Александр Веселов: ЧЕТЫРЕ ГОДА МУСОРНОЙ РЕФОРМЕ В БАШКИРИИ: К ЧЕМУ ПРИШЛИ

Александр Веселов: ЧЕТЫРЕ ГОДА МУСОРНОЙ РЕФОРМЕ В БАШКИРИИ: К ЧЕМУ ПРИШЛИ - фото 1Попробую кратко оценить ход мусорной реформы, как юрист-эколог, плотно занимающийся вопросами управления отходами на практике с 2012 года . Кто –то считает, что эта реформа в России свелась к парадигме «закопать и сжечь»: https://vk.com/aleksandr_veselov_ecology?w=wall549915..
Есть и другие мнения . Природоохранные органы Башкирии пишут победные реляции и отчеты и утверждают об успешном развитии системы управления отходами в РБ


По моему мнению, за 4 года реформы так и не удалось создать региональную эффективную и гибкую систему управления коммунальными отходами (пока стадия стагнации), а системы управления промышленными отходами производства как не было, так и нет по сей день.
Итак, плюсы и минусы хода этой самой реформы в республике:
-выборы и становление 4-х регоператоров ТКО;
-введение по нашему предложению должности заместителя министра экологии по отходам и создание соответствующего отдела в Минэкологии РБ;
-разработка и введение в действие региональной нормативно-правовой базы;
-введение в эксплуатацию новых мусоросортировочных комплексов и полигонов ТКО в г.г. Туймазы, Мелеуз, Ишимбай, селах Месягутово и Архангельское;
-оформлены и осваиваются федеральные средства на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда в г.г. Баймак, Стерлитамак, Давлеканово, Благовещенске, Кумертау, Сибай, однако вместо ликвидации этих свалок осуществляется захоронение накопленных отходов. Да и то с отступлениями от проектов;
-ликвидировано около двух тысяч несанкционированных свалок в селах и деревнях, но эти цифры в значительной части не подтверждаются соответствующей документацией, в том числе по рекультивации загрязненных земельных участков под этими свалками. Часть таких свалок просто закопана по месту расположения. Осталось около 800 несанкционированных свалок. Нелегальное использование ряда ликвидированных свалок продолжается с появлением многих десятков новых свалок;
-внедряется система сбора и обезвреживания медицинских отходов.

И думаю, это все из основных плюсов. Остальное МИНУСЫ:
-увеличение платы за мусор от населения почти в 4 раза. При этом жители не ощутили каких-либо изменений в системе: те же (хоть и современные в городах) контейнерные площадки , мусоровозы и никакого раздельного сбора на этой стадии;
-не введено в эксплуатацию ни одного отходоперерабатывающего предприятия по переработке коммунальных или промотходов в ликвидную продукцию (исключение - АО Полиэф-завод по использованию отходов ПЭТФ-тары). Заблокированы инвестиционные проекты ГК «Мехуборка» по строительству экотехнопарков в Краснокамском и Дюртюлинском районах, инвестпроект банка ВТБ по мусороперерабатывающему комплексу АО «САХ» в Уфе , проект реконструкции свалки отходов города Уфы в пос. Черкассы, проекты мусоросортировочных комплексов в Сибае и в Стерлибашево, тормозится проект отходоперерабатывающего комплекса и полигона ТКО в Баймакском районе ;
-система нелегального сбора отходов офисной и бытовой техники продолжает функционировать;
-не решена проблема вывоза из селитебной зоны и утилизации растительных и строительных отходов, отходов от разборки зданий, отработанных автошин;
-провален эксперимент по сбору ртутьсодержащих ламп и батареек;
-республика имеет сотни объектов накопленного экологического вреда (старых свалок), перспектив ликвидации которых в ближайшем будущем просто нет и их число не уменьшается;
-не отработано взаимодействие в системе обращения с ТКО между органами местного самоуправления, управляющими компаниями в МКД, региональными операторами и операторами ТКО;
-не применяются предусмотренные законодательством налоговые льготы и преференции в отношении добросовестных субъектов предпринимательства, внедряющие новые эффективные технологии и экологичные методы обращения с отходами ;
-фальсифицируется территориальная схема обращения с отходами в части произвольного кратного «бумажного» увеличения вместимости полигонов (к примеру, в Ишимбайском, Белорецком и Аургазинском районах), что приведет к значительному ущербу для государства при их рекультивации за счет средств госбюджета;
-арендаторы государственных полигонов ТКО, находящихся в управлении ООО «Табигат», отказываются от их рекультивации (Стерлитамак, пос. Инзер Белорецкого района, Калтасинский и другие районы), что приводит к значительному экологическому ущербу и потерям для государственного бюджета;
-республику буквально сотрясают рейдерские захваты объектов обращения с отходами, недобросовестная конкуренция, проявления коррупции, безответственности, злоупотребления и превышения полномочий, нарушения в сфере антимонопольного законодательства в сфере обращения с отходами, что исключает возможность привлечения инвестиций в данную сферу.
Таковы основные характеристики реформы управления отходами в Башкирии, причем негативные имеет тенденцию к усугублению.
Основные причины такой ситуации: слабое и противоречивое федеральное и региональное законодательства, явно негодная практика правоприменения, зашкаливающая коррупция, высокий уровень нечестной борьбы за рынок отходов со стороны бизнес-группировок, поддерживаемых разными чиновниками, нестабильность и непоследовательность довольно неэффективной экологической политики и провал политики инвестиционной.
А.К. Веселов 15.08.23

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить