Проекты по мусоропереработке – это мировой тренд…

 Проекты по мусоропереработке – это мировой тренд… - фото 1В Общественной палате Иркутской области 26 февраля 2016 года состоялся Круглый стол «О строительстве мусороперерабатывающего комплекса Иркутской области».
     Напомню, что 15 декабря 2015 года прошло Заседание Комиссии по охране окружающей среды и Экологи Общественной палаты Иркутской области http://ekogradmoscow.ru/eko-blog/blog-e-uderevskoj/stroitelstvo-musoropererabatyvayushchego-kompleksa-dlya-gorodov-nizhnego-priangarya , где  было принято решение создать рабочую группу при Губернаторе Иркутской области и в феврале 2016 года провести Круглый стол о перспективах строительства мусороперерабатывающего комплекса в Иркутской области.
      В заседании Круглого стола приняли участие члены и эксперты Общественной палаты Иркутской области; представители Правительства Иркутской области, Законодательного Собрания Иркутской области, представители Роспотребнадзора по Иркутской области, Управления Росприроднадзора по Иркутской облати, представители Министертв Иркутской области: Природных ресурсов и экологии; Экономического развития; Имущественных отношений, Жилищной политики, транспорта и энергетики; службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, муниципальных образований Иркутской области: г.Ангарска, г.Иркутска, г.Шелехов, Иркутского района и представители предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, утилизацией, обработкой и переработкой отходов I-IV классов опасности.
 
 Проекты по мусоропереработке – это мировой тренд… - фото 2 Проекты по мусоропереработке – это мировой тренд… - фото 3
   
 
 Проблема обращения с отходами производства и потребления актуальна не только в Иркутской области, но и во всех регионах России и мира.
     В настоящее время на территории России, по данным крупнейшего участника рынка твёрдых бытовых отходов (ТБО) госкорпорации «Ростехнологии», скопилось свыше 31 млрд. Тонн неутилизированных отходов. Ежегодно их количество увеличивается на 60 млн. тонн. По информации Министерства природных ресурсов страны на каждого жителя страны приходится по 400 кг отходов в год. А среднестатистическая российская семья из четырёх человек выбрасывает около 150 кг разного рода пластмасс, порядка 100 кг макулатуры, около 1000 стеклянных бутылок.
     Корень мусорной проблемы не столько в постоянном росте объёмов ТБО, который можно считать издержкой цивилизации, сколько в неумении этими отходами грамотно распоряжаться…
По тем же данным, не менее 40% всего скопившегося в стране мусора – это ценное вторичное сырьё. В переработку же поступает лишь около 7-8% отходов, а остальное вывозится на полигоны.
     Более всего переработчиков заинтересовала макулатура (24 тыс. тонн). Гораздо менее востребованными оказались пластиковые бутылки (1,53 тыс. тонн) и стекло (1,05 тыс. тонн).
     Сегодня проекты по мусоропереработке – это мировой тренд, интересный как бизнесу, так и инвесторам. Мировой мусорный рынок (рынок сбора, вывоза, переработки и утилизации ТБО – оценивается в 120 млрд. долларов. В России переработка отходов, по разным подсчётам, может стоить от 2 млрд. до 3,5 млрд. долларов в год.
     Сфера инвестиций в мусоропереработку считается, во-первых, весьма перспективной по причине высокого спроса на продукцию мусороперерабатывающих заводов. Во-вторых, низкорисковой – ввиду твёрдых тарифов от муниципалитетов. Поэтому иностранные фонды и компании регулярно заявляют о готовности финансировать строительство в России мусороперерабатывающих предприятий.
     Интерес понятен – у нас эта отрасль находится в самом начале своего развития. В России действуют лишь 243 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, а также 10 мусоросжигательных заводов. Этого явно недостаточно, чтобы справиться с грандиозным объёмом ТБО. Любое новое мусороперерабатывающее предприятие будет иметь хорошую окупаемость: ориентировочно от двух до пяти лет.
     В России нет заводов по переработке мусора полного цикла. Отечественные проекты до сих пор ограничивались покупкой промышленных прессов, которые спрессовывают мусор для дальней укладки на полигоне. Такой подход означает полную зависимось экономики в данной сфере от тарифа. Возможность же получения выручки практически никак не реализовывается.
     Ключевое отличие отечественной экономической модели в сфере мусоропереработки от европейской состоит в том, что в Европе высокие экологические требования делают размещение ТБО на полигоне самым дорогим способом утилизации отходов, а их переработка является серьёзным и весьма доходным бизнесом. В России всё происходит точно наоборот – дешевле всего складировать мусор на полигонах, или сжигать его.
     В Москве данные способы применяются в 85-100% случаев. И при этом московский регион уже столкнулся с проблемой отсутствия мест для захоронения ТБО: подмосковные леса завалены мусором. Этот процесс, как и умножение несанкционированных свалок по всей стране (в ряде регионов их доля составляет 40%) можно остановить, только изменив в корне существующий сейчас подход к проблеме мусора и создав полноценную инфраструктуру мусоропереработки.
     Министерство природных ресурсов РФ планирует запретить сжигание несортированного и пригодного к переработке мусора. Считается, что этот запрет станет первым шагом к формированию цивилизованной системы обращения с ТБО. Вторым и более важным фактором должны стать чётко выверенные действия по мотивации россиян к первичной сортировке отходов.
     Менталитет наших соотечественников сегодня – одно из непростых препятствий на пути к созданию в стране мусороперерабатывающей инфраструктуры. 
     Действующее законодательство относит сбор и вывоз ТБО к понятию «содержание жилого помещения». Сэкономить на данной услуге жильцы вряд ли откажутся… Один из вариантов сдавать мусор сортированными контейнерами спецпереработчикам, снижая свой мусорный тариф.
     Кроме того, необходимо повышать экологическую культуру населения в принципе. Причем делать это надо комплексно, охватывая все возрастные категории, начиная от дошкольников и заканчивая пенсионерами.
      С 2016 года планируется, что субъектом РФ должна быть утверждена генеральная схема очистки территории субъекта РФ, определен региональный оператор по обращению с отходами и инфраструктуры. Нормативно-правовые акты, которые регулируют все эти процедуры, в том числе тарифообразование, распределяются на три структуры: лужба по тарифам Иркутской области, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
     В г.Иркутске и Иркутском районе действует единственный санкционированный объект размещения отходов – полиго ТБО г.Иркутска, расположенный на территории Иркутского района. Площадь полигона составляет 42 га. Полигон функционирует с 1963 года – за это время накоплено 29 000 000 куб. метров отходов. Остаточная вместимость полигона позволяет размещать отходы предположительно до июля 2018 года. В связи с этим была утверждена инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» г.Иркутска «Развитие системы утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов города Иркутска на 2013-2016 годы», в рамках которой ООО «ГеоТехПроект» разрабатывает проектную документацию «Реконструкция полигона ТБО г.Иркутска».
     Финансирование строительства нового мусороперерабатывающего комплекса предусмотрено Федеральной Целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства РФ от 21.08.12 №847. Для решения вопросов по строительству мусороперерабатывающего комплекса была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных ведомств и контролирующих организаций. Рабочей группой составлен и утверждён план мероприятий по организации строительства мусороперерабатывающего комплекса на территории Иркутского района.
     По поручению зам. Губернатора Иркутской области Л.И.Забродской в июне 2015 года были обследованы 14 земельных участков и предложен к рассмотрению участок в Мамоновском муниципальном образовании, принимая во внимание то, что данный участок находится в центре агломерации: Иркутск, Шелехов, Ангарск, и учитывая тот факт, что в схеме территориального планирования Иркутского района и генеральном плане Мамонского МО указанный земельный участок отнесен к категории земельных участков промышленного назначения.
     Также рассматривался вариант о перераспределении земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Максимовского МО, принадлежащего на праве собственности ООО «АгроБайкал», с целью его использования под сторительство мусороперерабатывающего комплекса.
     В настоящее время мэрами муниципальных образований г.Иркутск Бердниковым Д.В. и Иркутского муниципального образования Фроловым Л.П. подписан протокол по вопросу обращения с отходами производства и потребьления в части выработки совместной позиции и предложений в схему территориальной очистки Иркутской области и выбору мест размещения объекта по переработке и утилизации отходов.
На заседании Круголого стола выступила с докладом «Актуальные правовые и инвестиционные аспекты развития индустрии отходов в РФ: стратегические задачи и практическая реализация» директор Центра стратегиского развития Агенства безопасности по инвестициям и бизнесу в России, член Высшего Экологического Совета ГД РФ, член Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ - Варфоломеева Людмила Васильевна
 
 
 

 
Участник Круглого стола рекомендуют:
ПРВИТЕЛЬСТВУ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
- разработать и принять закон Иркутской области «Об обращении с отходами производства и потребления в Иркутской области», включив в него статью об административной ответственности за нарушения в сфере обращения с отходами;
МИНИСТЕРСТУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
- создать рабочую группу по вопросу строительства мусоросортировочного комплекса для городов Приангарья;
В состав рабочей группы рекомендовать включить представителей: администраций Иркутского, Ангарского, Шелеховского муниципальных образований; Общественной палаты Иркутской области; Науки; Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области; Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области; Службы по тарифам Иркутской области; Управления Роспотребнадзора по Иркутской области; ИРО Всероссийского общества охраны природы; ИРО Народного Фронта и других представителей заинтересованных организаций и ведомств.
МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ по ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
- проработать вопрос о земельном участке на территории районов близлежащих к г.Иркутску для строительства мусороперерабатывающего комплекса с учетом полигона и направить свои предложения в рабочую группу.
УПРАВЛЕНИЮ РОСПРИРОДНАДЗОРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
- ускорить процесс оформления лицензии на сбор, транспортировку, утилизацию, обработку отходов I-IV классов опасности Иркутскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтохозяйство».
…Движение началось. Первые шаги сделаны.
Приступаем к работе.
 
Руководитель проекта Сохранения озера Байкал, 
Член Общественного Совета Минприроды РФ,
Эксперт Общественной палаты Иркутской области
Екатерина Николаевна Удеревская
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить