Олег Волков специально для журнала Экоград.
Текущая должность: зам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА"
Образование: Чувашский государственный университет.
Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна!
"В последнее время с удовольствием перелистываю страницы книги «Успех», созданной Дженой Пинкотт и переизданной в России издательством Эксмо в 2010 г. У книги есть еще второе название «Советы по достижению ваших целей от необычайно успешных людей». Хочу привести из этой книги максиму, принадлежащую нашему замечательному поэту Иосифу Бродскому: «…Задача человека состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, пусть даже самую благопристойную, жизнь, ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать свой единственный шанс на повторение чужого образа, чужого опыта».
Международные исследования по оценке роли государства в поддержке системы дошкольного образования показали, что данный тип инвестирования является одним из самых эффективных (в 8 раз!) среди всех типов инвестирования в экономику. 80 % жизненных знаний у человека формируется до 6-8 лет. Именно от того, насколько правильно мы сможем заложить нужные знания и способности каждого ребенка в детстве, настолько будет успешна жизнь взрослого человека по собственному стандарту в будущем. Таким образом, отправная точка индивидуальной работы с ребенком должна быть приближена к ранним, дошкольным годам его жизни.
Я рассказывал, что моя жена после того, как наши старшие дети уже успешно адаптировались в школе, стала работать логопедом в детский садик. Параллельно она получила второе высшее образование по специальности. И пока шел процесс ее профессионального становления мы каждый день вечером за ужином обсуждали ее достижения за пройденный день: вместе радовались маленьким успехам, а если что-то не удавалось сразу, то я как «домашний предсказатель» ее успокаивал и давал психологический настрой: «Все будет хорошо!» Все так и получалось. Супруга рассказывала про успехи детишек ее группы и не только в постановке правильной речи, но и о том, что у них, начиная уже с трехлетнего возраста, явно заметны исключительные особенности характера, что в поведении и в общении с детьми и взрослыми проявляется личность, и что уже на первых занятиях ярко видны отдельные природные задатки того или иного ребенка.
Результаты работы логопеда-педагога над постановкой звуков и речи у ребенка отражаются в специальной речевой карте, которую разработали ученые и специалисты по коррекционной педагогике. По четким ответам логопеда в формализованных разделах карты впоследствии оцениваются как достижения самого ребенка, так и эффективность работы коррекционного педагога. Заполнение всех форм и разделов этой карты логопедами такая же обязательная работа, как и заполнение медицинской карты на приеме у врача. А вот специальной карты для диагностики выявления и инструментов индивидуального развития природных задатков, наклонностей и личностных качеств у здоровых детей почему-то нет. Так на мой вопрос мне сначала ответила жена, а потом подтверждение этому я получил у всех специалистов дошкольного образования, с кем в последнее время достаточно часто общаюсь, как ученых и преподавателей вузов, так и практиков – заведующих, методистов и воспитателей детских садов.
Именно эта простая идея подвигла меня заняться проектной деятельностью по разработке такой нужной, как посчитали сами практические специалисты, для каждого ребенка карты индивидуального развития. Но, как вы понимаете, путь от исходной идеи до конечной цели не простой, но настойчивость в сумме с умением организации проектов, помноженные на профессионализм и практический опыт специалистов дошкольников, и все это возведенное в степень истинной любви к нашим детям, обязательно даст правильные результаты.
На первом этапе развития проекта было сформировано 7 рабочих групп из числа опытных практиков дошкольного образования (заведующие, старшие воспитатели, психологи и специалисты 5 инициативных ДОУ г. Чебоксары). В результате их работы были зафиксированы 47 основных задатков/наклонностей детей, которые достоверно определяются на основании точно выверенных и утвержденных педагогических методик и инструментов. Задатки выявляются по 9 возможным направлениям развития одаренного ребенка: логико-математические, интеллектуальные, музыкальные, творческого мышления, двигательно-физкультурные, естественнонаучные, художественно-изобразительные, лидерско-коммуникативные и лингвистическо-филологические.
Как-то совсем недавно, года четыре назад, уже работая над проектом по выявлению задатков и развитию одаренных детей, я пришел, опираясь на анализ своего родительского опыта, к короткой формуле счастливого родителя: «Главное, чтобы ваши дети были здоровыми и талантливыми». И когда я делился своим открытием с другими родителями, все искренне и безапелляционно соглашались с таким выводом. Поэтому мы уверены, что данную формулировку с небольшими добавлениями можно использовать в качестве миссии каждого детского сада: «Мы хотим помочь родителям стать счастливыми, потому что у них здоровые и талантливые дети». И вот в такой интерпретации все встает на свои места, и можно соединить в пару «коня и трепетную лань»: государство в лице ДОУ или начальной школы и каждого из родителей, чьи дети посещают детский садик или ходят в школу.
В чем основная фишка идеи нашего проекта? Разворачивание проекта будет охватывать максимальное количество детей, в идеале всех, посещающих детские садики и начальную школу. Принципиальная суть предлагаемой технологии относится к освоению и постоянному применению воспитателями дошкольных учреждений и учителей в начальной школе известных методик и специальных средств диагностики, четкому фиксированию задатков и организации системы раннего индивидуального развития выявленных способностей каждого ребенка. Для регистрации данных и результатов непрерывной диагностики разработана Карта диагностики и индивидуального развития способностей ребенка, включающая также описание выдающихся достижений родителей и ближайших родственников ребенка.
Данная образовательная технология относится к системе раннего индивидуального воспитания, начиная с дошкольного, и позволяет повысить эффективность работы учреждения образования. Настоящая технология предусматривает мягкую модернизацию ДОУ и начальной школы от привычной классической технологии групповой формы воспитания дошкольников и младших школьников к системе непрерывной, совместного с родителями, педагогической диагностике и индивидуальной работы с одаренными детьми. Умные родители занимаются развитием своих детей, начиная с детского сада. Поэтому данный проект нацелен на выявление и развитие сильных сторон человека с самого детства, способного во взрослой жизни в максимальной степени реализовать свои способности для улучшения качества своей жизни и доброго служения людям и обществу.
Детский садик работает, в первую очередь, на родителей (см. миссию). Поэтому при диагностике задатков ребенка обязательно учитываются результаты наблюдений, полученные от родителей ребенка. Не было бы для родителей счастья (в части выявления способностей их детей в детском саду), да несчастье (нехватка средств на оплату ЖКХ) помогло им в профессиональном воспитании их детей в ДОУ и, что еще важнее, личностного развития по программе умного и любящего родителя. Воспитатель группы в специальных разделах Карты ребенка, соответствующих 9 возможным направлениям развития, отмечает когда, какой и в ходе какого исследования (наблюдения, игры или специального задания) был обнаружен, и будет развиваться новый задаток способностей у данного ребенка.
Что интересно, на каждой встрече с потенциально новыми участниками проекта в одном из детских садиков городского или сельского муниципалитета (каждый месяц обычно я посещаю не менее трех-четырех ДОУ), старшие воспитатели и заведующие честно признаются, что обычно никто не фиксирует обнаруженные задатки ребенка. И в последующем они забывают об этом сказать родителям, специалистам или педагогам из учреждений дополнительного образования. Именно на творческий союз воспитателя и родителя опирается идея проекта: позитивная динамика обнаруженных задатков ребенка профессиональными педагогами в последующем предполагает активное участие родителей в формировании системы и инструментов индивидуального развития способностей в будущий талант.
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары
08.01.2013
Волков Олег Гаврилович
Место работы: Чебоксарский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина»
Должность: заместитель директора, профессор, к.х.н., действительный член Российской академии проблем качества, член Всероссийской организации качества, руководитель регионального комитета ВОК в Чувашской Республике «Качество образования», постоянный руководитель представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Чувашской Республике.
Награды: почетный работник высшей школы Российской Федерации, почетная грамота и благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации, почетные грамоты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и др.
Адрес: 428020, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, 8, оф. 233
Телефоны: раб. (8352) 63-05-40
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Сайт в Интернете: www.volchki.ru
О.Г. Волков, выпускник химического факультета Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова (1980 г.), кандидат химических наук (аспирантура ИОНХ АН СССР им. Н.С. Курнакова, Москва, 1984 г.), доцент (1999 г.), профессор (2011 г.) давно и успешно работает над проблемами совершенствования качества. Особенно активно и плодотворно он занимается вопросами совершенствования качества российского образования, начиная от дошкольного (проект «Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного возраста в ДОУ») и включая все остальные уровни: общее среднее, начальное, среднее техническое, высшее и дополнительное профессиональное, особенно, инновационное инженерно-техническое образование. Активно работает со школьниками и студентами по подготовке их к олимпиадам и конкурсам международного (РОСТ-2010, г. Н.Новгород) и всероссийского уровней (Шаг в будущее, 1996-2001 гг, Олимпиада народного хозяйства МСЭФ, «Моя страна – моя Россия» ГД РФ, 2005-2012 гг.).
Большой личный вклад в модернизацию и развитие инженерно-технического образования был внесен Олегом Г. Волковым в период его работы на разных должностях, включаю должность начальника Управления профессионального образования в Министерстве образования и науки Чувашской Республики (1994-2003 гг.). В частности, он был руководителем рабочей группы в Чувашии по подготовке и реализации в России международного проекта «Реформа системы образования», финансируемого из средств Международного банка реконструкций и развития (1999-2003 гг.) С 2000 года он был соорганизатором и региональным руководителем программы реализации экспериментального пилотного проекта по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) и проекта по ГИФО.
Активную результативную деятельность Олег Г. Волков, как широко востребованный специалист в области менеджмента качества, ведет в масштабах города Чебоксары, Чувашской Республики и России, оказывая профессиональные консалтинговые услуги по вопросам изучения и внедрения международных стандартов качества и проведению курсов повышения квалификации и опережающего образования в организациях всех сфер экономики. Особенно успешно он работает с образовательными учреждениями в качестве научного руководителя и консультанта. Так, по итогам работы в 2004-2010 гг., смогли приступить к формированию собственной СМК более 20 учреждений образования всех уровней. Их результаты отмечены победами на всероссийских и республиканских конкурсах качества и социальной ответственности.
Профессору Волкову принадлежит авторская модель руководства компанией «Пирамиды – волчка», основанная на образах игрушек, известных с детства каждому человеку. Модель базируется на использовании философской позиции антиномии в изучении базовых принципов двух противоположных способов руководства организацией: статичной пирамиды как символа административного управления и активного волчка, как образа эффективного менеджмента. Им разработана оригинальная модель-дополнение под названием «Пирамида качества жизни» к общепризнанной пирамиде потребностей Маслоу, которая распространяется в научной среде и среди практикующих менеджеров как «Пирамида потребностей и качества жизни Маслоу-Волкова».
Олег Г. Волков автор ряда эссе, учебного пособия «Управление качеством жизни», 2007 г, монографии «Пирамида МММ (механизм мотивации и модернизации) качества жизни» 2011 г., более 140 научных статей, более трети из которых написаны в соавторстве со студентами.