Александр Веселов: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ В БАШКИРИИ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Александр Веселов: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ В БАШКИРИИ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ - фото 11 марта 2024 года в городе Учалы прошло очередное заседание правительственной комиссии по недропользованию под председательством заместителя премьер-министра Абдрахманова А.Ф. с участием руководителей Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Министерства природопользования и экологии РБ, Управления Россельхознадзора по РБ, терорганов Ростехнадзора, Роснедра, правоохранительных органов, глав администраций районов Башкирского Зауралья, директоров предприятий- природопользователей, общественности и прессы.

Мне, как эксперту в области управления природоохранной деятельностью и экологического движения было предложено выступить на тему «Правовой анализ причин и предпосылок беспрецедентного роста социально-экологической активности населения, связанной с природопользованием на территории Республики Башкортостан». Текст доклада можно прочитать в приложении к данному посту, Но предварительно выдам несколько ремарок по этому мероприятию.
Анализ федерального законодательства показывает, что в РФ отсутствует государственный орган, ответственный за состояние окружающей среды, Есть только полномочия 17 министерств и ведомств по осуществлению этих функций в соответствии с требованиями законодательства о государственной службе. И есть конституционная обязанность граждан России беречь природу и охранять ее богатства. Однако основным природоохранным органом страны является все же Росприроднадзор.
Разговор в Учалах состоялся довольно жестким и конструктивным и такая позиция продемонстрирована прежде всего правительством РБ, несущего ответственность за социально-экономическое развитие региона, но оно не может отвечать за последствия варварского природопользования, которое должно быть контролируемым со стороны Южно-Уральского управления Росприроднадзора, управления Россельхознадзора по РБ в части охраны земель сельхозназначения, а в части разработки общераспространенных полезных ископаемых (ПГС, ЩЕБЕНЬ, ДОЛОМИТ , ГЛИНА и т.д.) -Минэкологии РБ. При этом основной глобальный ущерб природе и здоровью населения наносит все же горнодобывающая промышленность и иные крупные и средние природопользователи, подконтрольные исключительно Росприроднадзору.

Александр Веселов: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ В БАШКИРИИ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ - фото 2
Перед заседанием комиссии отмечен в зале короткий обмен мнениями со стороны руководителей этих трех столпов экологии (на фото) .
Глава Учалинского района РБ Гилязетдинов Р.Г. отчитался о принимаемых с прошлого года несколько запоздалых мерах по наведению порядка в сфере использования муниципальных земель недропользователями и продемонстрировал довольно принципиальную позицию по отношению к золотодобытчикам. В частности указал, что в районе добывается 70% золота Башкирии (48 лицензий), 84 000 га заняты недропользователями, но в бюджет поступает всего около 500 тысяч рублей.Деловым были и выступления министра экологии РБ Н.М. Фазылова, (отметил, что лицензиатами под видом разведки месторождений фактически добывается золотоносная порода), руководителя управления Россельхознадзора по РБ Байкиева Р.А.. Чего нельзя сказать о кратком из серии «ни о чем» выступлении руководителя Южно-Уральского управления Росприроднадзора Р.А. Болотова. Яркое выступление депутата Государственного Собрания-Курултая РБ Ильдара Исангулова о коммерческой фирме с украинскими корнями, многие годы бесконтрольно пользующей лицензией на якобы только разведку золота в Башкирском Зауралье, но не платившей даже налоги, всколыхнуло внимательно слушающую аудиторию.

Александр Веселов: СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕСТЫ В БАШКИРИИ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ - фото 3
В общем, одно все же было понятно, что основной причиной социально-экологической разбалансировки в республике и роста острого протестного недовольства населения является системное непринятие мер с 2019 года по сей день со стороны управления федерального экологического надзора за природопользованием в Республике Башкортостан, свидетельством чему являются массовые жалобы жителей республики Президенту РФ В.В. Путину, и о чем мы неоднократно писали в СМИ и на своих информресурсах.
Подробности читайте в приложенном докладе А. Веселова

--------------------------------------------------------------------------------------------

   1   марта   2024 г. г. Учалы. Тезисы

А.К. Веселов - председатель     РОО   «Союз экологов РБ», к.ю.н.

«Правовой анализ причин и предпосылок беспрецедентного роста социально-экологической активности населения, связанной с природопользованием на территории Республики Башкортостан»

  1. ВВЕДЕНИЕ

Сфера   природопользования и экологии   обладает огромным финансовым потенциалом и   капиталоемкостью, однако внимание   правоохранительных органов   к профилактике   коррупции, бездействия, злоупотреблений, превышений полномочий при   чрезвычайно   высокой   латентной   преступности при осуществлении   разрешительной и надзорной деятельности, явно традиционно ослаблено и   усугубляется   намеренным сокрытием   информации о деятельности соответствующих   природоохранных органов, вопреки   требованиям статьи   13 -18   ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и   ОМСУ» .   К   примеру, в моем докладе на   12 Евразийском   антикоррупционном форуме (Москва   26 апреля   2023 г.)   отмечено   отсутствие доведенных до     приговоров   уголовных дел   коррупционной направленности в   РБ в данной  сфере правоотношений.

   Башкирия входит в Золотой пояс, который простирается вдоль Уральских гор и сернистые руды, драгоценные   и редкие   металлы   добываются       здесь уже     несколько столетий.   В результате в основном,     слабоконтролируемого   недропользования экологическая ситуация     на территории Башкирского   Зауралья продолжается ухудшаться:

                    сохраняются   высоки  фоновые концентрации содержания ртути и цианидов и иных   ТМ в почвах в результате   массового   применения варварских методов   добычи   золота, в том числе с использованием технологии амальгамации или кучного     выщелачивания.

                    в настоящее время       Башкирском Зауралье     накоплено более 2 млрд тонн опасных отходов (вскрыши)   горнорудной промышленности , не реализуются     проекты   по рекультивации загрязненных   земель и     водных объектов. К примеру Территория Семеновской ЗИФ содержит около 2,6 млн тонн отходов, в том числе таких токсических элементов, как ртуть, селен, свинец, мышьяк и кадмий.

                    карьеры, шахтные и подотвальные   воды     до 9   млн   куб м в год являются   причиной   высоких загрязнений   стойкими к   разложению тяжелыми металлами     подземных и поверхностных водных объектов ( к примеру, реки Таналык, Худолаз, Карагайка, Б. и М. Кизил).

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БАШКИРСКОМ ЗАУРАЛЬЕ

 

В результате накопления   ЗВ   в окружающей среде отмечается   положительная   динамика роста   экологически обусловленной заболеваемости   и преждевременной смертности населения, что вызывает       обеспокоенность населения региона.

Вторым раздражающим общественное мнение фактором   является неадекватные (на грани бездействия) меры по   решению экологических проблемы региона,   что   привело к массовым протестных акциям экологической направленности   местного населения,   фактологическими причинами которых стали ,в частности:

-длящиеся   выбросы   сернистых соединений из Сибайского медно-рудного карьера   медных руд;

-проект разработки     Русской   медной компанией вблизи   аналогичного карьера курорта «Якты-Куль»;

-проект   разработки   Подольского   месторождения;

-проект разработки Тубинского   рудника;

-разработка   Сангалыкского диоритового карьера

-проект   разработки   месторождений хребта Ирендык.

-массовые   нарушения природоохранных требований при добыче золота частными компаниями   на реках Таналык и Кизил;

-полное отсутствие     проведения работ   по ликвидации карьерных выработок и   ликвидация отвалов, рекультивации земель и т. д. в Зауралье.

3. ПРАВОВЫЕ   ПРИЧИНЫ   ПРОТЕСТНОЙ   АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

На фоне фиксируемого увеличения     числа нарушений   законодательства при недропользовании показатели эффективности     государственного     контроля и надзора за     недропользрователями в Башкирском   Зауралье (71     лицензия в   7 районах)   за период всплеска   протестной активности   местного населения     с 2019 года таковы:

-не   возбуждено   и не доведено до   судебного обвинительного приговора ни одного   уголовного   дела в отношении   недропользователей   по ст. ст. 246,   255 , 247, 250, 254 УК РФ или по фактам   коррупции   при оформлении   разрешительной документации на недропользование или осуществлении     контроля за недропользованием;

-отсутствует официальная   информация   о взыскании     единично предъявленных     сумм   экологического     ущерба в результате недропользования, а также административных   штрафов за неисполнение предписаний и непроведение рекультивационных работ;

-только лишь в 2022-23 годах     по инициативе   прокуратуры РБ (но не по материалам   ОМСУ   или   природоохранных органов) возбуждено   5 уголовных дел;

-отсутствуют   факты аннулирования   по решениям судов   лицензий на недропользование   по   инициативе и материалам   федерального   надзорного органа:

- при массовых нарушениях   природоохранного и земельного законодательства при недропользовании, публично   фиксируемых   на сходах граждан,   в СМИ   и жалобах населения, отмечаются   только единичные случаи официального направления в     правоохранительные     и надзорные органы   должностными лицами   ОМСУ соответствующих   материалов, что имеет признаки коррупциогенности;

- надзорным природоохранным ведомством не применяются к недропользователям   такие   предусмотренные   КОАП РФ меры, как   приостановка   производственной деятельности   на срок до 90 суток, дисквалификация   ответственных должностных лиц, направление   подготовленных материалов   в правоохранительные   органы , а также   сообщение о результатах проверок и выявленных нарушениях   в     социальных   сетях , на сайтах и в СМИ.  

                    Южно-Уральским   управлением Росприроднадзора и частично Управлением Россельхознадзора по РБ не проводились   контрольные мероприятия в отношении   недропользователей, не требующие согласования с   прокуратурой,   не проводились наблюдения на соблюдением обязательных требований   и соответствующая   аналитическая работа     в реализации функций по геологическому надзору и по контролю за использованием   и рекультивацией   земель и т.д.,   Не было также   взаимодействия и контроля   за   выдачей лицензий (соблюдением лицензионных условий) на недропользование терорганами     Роснедра.

                    правоохранительные   органы, работающие в   районах     Зауралья,   к сожалению , не имеют специалистов, обладающих знаниями законодательства   в сфере природопользования и экологии, что   также является     причиной низкого качества   и отсутствия результативности контроля за недропользователями и должностными лицами надзорных органов,   вынесения не совсем законных процессуальных решений в рамках уголовного   производства;

-         отсутствует   должный уровень координации         надзорных органов , органов   исполнительной власти и       ОМСУ в решении   экологических проблем   Башкирского Зауралья и в целом по   республике.

4. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СИТУАЦИЮ

   Согласно ст. 72 Конституции РФ   сфера природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности   является предметом совместного ведения РФ и субъектов     федерации. При этом в   РБ действует два   основных природоохранных органа:   Минэкологии   РБ и Южно-Уральское   межрегиональное   управление Росприроднадзора, а также   органы имеющие     частично соотносимые   с   экологической безопасностью функции — Управление   Россельхохнадзора, по РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ,   отдел   по РБ Управления Ростехнадзора И ДР.

При этом , в сфере   недропользования   Минэкологии РБ   имеет полномочия только в отношении   оформления     и     контроля за   добычей ОПИ и   не может нести ответственность   по   региональному   экологическому надзору за   крупными   и средними   недропользователями   и опасными промышленными объектами.    

ОМСУ   обязаны     организовывать   проведение   природоохранных   мероприятий и осуществлять   земельный   контроль на муниципальных землях, но   крайне слабо занимаются этой работой, хотя   должны быть   заинтересованы   в поступлении в     своей бюджет земельного налога с недропользователей. Отмечается   активизация   такой работы   со стороны администрации Учалинского района по второй половине   2023 года.

Глава   республики   и Правительство региона   не   имеют   никаких полномочий по контролю за недропользователями и не     могут     регулировать     данную сферу   природопользования. Но   Глава региона   вправе координировать   работу   территориальных подразделений   федеральных   надзорных органов , а Государственное Собрание -Курултай РБ   вправе заслушивать   отчеты     руководителей   таких госорганов.

Функции   федерального   экологического надзора,   геологического надзора, частично земельного контроля,   а также   проведения государственной экологической экспертизы,     согласования или утверждения всех видов воздействия недропользователей на окружающую среду, администрирования их платежей за НВОС,   постановки на учет опасных объектов , аннулирования   лицензий   и   иные   важнейшие     для экологической безопасности   и рационального   природопользования функции     федеральным законодательством и Положением (приказ Росприроднадзора от 10 января 2022 г. N 9 ) возложены исключительно на Южно-Уральское   межрегиональное   управление Росприроднадзора.

5.ВЫВОДЫ

5.1. Следует считать, что основной   причиной   роста   социально-политического     протестного   экологического движения в   РБ   стал крайне низкий уровень   компетентности и эффективности комплексного федерального   экологического надзора за   природопользователями   на территории     Республики   Башкортостан.

5.2. Резкий рост       протестной     социально-экологической активности населения     Республики Башкортостан отмечается     с 2019 года,   когда руководителем Южно-Уральского   межрегиональное   управление Росприроднадзора назначен   Р.А. Болотов. При этом социально-экологическая     напряженность в   республике имеет тенденцию к усложнению и росту социально-политических противоречий   в   регионе, в том числе по причине   незаконной закрытости с   2020 года информации о   результатах   работы   данного федерального органа.

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

   6.1.Провести комплексную проверку законности, достаточности и эффективности   осуществления Южно-Уральским   межрегиональным управлением Росприроднадзора. функций и полномочий   по обеспечению   рационального   природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности на территории     РБ.

   6.2.Организовать переаттестацию       руководства управления и его отделов ,   главных и ведущих специалистов,   государственных инспекторов Южно-Уральского   межрегионального   управления Росприроднадзора.

   6.3.Учитывая     постепенное осложнение экологической   ситуации   на всей территории   РБ министерствам и ведомствам природноресурсного и природоохранного блока, их терподразделениям разработать   и реализовать дополнительные   мероприятия   по обеспечению экологической безопасности в сфере природопользования, включая   Башкирское Зауралье, в соответствии со   «Стратегией экологической безопасности в   РФ на период   до 2025 года» .

6.4. Рассмотреть     вопрос о создании   в     МВД   по РБ,   СК по РБ, УФСБ по РБ   специализированных   групп   по   экологической безопасности , контролю за природопользованием, профилактике коррупции   с     соответствующим повышением     эколого-правовой подготовки   сотрудников.

6.5. Рекомендовать   прокуратуре РБ   возобновить      работу Межведомственной Рабочей группы   по промышленной и экологической безопасности.

6.6. Рекомендовать     Главе РБ и Правительству РБ   создать экспертный совет по   природопользованию и экологической безопасности и обеспечить его эффективную работу.

А.К. Веселов. г. Учалы. 01.03.24

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить