
Единственный мусоросортировочный комплекс в Уфе прекратил работу из-за нерентабельности. Так ли это?
РБК УФА : «Объект, который эксплуатировала компания «Эко-Уфа», закрылся с 1 января 2025 года, сообщили РБК Уфа в министерстве природопользования и экологии Башкирии
В Минэкологии попытались уговорить владельца мусоросортировочного комплекса продолжить работу. Но по итогам встречи с представителями ведомства компания подтвердила прекращение деятельности. Продать объект кому-то другому тоже не получилось — заинтересованных инвесторов не нашлось, поясняют в министерстве.В 2026 году возможно введут в эксплуатацию новый сортировочный комплекс, а до тех пор отходы пойдут на полигон на захоронение».
Комментарий РОО «Союз экологов РБ»:
На фоне официальных победных реляций об успехах мусорной реформы в РБ данный факт выглядит довольно непрезентабельно. В результате закрытия МСК львиная доля ТКО республики (около 1 млн куб м ежегодно) пойдет на захоронение на старый полигон в д. Черкассы Уфимского района. Причина названа- нерентабельность единственного в Уфе мусоросортировочного комплекса ООО «Эко-Уфа», много лет успешно справляющегося со своей функцией. Попробуем разобраться в этом казусе .
Все МСК получают плату за обработку отходов от регоператоров ТКО и плюс к этому продают отсортированное сырье и вторичные ресурсы. Крупные партии таких вторичных ресурсов собирались и реализовывались и на этом уфимском комплексе. Так что же является реальной причиной вынужденной остановки данного ранее рентабельного предприятия. Порассуждаем и проведем аналогию.
В ноябре 2022 года на земельном участке, прилегающем к Черкасскому полигону ТКО, торжественно заложен «первый камень» в строительство мощного (на 450 тыс. куб. м) мусоросортировочного комплекса с цехом переработки полимерных отходов (первым в РБ отходоперерабатывающем предприятии) АО «САХ», с реальными инвестициями от банка ВТБ на 32 млрд рублей. Но правительство РБ отказалось выступить гарантом этих инвестиций и проект тихо слили, взяв курс на продолжение эксплуатации действующих полигонов. Одновременно, Южно-Уральское управление Росприроднадзора с поразительной рьяностью бросилось исключать Черкасский полигон из госреестра, накладывать штрафы, предъявлять иски на МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы» и чинить прочие препятствия в работе данного регоператора ТКО №1. Да так усиленно занимается этим, что не хватает времени и желания заниматься, к примеру, проверками предприятий в Стерлитамаке или недропользователями в Зауралье . Интересант данного процесса вскоре проявился –печально известная в России группа компаний «ВИС» из Москвы, которая ввиду повышенной скандальности и непредсказуемости Башкирии в мусорных вопросах и иных причин отказалось от своих намерений. И тогда на сцене появляются три тоже московских компании «Русэкогрупп», с которыми Минэкологии РБ заключило инвестиционные соглашения на строительство трех полигонов (МСК) под Уфой, в Краснокамском и Дюртюлинском районах РБ. И если строительство таких опасных объектов в этих районах идет без всяких возражений (без закрытия и рекультивации действующих полигонов!!) со стороны местного населения и ОМСУ, то под аналогичный объект для «Русэкогрупп-Уфа» в Уфимском районе городская администрация пока не предоставила земельный участок, вполне обоснованно понимая, что эксплуатирующийся полигон непосильной и чрезвычайно экологически опасной ношей ляжет на плечи города. Да и деньги населения за мусор будут полностью уходить из города в частную структуру. А полигон в Черкассах нужно содержать в относительно безопасном состоянии и еще пытаться изыскивать из федерального бюджета несколько млрд рублей на его закрытие, рекультивацию и мониторинг, что на ближайшие лет 10 - абсолютно безнадежное дело.
С учетом того, что в январе сего года Южно-Уральское управление Росприроднадзора заявило еще пару исков к АО «Спецавтохозяйство по уборке города», включая обязание исключить захоронение ТКО БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СОРТИРОВКИ МУСОРА, можно сделать вывод, что вынужденное закрытие МСК ООО «Эко-Уфа» имеет цель зафиксировать невыполнение регоператором ТКО №1 АО «Спецавтохозяйство по уборке города» решения суда о запрещении захоронения вторичных ресурсов, и на этом основании расторгнуть с ним соглашение, передав функции регоператора компании, которая уже захватила две зоны управления ТКО в республике и действует, как видно, в координации с московскими компаниями «Русэкогрупп».
Таким образом, мы получаем еще один факт, укладывающийся в логику рейдерского захвата рынка отходов республики «мусорным монстром». То есть рейдерское вытеснение местного мусорного бизнеса (включая муниципальный) активно продолжается в Башкирии при полном бездействии федеральных правоохранительных органов.
Меня спросят: «А какая разница- местный или пришлый бизнес будет рулить мусором в Башкирии?». Увы, разницу быстро почувствует (, к примеру, Стерлитамак уже чувствует) и население и государство. И за примерами далеко ходить не надо: губернаторы Челябинской и Оренбургской областей уже за голову хватаются от «успехов» мусорной реформы в своих регионах, где всю систему монопольно захватили «мусорные короли», которым наплевать на местное население, на природу и на нужды регионов.
А.К. Веселов 08.02.25.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON