Углеродные игрища. Кому это выгодно?

Углеродные игрища. Кому это выгодно? - фото 1Европейская комиссия на своем официальном сайте 14 июля 2021 г. опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования, который разрабатывался ею больше года. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков «углеродных утечек». Иными словами – борьба с переносом промышленного производства с территории ЕС в другие страны.

Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме 7,6 млрд долл. США.

 

Идею введения «углеродного налога» и того, что за этим стоит, комментируют ученые и специалисты.

"Когда европейские компании платят за выбросы и их снижают, они помогают и климату в России. Получается, что мы безбилетники. Отсюда и возникла идея уравнять условия, сделать так, чтобы поставщикам в Европе, которые платят за выбросы, было бы комфортно, что их не подсидят ребята снаружи, которые не платят за выбросы. Вот и вся логика" - Михаил Юлкин.

Типичный образчик европейского лоббизма в России.

Когда Тесла строит фабрику в Германии, она заботиться о доходах и экономике Германии, а не России.

Аналогично и с пограничным углеродным налогом.

Юлкин врет об сроках введения углеродного налоге в ЕС.

Этот налог ввели в ЕС ввели с 2013 г. для крупных компаний. А в Швеции он введен ещё в 2001г. Именно наличие этого налога подрывает конкурентоспособность европейской продукции на мировых рынках.

В.Потапов

«Надеемся, что представители ЕС сдержат данные нам ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений. Рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии», - прокомментировал новость министр экономического развития России Максим Решетников. «Почти полтора года, пока проект разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух Соглашения ВТО будут полностью соблюдены. Сегодня уверенности в этом нет».

Взаимосвязь между предлагаемым Евросоюзом механизмом и борьбой с изменениями климата, по мнению главы Минэкономразвития, также неочевидна. Парижское соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата.

«Глобальную проблему можно решить только с помощью скоординированных действий всех стран. Тем более, что Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли».

"Предложенный Еврокомиссией вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС. Подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату.

Самое опасное, что опубликованный Регламент не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции. Наиболее важные решения отнесены на уровень подзаконных актов. В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента трансграничного углеродного регулирования без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира.

Обсуждение подобной инициативы должно происходить с вовлечением всех заинтересованных сторон и признанием всех связанных с инициативой рисков", - отметил Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

"Выбираемый ЕС метод дополнительного налогообложения импорта в рамках ТУР совсем не нов. Он давно использовался ЕС для защиты от конкурентов, прежде всего России и Китая, только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах. В этих целях экономику страны (или какой-либо ее сектор) объявляли нерыночной, что позволяло Комиссии ЕС вводить дополнительные антидемпинговые пошлины. 

После серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция ТУР, в центре которой все те же отрасли – металлургия и удобрения. Ее цель – заставить предприятия конкурентов тратить на борьбу с углеродным следом так же и столько же, как и сколько тратят в ЕС, успехи страны-экспортера в декарбонизации, результаты этой работы во внимание судя по всему не принимаются. В таком подходе очень много рисков – и для торговли, и для действующих и будущих многосторонних соглашений по климату", - указал заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ, экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.

"Важно, что опубликованный проект регламента предполагает возможность корректировки углеродных платежей на основе реального уровня эмиссии иностранных поставщиков. Тем не менее, пока он не позволяет оценить все риски, связанные с введением пограничного углеродного сбора, так как методика расчета и перечень учитываемых производственных процессов не определены.

Группа НЛМК последовательно занимается снижением углеродоемкости производства и соответствует уровню лучших европейских производителей по данному показателю. В этой связи мы рассчитываем на справедливый подход при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии производителей, а не усредненных или теоретических показателей", - заявил директор Департамента экологии и климата «Группы НЛМК» Никита Воробьев.

https://economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_rasschityvaem_na_soderzhatelnyy_dialog_s_evrokomissiey_po_turu.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме с начала 2023 года, при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 года.

Механизм углеродного налога затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд в год, заявил министр экономического развития Максим Решетников (его слова РБК передал представитель). Он выразил сомнение, что Еврокомиссия при разработке экологического плана придерживалась соглашения ВТО, а также отметил, что взаимосвязь между предлагаемым механизмом и борьбой с изменениями климата неочевидна. Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли, добавил министр.

План Еврокомиссии также предполагает переход на полностью «чистые», избавленные от выбросов углекислого газа (CO₂) автомобили. К 2025 году планируется сократить производимые ими выбросы на 15%, к 2030 году — на 55% (прежний ориентир — на 37%). К 2035 году автомобили в Европе вообще должны перестать иметь вредные выбросы. Это фактически будет означать запрет на продажу новых машин с с двигателями внутреннего сгорания — дизельными и бензиновыми.

При этом предлагается развивать инфраструктуру обслуживания электромобилей, в частности сети зарядных станций. В течение ближайших десяти лет за счет государственных и частных инвестиций планируется вложить в этот сегмент около €50 млрд.

https://www.rbc.ru/business/14/07/2021/60eee84c9a7947437acf4b2a?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Государственная Дума в седьмом созыве с нуля создавала климатическое законодательство. Одним из наиболее важных законов в рамках запланированного Еврокомиссией запуска системы экологических таможенных сборов стал принятый 1 июня правительственный законопроект об ограничении объемов выбросов парниковых газов.

Первый шаг к безуглеродным рельсам

Так называемый трансграничный компенсационный механизм будет запущен в рамках перевода экономики Европейского союза на безуглеродные рельсы к 2050 году.

С 2026 года иностранные импортеры должны будут приобретать экологические сертификаты. Их стоимость будет зависеть от объема углеродных выбросов при производстве продукции, уточняет ТАСС.

«Если производитель сможет подтвердить, что он уже уплатил [национальный] углеродный сбор при производстве этих товаров, объем этого сбора вычитается из тарифа, который ЕС выставит импортеру»,

цитирует агентство еврокомиссара по вопросам экономики Паоло Джентилони.

С 2023 года начнет действовать переходный период, когда углеродное регулирование  будет применяться только к производителям алюминия, железа, стали, удобрений, цемента и электричества. Они будут информировать Еврокомиссию об уровне выбросов их производств без оплаты счетов.

Кому многомиллиардные доходы, кому — риски

К 2030 году ЕК рассчитывает получать от системы около 10 миллиардов евро в год. Этими средствами планируется пополнять бюджет Евросоюза и финансировать переход государств организации к «зеленой экономике».

Тем временем возможные потери отечественных предпринимателей оцениваются на уровне 5 млрд долларов ежегодно.

Это связано с тем, что европейский рынок является для России основным экспортным рынком, заявлял ранее председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия» Владимир Бурматов.

Не найдут углеродный след — так придумают

Углеродный след в отечественной продукции — один из самых низких в мире, на уровне США и Германии.

По сокращению объемов выбросов парниковых газов Россия является одним из лидеров. Если в Европе ставят задачу сократить парниковые газы до 55%, то наша страна уже сократила их до 70%.

«За счет изменения структуры экономики мы очень серьезно вперед вырвались. Мы сегодня одни из немногих экологических доноров нашего земного шара. У нас одна из самых чистых структур энергетики, генерации электроэнергии, самого компактного небольшого углеродного следа в продукции»,

объяснил парламентарий.

Поэтому он уверен, что Евросоюз начнет дискриминировать российских производителей, более конкурентоспособных, в угоду национальным производителям своих стран.

Первый шаг к безуглеродным рельсам

Так называемый трансграничный компенсационный механизм будет запущен в рамках перевода экономики Европейского союза на безуглеродные рельсы к 2050 году.

С 2026 года иностранные импортеры должны будут приобретать экологические сертификаты. Их стоимость будет зависеть от объема углеродных выбросов при производстве продукции, уточняет ТАСС.

«Если производитель сможет подтвердить, что он уже уплатил [национальный] углеродный сбор при производстве этих товаров, объем этого сбора вычитается из тарифа, который ЕС выставит импортеру»,

цитирует агентство еврокомиссара по вопросам экономики Паоло Джентилони.

С 2023 года начнет действовать переходный период, когда углеродное регулирование  будет применяться только к производителям алюминия, железа, стали, удобрений, цемента и электричества. Они будут информировать Еврокомиссию об уровне выбросов их производств без оплаты счетов.

Кому многомиллиардные доходы, кому — риски

К 2030 году ЕК рассчитывает получать от системы около 10 миллиардов евро в год. Этими средствами планируется пополнять бюджет Евросоюза и финансировать переход государств организации к «зеленой экономике».

Тем временем возможные потери отечественных предпринимателей оцениваются на уровне 5 млрд долларов ежегодно.

Это связано с тем, что европейский рынок является для России основным экспортным рынком, заявлял ранее председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, член фракции «Единая Россия» Владимир Бурматов.

Не найдут углеродный след — так придумают

Углеродный след в отечественной продукции — один из самых низких в мире, на уровне США и Германии.

По сокращению объемов выбросов парниковых газов Россия является одним из лидеров. Если в Европе ставят задачу сократить парниковые газы до 55%, то наша страна уже сократила их до 70%.

«За счет изменения структуры экономики мы очень серьезно вперед вырвались. Мы сегодня одни из немногих экологических доноров нашего земного шара. У нас одна из самых чистых структур энергетики, генерации электроэнергии, самого компактного небольшого углеродного следа в продукции»,

объяснил парламентарий.

Поэтому он уверен, что Евросоюз начнет дискриминировать российских производителей, более конкурентоспособных, в угоду национальным производителям своих стран.

«Сейчас начнут придумывать, что эти отрасли у вас слишком грязные, вот здесь у вас углеродный след слишком большой, вот эту генерации энергии мы чистой не считаем — придумают чего-нибудь. Для того чтобы этот углеродный след найти и всевозможным образом его нарастить в своих фантазиях и оценках»,

полагает депутат.

Поэтому все результаты, достигнутые национальными производителями благодаря переходу на лучшие из доступных на сегодняшний день технологий, в том числе за счет перестройки производства, Россия будет защищать на международной арене.

Что противопоставить взамен?

В России долгие годы не существовало законодательства, которое регулировало бы выбросы парниковых газов — сегодня такое законодательство сформировано. И оно является одним из самых передовых в мире на сегодняшний день, констатировал Владимир Бурматов.

Скачать видео

Самое главное, что оно создает возможности не только для того, чтобы Россия участвовала в международных климатических проектах и исполняла обязательства, взятые в рамках Парижского соглашения, но и для ответа на недружественные действия со стороны Евросоюза и его дискриминационные меры в отношении наших экспортеров.

Глава думского комитета убежден, что закон о сокращении парниковых газов действительно позволит защитить отечественных производителей.

В частности, он устанавливает понятийный аппарат, меры по ограничению выбросов парниковых газов — в том числе госучет выбросов, установление целевого показателя их сокращения, критериев отнесения проектов к климатическим и порядка верификации результатов их реализации.

Он даст возможность производителям реализовывать климатические проекты и заниматься лесовосстановлением, а не платить пошлины на границе. 

Вместе с тем, в оборот планируется ввести «углеродные единицы», которые можно будет предъявлять при экспорте продукции. Создается возможность учета объемов выбросов парниковых газов и законодательные основы для ее внедрения.

«Мы сможем предъявлять на границе и говорить: здесь — у нас производитель на столько-то тонн сократил объемы выбросов парникового газа, вот — углеродные единицы, которые он может предъявить при перемещении товаров через границу. Другой производитель активно занимается лесовосстановлением, значит, увеличивает поглощающую способность лесов, вот — углеродные единицы, которые мы тоже можем предъявить, которые должны быть зачтены»,

объяснил парламентарий.

Важно защитить и поглощающую способность лесов, которую тоже постоянно ставят под сомнение: якобы российские леса поглощают углекислый газ в несколько раз меньше, чем в других странах. Но как дерево одной породы, произрастающее на одной широте, у них может поглощать в два раза больше, чем у нас, возражает депутат.

Продолжение следует

С принятием основного закона об ограничении выбросов парниковых газов основная работа впереди. В том числе предстоит провести эксперимент по углеродной нейтральности в Сахалинской области.

«Россия будет первой из стран, которая этот эксперимент проведет. Потому что другие государства заверяют к 2060-му году достижение углеродной нейтральности»,

сказал Владимир Бурматов.

Он добавил, что к эксперименту могут присоединиться и другие регионы. 

Кроме того, Комитет по экологии и охране окружающей среды взял на парламентский контроль подготовку всех подзаконных актов к закону об ограничении выбросов парниковых газов.

Вместе с представителями РСПП и учеными-экологами депутаты будут следить за принятием подзаконных актов, которые сегодня готовит правительство. По словам Владимира Бурматова, уже состоялись слушания, где разбирались первые подзаконные акты к закону о сокращении выбросов парниковых газов.  

https://dumatv.ru/news/uglerodnie-igri

Татьяна Колесникова

(Обзор по материалам СМИ)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить