Национальная социальная архитектура: традиции, ответственность и вызовы современности

Национальная социальная архитектура: традиции, ответственность и вызовы современности - фото 1Общество всегда живёт по некой социальной архитектуре. В нее включаются проблески любой инициативы пассионариев. Эти инициативы либо подавляются обществом, либо интегрируются, либо используются. При этом существует и стихийная, неформальная социальная архитектура: традиции, договорённости, связи. Она есть, хоть и неструктурированная

Если же мы хотим создать национальную социальную архитектуру, её необходимо структурировать. Современные изменения в законодательстве ориентированы преимущественно на традиционные формы взаимодействия, поэтому национальная социальная архитектура будет опираться на традиции — семейные, отношений между старшими и младшими, на традиционные формы межчеловеческой коммуникации.

Главное здесь — направление задаёт президент, поддерживающий идею укрепления традиций. Например, указ №809 о духовно-нравственных ценностях, который ставит духовное выше материального. Таким образом, инициатива идёт сверху, а в народе есть внутренний потенциал и код, который поддерживает эти идеи.

В России исторически инициативы исходят от правящей элиты — она стремится к лучшему. Народ, зачастую молчаливый, поддерживает или отторгает эти инициативы. Примером служит благодарность Жукова за победу в Великой Отечественной войне — он отметил терпение русского солдата как ключевой фактор.

Средний слой общества, чаще всего либеральный, традиционно критикует верх и низ, не принимая ни одну из сторон. Сейчас либералы ориентируются на Запад и Китай, где видят экономический прогресс. Однако исторический опыт показывает, что патриотизм и опора на традиции — это основа геополитической силы, как было во времена принятия православия и в Советском Союзе.

С приходом цифровизации многие надеялись, что цифры помогут упорядочить общество и решить проблемы справедливости, но это не произошло. Цифра не сняла социальные напряжения, а скорее дала возможность скрываться за формальными отчётами. Обществом управляют эмоции, а не цифра. Эмоции важны, но опора только на них не делает общество зрелым.

Ребёнок играет в то, что ему интересно и что он умеет. Если он не умеет, ему неинтересно. Современные гаджеты обучают ребёнка жить в чужих сценариях виртуальной среды, где он пассивен. В традиционных дворовых играх ребёнок взаимодействовал, создавал свои игры, проявлял творчество. Важно, не что ты знаешь, а что ты можешь.

Сегодня знания обесценились, на первый план выходит умение делать, то есть практика и творчество. При формировании представления о достойном человеке важно опираться на традицию: умение самостоятельно стоять, держать осанку — это простые и понятные ориентиры. У нас много спортивных секций, где учат добиваться профессионального успеха, но практически нет культуры воспитания себя как личности, стремящейся к самосовершенствованию вне профессии.

Культура жизни состоит из двух аспектов. Первый — умение организовать свою жизнь, своё окружение, отношения — корневая, традиционная часть. Второй — это профессионализм, презентация себя, сцена, условные «кокошники». Часто профессионализм замещает собой основы жизненной организации, и люди разучились просто жить.

Сейчас многие становятся зрителями: они смотрят, как жили предки, восхищаются нарядами и традициями, аплодируют или критикуют, но не участвуют сами. Они обучаются у коучей «профессионально жить», профессионально строить семьи и воспитывать детей — то есть заменяют личное умение внешней формой и представлением. Но важнее научиться хотя бы себя строить — и тогда можно будет гармонично менять мир вокруг.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить