О пищевой соде и экологическом аудите предприятий

О пищевой соде и экологическом аудите предприятий - фото 1Реплика от корреспондента «ЭкоГрад» Александра Веселова


На сайте Башкирской содовой компании прочитал вот такую новость: «Башкирская содовая компания первая в стране вышла на систему сертификации без участия иностранных аудиторов. Переход БСК на национальную систему связан с необходимостью обеспечить отлаженную и бесперебойную работу, а также избежать неоправданных рисков из-за возможного беспричинного прекращения действия зарубежных сертификатов. Подобные перемены связаны с внешнеполитической ситуацией и способствуют укреплению позиций компании на национальном уровне. Сертификация систем менеджмента добровольная. Она не только открывает новые возможности для развития АО «БСК», но и повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия».

И вот что я думаю по этому поводу…


Экоаудит проводится по международному стандарту ИСО 14001:2015* «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 14001:2015 "Environmental management systems - Requirements with guidance for use", IDT) и является добровольным. Но платит за его проведение аудиторской компании само предприятие, поэтому объективность аудиторских заключений отнюдь не 100%.
Выполнение предложений аудиторов является необязательным. Международный экоаудит важен российским крупным компаниям в случае поставок их продукции на международный рынок и несоблюдение требований стандарта чревато потерей репутации бренда и в редких случаях отказами от пролонгации договоров на поставку.


Однако в современных геополитических условиях, учитывая имеющее место противостояние Запада и России, допуск международных аудиторов (а это прежде всего американские и европейские аудиторские фирмы – авт.) на такое крупное СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНОЕ предприятие России как БСК вряд ли возможен, а передача предприятием экологической и технологической информации для камерального аудита зарубежным компаниям чревата ответственностью для руководства. Переход БСК на российский ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 9000 и привлечение наших доморощенных коммерческих экоаудиторов (нужно еще посмотреть на их реальную квалификацию – авт.) следует считать в большей степени данью общественному мнению, в какой-то степени «отмыванием» средств предприятия по видом формальных природоохранных затрат на оплату никому не нужного экоаудита.
Для российских потребителей продукции БСК сертификация по данному стандарту не имеет значения, да и конкуренции на рынке соды в стране можно сказать нет, но может использоваться для рекламы предприятия.

 

В России поэтому и не вводят обязательную сертификацию, так как в условиях расширяющейся коррупции в природоохранной сфере таким «проверкам за деньги» не верят даже сами чиновники. Нужно усиливать федеральный экологический надзор и нарабатывать практику правоохранительных органов по привлечению к ответственности как менеджеров предприятий, так и должностных лиц природоохранных органов за бездействие, халатность, злоупотребления и взяточничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды...

 

В ноябре прошлого года Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора проводило проверку БСК и , что весьма симптоматично, не установило нарушений природоохранного законодательства, хотя «белые моря» предприятия не сократились по площади, фактический сброс не уменьшился, а жители Стерлитамака задыхались от выбросов.
Рекомендую БСК провести день «открытых дверей» для экологической общественности республики и показать свое природоохранное оборудование и его работу. Это будет эффективнее, чем тратить большие деньги на экоаудиторов.

 

Александр Веселов


PS. Для сведения. А. К. Веселов обучался экологическому аудиту в Москве и в зарубежных аудиторских фирмах, начал заниматься экологическим аудитом еще в СССР и в 1993 году зарегистрировал первое в России экологическое аудиторское предприятие «Экосервис», опубликовал ряд статей по Экологическому Аудиту в федеральной прессе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить