нашего решения. Вот именно этот метафорический образ представился мне хорошим аргументом для разъяснения собственной позиции в околонаучном споре по вопросу наследственности задатков-способностей или исключительной значимости формирования условий и среды для раннего развития одаренного ребенка.

Итак, что же нам говорят последние научные открытия в расшифровке генома человека? Ученые установили, что от 50% до 80% различий между людьми обеспечиваются за счет генетически обусловленных задатков, заложенных в клетках нашего мозга талантами предков до 13 колена. И если считать, что, в среднем, новое поколение сменяет предыдущее через 30 лет, то потенциальные задатки от наших самых древних предков надо искать в четырехсотлетних глубинах истории своего рода. Все мои, по этому поводу, опросы курсантов семинаров и слушателей лекций, показали, что глубже, чем на 5-6 поколений предков мы ничего не знаем даже об именах и месте проживания наших прародителей. А о признанных семьей, общиной и государством способностях и достижениях основателей, как базиса исторических корней своего рода, нам известно еще меньше…

В части классификации и систематизации всевозможных задатков и способностей человека имеется неисчислимое количество «научных» позиций, разработаны сотни теоретическо-методологически обоснованных подходов, судя по успешно защищенным докторским и кандидатским диссертациям по педагогике и психологии. В своем эссе я не буду ни изучать, ни сравнивать, ни определять, какая, из них, на мой взгляд, лучше. Я, в данном случае, играю роль уже состоявшегося родителя, к которым, мы в соответствие с физиологией, все, практически, приходим в своё время. И у нас, у большинства обычных родителей, нет не то что последних, а и даже самых необходимых научных знаний в педагогике и детской психологии. Безусловно, это плохо, вот только признает это, как большой недостаток, лишь небольшое количество людей. К такому выводу я пришел на основании анализа результатов опросов, которые я регулярно провожу среди своих студентов, как вечерников-заочников, в большинстве своем родителей, так и дневников – потенциальных пап и мам в будущем.

Для нас, простых взрослых, способности – это особые умения индивида в какой-то из сфер человеческой деятельности, проявившиеся у него еще в детстве, при этом, намного лучшие, в сравнении с другими людьми. Таких, крупных направлений деятельности психологи определили около десяти: интеллектуальное, логико-математическое, музыкально-вокальное, художественно-изобразительные,  двигательно-физкультурные, творческого мышления, естественно-техническое, театрально-артистическое, лидерско-коммуникационное, лингвистическо-филологическое.  И в каждом из направлений насчитывается от десяти и более отдельных конкретных способностей.

Так вот, Господь Бог каждого из нас одаривает определенной козырной картой задатка из общей генетической колоды, сложенной из способностей наших предков. И этот, поистине божественный, подарок предопределяет миссию и смысл нашей жизни. Вот в этом, как я полагаю, и весь смысл выражения «Как карта ляжет». Но карта сыграет, если мы не только поймем суть игры, в которую вовлечены, но и, самое главное, начнем в нее играть. А вот для этого взрослые (родители и педагоги), как более опытные игроки, должны помочь молодым уверовать в себя, понять правила и начать игру.

Процесс семейного воспитания и развития каждого нормального, интеллектуально сохранного ребенка я предлагаю выстроить в соответствие с методологией проектного менеджмента. Этот подход я активно и широко использую вот уже восемь лет в процессе обучения студентов ряду дисциплин, которые преподаю в нашем вузе. Мне нравится, что проектный подход – это минимум необходимой теории, а 95 % времени курса отводится на практическую деятельность, только в ходе которой и можно получить реальные знания и научиться конкретным профессиональным умениям-компетенциям. Для объяснения сути проектного менеджмента мне достаточно пяти предложений. Первое: проект – это решение задачи новым способом. Второе: любой проект имеет три основных ограничения. Третье: первое ограничение проекта – точный срок его окончания. Четвертое: второе ограничение – кадровый состав его участников. И пятое: третье ограничение – минимум финансовых расходов. И в завершение теории я озвучиваю, как квинтэссенцию освоения проектного менеджмента, главный итог, к которому должен прийти каждый: «Проектное решение должно быть простым, понятным и дешевым!».

А теперь давайте определим суть этих трех главных ограничений проектного подхода в рамках предлагаемой мною образовательной технологии раннего индивидуального воспитания и развития каждого нормального ребенка:

1. Ограничение по времени – к 14-15 годам каждый молодой человек должен самостоятельно и осознанно определиться с профориентацией, то есть точно знать, в чем он силен, и чем хочет профессионально заниматься во взрослой жизни.

2. Ограничение по кадрам – других родителей у ребенка нет! Именно поэтому педагогам (воспитателям в детских садах и учителям начальной школы) надо организовать эффективное взаимодействие и сотрудничество с родителями, нацеленное на будущий успех ребенка, за счет развития его лучших способностей в одаренность и талант.

3. Ограничение по финансам – в этом вопросе следует исходить из единственного ответа финансистов: «Денег нет!» на все запросы инициаторов социальных проектов по развитию основ гражданского общества и экономики. Рассчитывать следует только на свой бюджет и финансы, которые поют романсы: «Куда, куда вы удалились!»

Поэтому обучать молодых и будущих родителей надо с помощью простых, понятных и дешевых приемов и методов, точно гарантирующих высокий результат успешности развития ребенка уже на первых этапах применения этой, фактически универсальной, образовательной технологии.

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

23.03.2014

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить