Loading...

Образование-2035: разумный баланс традиций и инноваций

Российская школа и система среднего профессионального образования заглянут в 2035 год, получат цели и стратегию устойчивого развития

Образование-2035: разумный баланс традиций и инноваций - фото 1Федеральный институт развитии образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации реализует научно-аналитический проект, посвящённый облику российского образования в 2035 году, современным тенденциям и факторам, влияющим на его формирование, а также перспективным изменениям и инновациям в ближайшем будущем. Идея проекта принадлежит Министерству просвещения Российской Федерации, которое заинтересовано не только в разработке стратегических документов по развитию образования, но и в формировании «обратной связи», мониторинговых процедурах и объективной оценке предпринимаемых усилий по совершенствованию управления российским образованием.

В настоящее время перед российским образованием стоят две фундаментальные и цели: во-первых, сохранить национальную идентичность, обеспечить трансляцию и преемственность духовно-нравственных ценностей и исторического опыта поколений; во-вторых, стать востребованным и конкурентоспособным на мировой арене. Цели выполнимые, но достаточно амбициозные, особенно в условиях ускорения научно-технического прогресса, глобальных кризисов, возрастания неравенства и обострения противоречий на всех уровнях мировой экономики.

В 2014 году одна очень известная американская и вторая не менее известная южнокорейская компании, работающие в сфере производства мобильных гаджетов, подали заявки на патенты на контактные линзы-дисплеи. В январе 2020 года американским стартапом представлен рабочий прототип линзы «дополненной реальности».

Означает ли это, что спецэффекты из научно-фантастических фильмов придут в повседневность, а смартфоны уйдут в прошлое? Пользователь сможет заполучить «взгляд Терминатора» и даже сдать с его помощью ЕГЭ. Насколько такая «уловка» будет считаться справедливой? Что будет делать Рособрнадзор, если такому «киборгу» доступны любая формула, текст и мощный математический процессор, а типовая задача практически мгновенно решается благодаря загруженным шаблонам и образцам?

Подобные предположения можно учитывать п планировании, однако работа ФИРО РАНХиГС по проекту «Совершенствование направлений развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о стратегическом планировании до 2035 г» опирается на более широкий круг научных материалов, данных и методик анализа. Исследуется российский опыт научно-технического форсайта применительно к сфере образования, опыт прогноза показателей развития сферы образования. Изучается воздействие научно-технических факторов, факторов экономики и политики на развитие социальных систем. Анализируются стратегические документы и материалы ООН по целям устойчивого развития. Сравниваются и используются методики европейских, азиатских и американских «фабрик мысли», материалы Еврокомиссии, стратегические документы, принятые на национальном и международном уровнях о развитии образования в Китае, Сингапуре, Японии, Финляндии. Так же в работе задействованы данные объективных международных сравнительных рейтингов – TIMSS, PISA, PIRLS и иных.

Глобальные факторы, воздействующие на систему образования

К общемировым тенденциям в развитии образования следует отнести: повышение доступности и качества; создание условий для непрерывного обучения в течение всей жизни; цифровизацию образования и активный рост дистанционных образовательных технологий; борьбу за преодоление образовательной неуспешности; гуманизацию образования, приоритетное развитее «гибких» и профессиональных навыков; изменение социального «образа» педагога и требований к уровню его квалификации.

Вместе с тем практически для всех передовых систем образования заметно усиление негативных факторов:

-        общее ухудшение физического и психического здоровья обучающихся, частые стрессы и нервные перегрузки;

-        рост экономической и социокультурной дифференциации семей обучающихся, неравенство образовательных возможностей;

-        кризис традиционной модели семьи, детства и юности, затрудняющий передачу социальных практик и ценностей, актуализирующий проблему «качества воспитания»;

-        распространение инфантильных моделей поведения в обществе, практик отказа от ответственности и стремления к достижению каких-либо значимых целей в жизни;

-        «цифровой аутизм» – социальная дезадаптация и резкое падение интеллектуального уровня, способностей к коммуникации и эмпатии по причине аномального увлечения цифровыми гаджетами.

Россия, будучи неотъемлемой частью мировой цивилизации, так же испытывает воздействие указанных позитивных и негативных факторов. Но в то же время у нас есть и уникальная специфика, обусловленная предшествовавшим историческим опытом и принятыми ранее управленческими решениями.

Состояние и тенденции развития системы образования в России

По охвату населения образованием Россия входит в десятку лучших стран, среди которых Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Канада, Швеция, Япония. По состоянию на 1 января 2020 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по Российской Федерации составила 99,05%, для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет – 87,40%.

В стране созданы службы ранней помощи детям с выявленными нарушениями или риском нарушения развития; для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; консультационные центры, оказывающие бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую помощь.

Активно развивается негосударственный сектор в дошкольном образовании. По данным за2018 год, всего в Российской Федерации насчитывалось 41,3 тыс. организаций, реализующих образовательные программы начального, основного, среднего общего образования. Продолжает развиваться система инклюзивного образования на всех уровнях получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями при одновременной поддержке и развитии отдельных образовательных организаций.

Ежегодно в Российской Федерации проводится более 220 олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов детей и молодежи в целях выявления и поддержки одаренных детей и подростков. Создаются центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Особое внимание в России уделяется увеличению охвата обучающихся дополнительными образовательными программами и основными программами профессионального обучения, профориентации.

Подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена образовательным программам среднего профессионального образования в Российской Федерации осуществляют более 3600 образовательных организаций.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2018 год, Россия входит в перечень ведущих стран по уровню образования населения – и это не может не радовать, однако помимо формальных рейтинговых показателей есть еще и большие, количественные данные, основанные на сравнении результатов учебных достижений конкретных обучающихся на унифицированном диагностическом материале.

В международном исследовании PIRLS в 2016 году российские обучающиеся заняли 1 место (50 стран-участниц), в TIMS) в 2015 году по математике – 7 место (49 стран-участниц), по естествознанию – 4 место (47 стран-участниц). В 2015 году российские обучающиеся младших классов показали более высокие результаты в исследовании TIMSS, чем в 2011 году, при выполнении математических заданий на применение знаний в незнакомых ситуациях. В исследовании TIMSS-Ad по математике (углубленный профильный курс) российские обучающиеся заняли 1 место, по математике (профильный курс) 4 место среди 10 стран, по физике 2 место среди 9 стран в 2015 г. При этом, в исследовании PISA в 2018 году (для 15-летних обучающихся): по естественнонаучной грамотности российские обучающиеся заняли только 33 место из 80 стран-участников; по математической грамотности - 30 место, по читательской грамотности - 31 место.

Такие разнонаправленные результаты свидетельствуют не только о уровне качества при изучении отдельных учебных предметов (предметных областей), но и о существенных трудностях в овладении метапредметными компетенциями и навыками практического применения школьных знаний. Решить «продвинутый» уровень заданий PISA, который ждет обучающихся в 2021 году будет сложно даже искусственному интеллекту - тому же «Терминатору» с его доступом к энциклопедическим знаниями, но «туннельным мышлением» и способностью успешно выполнять только одну задачу из одной предметной области. Овладеть кросс-культурными компетенциями и навыками командной работы такому «киборгу» также проблематично.

Вызовы для российского образования

Основываясь на изучении общемировых и специфических российских тенденций в сфере образования, можно сформулировать ряд вызовов и запросов, определяющих траекторию ее развития.

Высокая изменчивость экономических условий жизни человека, усложнение социальных отношений в обществе с неизбежностью подвергнут испытаниям сложившиеся образовательные подходы; существует риск того, что образовательные стандарты будут устаревать еще до их принятия.

Взрывной рост потребности в высококвалифицированных кадрах на рынке труда, с которым может не справляться система образования.

Необходимость постоянной актуализации квалификаций и освоения новых областей профессиональной деятельности работниками образования. Вероятно, появление программ «постоянного» повышения квалификации, формирования обменивающихся опытом устойчивых сетевых сообществ преподавателей.

Высокая динамика внедрения цифровых технологий в экономические и социальные процессы, деление людей на успешно осваивающих цифровые компетенции и ориентирующихся на консервативные практики.

Появление новых образовательных технологий и средств обучения, связанных с искусственной и дополненной реальностями.

Объективная тенденция к изменению профессиональных функций и уровня квалификации педагогов; традиционные институты повышения квалификации не будут успевать отвечать на запросы.

Усложнение технологической среды и материальной базы образования приведет к повышению потребности в расходах на образовательные программы. Качественное образование высоко востребованным в обществе, а качественное воспитание и социализация человека, перечень его «гибких навыков» – будут положены в основу личной конкурентоспособности.

Проблемы и болевые точки российского образования

Сформулированные ранее вызовы позволяют достаточно четко определить ряд объективных проблем, характеризующих стартовые возможности для развития системы образования в начале 2020 года, ее транзита в будущее, в 2035 год.

Недостаточный уровень использования новых возможностей применения результатов научно-технологического развития; имеющиеся ресурсы в системе не загружены на оптимальном уровне, используются малоэффективно.

Низкий уровень развития инфраструктуры цифрового образования у части образовательных организаций, т.н. «инфраструктурное» неравенство и ресурсный барьер.

Низкая практико-ориентированность образовательных программ, дефицит технологий, основанных на организации активной деятельности обучающихся, командной работы и способствующих решению нестандартных и практических задач.

Недостаточная роль и значимость дополнительного образования детей в целостном образовательном процессе, отсутствие должного уровня интеграции с основным образованием.

Несоответствие текущего уровня вариативности образовательных программ растущему запросу на расширение многообразия и персонификацию.

Недостаточная гибкость и адаптируемость программ профессионального образования к быстрым изменениям внешних условий.

Низкий воспитательный потенциал современного образования, слабое взаимодействие с другим институтами воспитания.

Недостаточный уровень профессиональной мотивации педагогических и руководящих кадров, в том числе к собственному развитию.

Не отвечающий современным вызовам уровень профессиональной подготовки педагогов, отставание стандартов их подготовки даже от современного состояния системы образования, не говоря о будущих перспективах.

Несоответствие исторически сложившейся системы оценки качества новым задачам развития образования, поставленным в том числе в новых стратегических документах.

Низкая эффективность бюджетного финансирования, механизмы избыточного контроля при невозможности выполнения в срок всех предусмотренных процедур, что приводит к не освоению даже ограниченного объема выделяемых средств.

Приоритетные направления развития

С учетом внешних и внутренних вызовов, текущих задач российского образования имеется возможность подготовить перечень запросов и направлений развития.

В процессе планирования и организации образовательной деятельности должно расти внимание к формированию у обучающихся российской гражданской идентичности, социальной ответственности, любви к своему краю и Отечеству; должно осуществляться преодоление деструктивных социальных практик и тенденций к инфантилизации.

В рамках образовательных стандартов и нормативных документов (и параллельно им) должны разрабатываться программы воспитания обучающихся при получении начального, основного и среднего общего образования, которые учитывают современные тенденции развития общества, а также способствуют вовлечению обучающихся в общественно полезную деятельность путем использования актуальных методик и форм работы.

Остается важным приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, преодоление сформированных недостатков «клипового» и «кликового» мышления. Взамен последних необходимо развитие критического и креативного мышления, функциональной грамотности, глобальных компетенций, связанных с персональной эффективностью в новом мире.

К основным запросам в развитии российского образования на среднесрочную перспективу (до 2024-2025 годов), развивающимся на фоне общемировых процессов в образовании, следует отнести:

-        Совершенствование системы отбора, подготовки, закрепления, аттестации, профессионального развития и карьеры педагогических и управленческих кадров, с учетом комплексного анализа дефицита кадров необходимой квалификации.

-        Развитие практики вовлечения в различные формы сопровождения, поддержки и наставничества молодых педагогов, а также обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования.

-        Развитие инклюзивного образования при одновременном сохранении и поддержке существующей сети отдельных классов/групп, отдельных образовательных организаций, а также совершенствование деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

-        Расширение практики организации образовательной деятельности на основе цифровых образовательных и информационно-сервисных платформ с возможностью формирования защищенных от несанкционированного доступа индивидуальных портфолио обучающихся.

-        Развитие цифровых технологий управления образованием и оценки качества образования.

-        Распространение практики включения в образовательную деятельность различных форм геймификации и виртуализации с обязательным прогнозированием и изучением последствий, разработкой механизмов щадящей нагрузки на обучающихся.

-        Ликвидацию обучения в общеобразовательных организациях в третью смену и сокращение обучения во вторую смену, в том числе, за счет вновь созданных мест в общеобразовательных организациях.

-        Расширение доступа к услугам психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителей (законных представителей) детей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

-        Расширением практики различных форм государственной поддержки социально ориентированных НКО, работающих в сфере образования.

-        Развитием практики вовлечения общественно-профессиональных объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательным организациями.

-        Расширением сетевых форм и возможностей взаимодействия, аккумуляции и концентрации ресурсов при реализации образовательных программ.

-        Развитием в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях необходимых условий для обеспечения профессионального самоопределения обучающихся.

-        Систематическое эволюционное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Тщательный анализ всех вызовов, проблемных направлений и объективных затруднений в работе системы образования должен привести к формированию комплексных ответов и стратегических ориентиров для развития на период 2030-2035 годов.

Возможные «ответы» российского образования на глобальные вызовы

Повсеместно в России будут внедрятся новые технологии управления в образовании, с учетом общей цифровизации сферы государственного управления. Управление образовательными системами должно осуществляться на основе «больших данных» и при помощи «машинного обучения», что позволит делать точные и объективные выводы по текущему состоянию всей системы образования и осуществлять адресный анализ ситуации вплоть до уровня отдельной образовательной организации, класса и даже каждого обучающегося с использованием защищенных и десубъективизированных данных «цифрового портфолио» обучающихся и преподавателей.

Каждый преподаватель, каждый классный руководитель и организатор в системе образования будут иметь свои электронные рабочие кабинеты, через которые они могут оперативно снабжаться изменениями в нормативной базе, материалами для развития профессиональных и личностных компетенций, эффективно коммуницировать друг с другом.

В будущем точность прогнозов существенно повысится, появится база для долгосрочного планирования деятельности на базе систем поддержки принятия решений и человеко-машинных экспертных систем. Повысится также эффективность и скорость принятия управленческих решений. С накоплением количественных данных за большие периоды времени (т.н. «длинные данные») в сочетании с другими «большими данными» из сферы экономики и государственного управления станет возможным моделировать развитие ситуации в сфере образования достаточно детально.

К 2030-ым годам нормативные документы и инструктивная база в сфере образования окончательно избавятся от неопределенностей, а образовательная деятельность и обеспечивающие ее процессы – от излишней зарегулированности; правовые нормы, инструкции, регламенты приобретут  четкий и стройный образ компьютерных программ и алгоритмов, написанных на «едином языке программирования»: с однозначной трактовкой, предсказуемым результатом и возможностью непосредственного исполнения.

Новые технологии в оценке качества образования видоизменят ЕГЭ, ОГЭ и другие традиционные процедуры.

Реальная сфера экономики, особенно в системе среднего профессионального образования будет требовать от обучающихся исполнения как существующих, так и перспективных технологических и управленческих процессов как в режиме «демонстрационного экзамена» или натурного эксперимента с получением результата, так и в режиме моделирования, имитации, приближенной к реальности. Образовательные программы будут конструироваться с ориентацией на конкретные процессы.

Роль таких классических учебных предметов (предметных областей), как математика, информатика, русский язык и другие частично сохранится – с тем условием, что оцениваться будут не предметные, а метапредметные компетенции, «гибкие навыки».

ОГЭ и ЕГЭ-подобные системы оценки трансформируются с учетом требований метапредметности. В качестве одного из вариантов эволюции ЕГЭ можно рассматривать единый «метапредметный» или «кросспредменый» экзамен по профилям (математический, естественно-научный, гуманитарный и т.п.) и дистанционный творческий экзамен (ДТЭ).

Задания первого больше всего будут напоминать банк оценочных средств PISA, еще более адаптированный к реальной экономике, жизни в новом цифровом обществе.

ДТЭ – позволит сдать экзамен в режиме «онлайн» по видеосвязи за тысячи километров от экзаменаторов. Будет использоваться индивидуальная или групповая форма выполнения учебно-практических заданий, когда участники экзамена заранее не будут знать кто (из какого города и из какой организации) их будет оценивать, потому что эксперты выбираются случайным образом из общего пула профессионалов с подтверждёнными критериями. Также заранее будут неизвестны и сами творческие задания, назначаемые индивидуально или каждой группе случайным образом.

Ключевые задачи для осуществления транзита российского образования в будущее

Для реализации и подготовки комплексного сценария перехода российского образования на новый уровень необходимо будет выполнить ряд базовых установок-действий, пройти критические точки, предполагающие:

Совершенствование материальных условий и обновление инфраструктуры образования:

-        обеспечение эффективного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс;

-        разработку, внедрение и применение новых образовательных технологий, форм и средств обучения;

-        сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий на основе снижения различий в доступе к качественному образованию всех уровней;

-        расширение возможностей для получения иностранными гражданами и соотечественниками, проживающими за рубежом, общего образования на русском языке в зарубежных странах;

-        расширение инфраструктуры социально ориентированной деятельности обучающихся и волонтерства;

-        развитие инфраструктуры дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования обучающихся;

-        расширение инфраструктуры, обеспечивающей формирование здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях и за их пределами;

Совершенствование содержания обучения и научно-методических условий:

-        создание условий непосредственного использования результатов научно-технологического развития в образовательном процессе;

-        обеспечение вариативности образовательных траекторий, обучающихся; в том числе при реализации сетевых программ с дистанционным обучением;

-        оптимизацию содержания и сроков освоения образовательных программ;

-        создание новой системы оценки качества образования, отвечающей задачам развития образования;

-        разработку инструментов и практик социализации в цифровом пространстве/цифровой среде;

-        обновление содержания общего образовании;

-        разработку содержания образовательных программ, обеспечивающих формирование компетенций, необходимых для постоянного самообразования;

-        расширение применения в образовательной практике технологий, включая цифровые, обеспечивающих развитие умений и компетенций самообразовани и внедрение средств обучения, необходимых для самостоятельной учебной деятельности;

Совершенствование кадровой работы и появление новых возможностей для преподавателей:

-        создание условий для привлечения, прогрессивного отбора и подготовки педагогических и руководящих кадров, соответствующих потребностям развивающегося образования;

-        расширение практики институционализации моральных норм - педагогической деятельности в образовательных организациях и повышение престижа профессии преподавателя;

-        развитие системы подготовки педагогических кадров к решению задач нравственного воспитания, защиты детей от школьного буллинга, повышения собственной стрессоустойчивости;

-        развитие системы подготовки педагогических и привлечения производственных кадров к процессам трудового воспитания и профессионального обучения;

-        подготовку педагогических кадров к решению задач формирования учебной самостоятельности обучающихся;

Формирование эффективной системы социализации, воспитания и приобщения к профессиональной трудовой и общественной жизни:

-        создание условий развития форм практико-ориентированного обучения и практической, социально-значимой деятельности обучающихся;

-        расширение охвата молодежи профессиональным обучением и образованием;

-        увеличение доли программ дополнительного образования в структуре образовательного процесса, повышение статуса и привлекательности программ дополнительного образования;

-        создание условий для формирования психологической атмосферы в образовательных организациях, отвечающей задачам развития нравственной личности, на основе взаимоуважения поколений;

-        создание среды гармоничного эстетического развития личности в условиях воздействия цифровых технологий;

-        создание условий для воспитания ответственности личности за сохранение здоровья и личную безопасность, формирование благоприятных условий окружающего пространства;

-        создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

-        адаптацию системы передачи духовно-нравственных ценностей в содержании образования современным тенденциям;

-        совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения трудового воспитания и методов преодоления инфантильности;

-        поддержку системы профессиональной навигации и обеспечения профессионального самоопределения обучающихся;

-        расширение инфраструктуры получения квалификаций и производственного опыта обучающимися;

-        совершенствование системы формирования и развития у обучающихся предпринимательских навыков и культуры, опыта работы в проектных группах;

Совершенствование сферы управления образованием, «обратной связи» и оценки качества:

-        совершенствование нормативно-правового обеспечения многоканального финансирования образования и развитие государственно-частного партнерства;

-        совершенствование оценки результативности трудового воспитания и обучения и её включение в систему оценки качества образования;

-        внедрение в системы оценки качества показателей, фиксирующих готовность обучающихся к самообразованию на всех уровнях образования;

-        опережающее развитие образовательных систем территорий с низким уровнем социально-экономического развития, обладающих собственным потенциалом экономического роста, а также территорий с низкой плотностью населения и прогнозируемым наращиванием экономического потенциала;

-        новые технологии управления в образовании (большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение, человеко-машинные экспертные аналитические системы);

-        принятие новых нормативных документов, разработанных по аналогии с компьютерными алгоритмами и модульных (постепенно обновляемых) образовательных стандартов;

-        разработка новых инструментов и технологий оценки качества образования, включая совершенствование процедур ОГЭ, ЕГЭ и им подобных.

Выводы и прогнозы

Российской образование не является закрытой и статической структурой, оно находится в непрерывном развитии и взаимодействии как с другими социальными системами Российской Федерации, так и посредством трансграничной трансляции знаний, навыков, технологий и методов деятельности, испытывает воздействие и в свою очередь оказывает влияние на образовательные системы иностранных государств. Таким образом, система образования с одной стороны – это опосредованное отражение всех глобальных политических и экономических и иных процессов, с другой – отражение этапов развития современного общества, его проблем, актуальных тематик и вопросов, в то же время основание для формирования общества будущего.

            Управление системой образования в России – это всегда определенный, уникальный, свойственный для каждого исторического периода баланс традиций и инноваций. Поиск оптимального сочетания которых – ключевая управленческая проблема как на уровне всей системы, так и отдельной образовательной организации.     Данный дуальный подход к развитию системы образования в Российской Федерации, был заложен в национальном проекте «Образование», который реализуется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 (с изменениями и дополнениями от 19 июля 2018 г.). Новые задачи для развития были поставлены в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 15 января 2020 года.

На современном уровне можно условно выделить два идеологических ориентира-рамки для развития российского образования, основанных на современных примерах.

Во-первых, так называемый «азиатский сценарий». Ориентиры – Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея. Этот путь предполагает количественную (время, объем информации) и качественную интенсификацию образования; рост учебной нагрузки на обучающихся, высокую детализацию и насыщенность образовательных стандартов требованиями ко всем составляющим образовательной деятельности и обеспечивающих процессов; рост административно-бюрократической компоненты и контрольно-надзорных функций с переводом большей их части в интернет, внедрением технологий «больших данных», элементов «искусственного интеллекта и «машинного обучения»; тотальный мониторинг и контроль; ориентация в обучении на «победителя», «олимпиадника», «100-бальника», сегрегация обучающихся, преподавателей и образовательных организаций по категориям успешности.

           Во-вторых, условный «финский сценарий». Ориентиры – Финляндия, Эстония, ряд стран Европы, в некоторой мере – Канада, Австралия. Этот путь так же предполагает увеличение информационной составляющей образования, активное использование интернет и компьютерных технологии. Ключевая черта – дебюрократизация управления, большая автономность образовательных организаций в принятии решений; «рамочные» образовательные стандарты с требованиями к процессу и результатам, а не к содержанию; индивидуальный подход к обучающимся, индивидуальные образовательные траектории, преодоление «образовательной неуспешности», вытягивание отстающих на общий средний уровень, акцент на всеобщее качественное образование для всех социальных слоев при некотором снижении учебной нагрузки. Сценарий предполагает выравнивание образовательных возможностей, для всех обучающихся: по уровню материально-технического обеспечения школ, по качеству подготовки преподавательского состава.

Необходимо отметить, что у российской системы образования, вне зависимости от выбранного далее ориентира, к 2030-ым годам есть все шансы улучшить свою позицию как в плане выполнения своей основной функции внутри страны, так и в плане международной конкуренции образовательных систем.

Эти изменения не будут одномоментными: показатели PISA показывает «отложенный результат» - эффективность действий, принятых на государственном уровне несколько лет тому назад. Поэтому, например, результаты PISA-2021 скорее всего для России останутся на уровне «программы-минимума», но к следующему циклу 2024 года есть шанс получить устойчивую позитивную динамику, выйти на «программу-максимум».

Следует понимать, что количественные сравнительные рейтинги имеют определенный недостаток – «законченность» под образовательные системы стран-учредителей. Поэтому России вместе с Китаем, Индией, Казахстаном и рядом других государств, вероятно, предстоит под эгидой БРИКС или иного наднационального органасоздать свою международную систему оценки качества образования. Причем акцент необходимо сделать не только на «решении задач» (на которые, в принципе, можно «натаскать» обучающихся, как это делается в азиатских странах – лидерах рейтинга PISA), но и на оценке:

-        результатов воспитания, усвоения социальных и культурных ценностей традиционных обществ;

-        объективной способности к активной социальной созидательной деятельности (волонтерство, наставничество, работа с НКО);

-        творческих компетенций обучающихся в инновационной экономике и обществе будущего.

По каким индикаторам и показателям мы можем отследить начало реализации того или иного сценария? Сможем отслеживать успехи в продвижении?

Помимо формального набора оценочных индикаторов и показателей, необходимо понимать, что ключевыми, не зависящими от времени и обстоятельств (инвариантными) элементами системы образования являются: «личность преподавателя» и «мотивация обучающегося».

Все, что способствует развитию личности преподавателя, его профессиональному и личностному росту, повышению статуса, престижа – является благом для системы образования. Все то, что способствует повышению мотивации обучающегося, расширению его интереса, кругозора, рвения, желания обучаться также является позитивным элементом для системы образования.  

«Российское образование-2035» – это прежде всего престижная профессия преподавателя, являющегося ориентиром, примером для подражания со стороны обучающихся; высокий уровень личностных и профессиональных качеств педагога, эмоциональный интеллект, стратегическое мышление, лидерство, а с другой стороны – устойчивая мотивация к обучению, саморазвитию, познавательный интерес, способность ставить цели и решать, как учебные, так и практические задачи у обучающихся.

 

Автор — Антон Дождиков, аналитик Центра образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить