Вопросы повышения транспортной доступности в Якутии глава республики Айсен Николаев обсудил с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым. Модернизация и ремонты региональных аэропортов, которые нуждаются в реконструкции, будут продолжаться столь же интенсивно, что и в последние 5 лет
О значении авиаперевозок для экономики и демографии республики Ленский клуб побеседовал с научным руководителем Института региональных проблем, доцентом Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрием Журавлевым.
За последние пять лет в Якутии обновление затронуло почти половину аэропортов. Всего в республике действует свыше 30 воздушная гавань, имеющих статус региональных. Многие из них были построены после Великой Отечественной войны и с тех пор не обновлялись. А взлетные полосы некоторых вовсе были грунтовыми. Благодаря президентскому нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» уже 10 объектов получили новые терминалы, усовершенствованное покрытие ВПП, современное оборудование, благодаря чему качество и безопасность полетов существенно выросли. Два объекта планируется сдать до декабря, еще столько же – в следующем году.
«В Якутии во многих отдаленных территориях другой надежной связи просто нет, – объясняет значимость авиасообщения для республики Дмитрий Журавлев. – Наземные пути при таких расстояниях и климате имеют сезонный характер, возможности железной дороги ограничены, водные артерии, естественно, существуют только летом. Поэтому самолет стал основным средством передвижения, и, следственно, – организации экономики. Правительство Якутии поставило цель обеспечить транспортную доступность таких территорий и последовательно работает над этой задачей: больше, чем в Республике Саха аэродромной инфраструктуры в последние годы не строится ни в одном другом регионе России».
Ежегодно воздушным транспортом в Якутии пользуется миллион человек. В расчете на общую численность населения можно сказать, что каждый житель региона – от мала до велика – пользовался самолетом раз в году. Для 90% населенных пунктов это единственная возможность транспортного сообщения, поэтому власти республики уделяют повышенное внимание гражданской авиации. На встрече с главой Федерального агентства воздушного транспорта Айсен Николаев рассказал о предложении правительства Якутии включить в новый национальный проект – «Эффективная транспортная система» и федеральную программу капитальных ремонтов аэродромов – семь аэропортов.
«Насколько я понимаю, речь идет и о строительстве новых объектов, и о модернизации существующих. Это говорит об эффективном использовании бюджетных ресурсов при наличии фактора их ограниченности. Уже сам факт того, что на федеральном уровне рассматривается модернизация столь значительного количества региональных объектов – показатель особого внимания руководства страны к республике», – отмечает эксперт.
Для аэродрома Зырянка, который регулярно подтопляется во время весенних паводков, проектом предложен перенос объекта в другое место. Глава Росавиации согласился пересмотреть сроки проведения работ с сезона 2028-2029, как предусмотрено «черновиком» нацпроекта, на 2025-2026 гг. В Усть-Куйге, где строится атомная станция малой мощности для освоения месторождений, планируется расширение пропускной способности. В список на модернизацию также вошли Тикси, Маган, Нюрба, Ленск и вторая очередь Полярного. Половина этих объектов находится в арктической зоне, либо непосредственно примыкает к ней. Обновление аэропортов, подчеркивает научный руководитель Института региональных проблем, повлияет как на демографическую динамику в ближайших населенных пунктов, так и на развитие логистики вдоль Северного морского пути.
«С повышением транспортной доступности отток из северных регионов будет еще меньше, потому что покидают территории чаще всего тогда, когда понимают, что в следующий раз такая возможность может не представиться. Способствовать развитию агломераций будет в том числе навигация по Северному морскому пути. Аэропорты, рядом с которыми он проходит – Тикси, Усть-Куйги, резко повысят свою эффективность, потому что можно будет возить не от «края до края», условно, от Мурманска до Владивостока, но и забирать и выдавать нужные материальные ресурсы в самих этих северных поселках и опорных пунктах СМП. Это очень удобно: сначала придет «караван», а после самолеты разнесут это по местным территориям», – заключает политолог.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON