Представители правительства, бизнеса и экспертного сообщества на сессии «Новый государственный финансовый СМАРТ-контроль» обсудили техническое применение, методологию и приоритеты для использования СМАРТ-системы, обеспечивающей предотвращение нарушений бюджетного законодательства.
«Нашему проекту СМАРТ-контроль в этом году исполняется год. Представленные результаты первого года позволяют сделать вывод, что пора на основе сформированной методологии переходить к практическим решениям и единым рекомендациям», — подчеркнул заместитель Министра финансов России Алексей Лавров.
В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Федерального казначейства Эли Исаев, директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации Сергей Романов, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы Юлия Урожаева, заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации Валентин Летуновский, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Наталья Трунова.
Участники дискуссии отметили, что, обладая большим объемом цифровой информации, с одной стороны — важно снизить нагрузку и облегчить работу существующим органам контроля, а с другой — сформировать унифицированные принципы и правила работы налоговой системы.
«На мой взгляд, появление новой СМАРТ – концепции финансового контроля обусловлено целым рядом сложившихся сегодня в бюджетном процессе вызовов – технологических и методологических», - отметил директор Департамента Минфина России Сергей Романов, отвечая на вопрос о причинах создания новой системы.
«Так, например, важным вызовом является необходимость оптимизации административной нагрузки на участников контрольной среды, поскольку необходимость полного охвата контролируемых бюджетных ресурсов, при ежегодном росте их объема, и неизменном количестве контролеров и их подопечных, объективно влечет к увеличению нагрузки на всех участников процесса», — отметил он.
«Для создания новой системы важно обеспечить существенную централизацию и унификацию имеющихся ресурсов финансовой информации», — подчеркнул Сергей Романов.
«В основе развития новой контрольной методологии должен лежать принцип: от минимизации последствий нарушения к минимизации возможности его совершения», — добавил он.
В свою очередь, заместитель руководителя Федерального казначейства Эли Исаев выразил уверенность, что практически любая деятельность хозяйствующего субъекта сопровождается «цифровым» следом – фиксацией фактов совершенных финансовых операций. «Это в свою очередь создаёт и новые возможности для перехода к новой парадигме контроля на основе данных информационной среды – «цифровых двойников» участников бюджетного процесса. В режиме «онлайн» необходимо анализировать факты финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая непрерывный дистанционный и невидимый процесс контроля», — добавил он.
«Мы понимаем СМАРТ-контроль как набор аналитических инструментов, которые позволяют делать нам три вещи: прогнозировать риски на основании больших данных, встраивать контрольные точки в бизнес-процессы и постоянно повышать их эффективность», — отметила заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы Юлия Урожаева.
По ее словам, на уровне социальных проектов система СМАРТ-контроля показывает отличные результаты. «У нас до 80% нарушений снимается на этапе предварительного контроля. Количество выявленных нарушений выросло в десять раз», — сказала она.
В рамках панельной сессии также состоялось награждение лучших профессионалов и практик в области финансов — победителей конкурсов и рейтингов, ежегодно организуемых при поддержке Минфина России. Награды были вручены в номинациях «За эффективную организацию внутреннего государственного финансового контроля в регионе», «За вклад в развитие системы правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля в Российской Федерации», «Молодые профессионалы».
Справка:
Московский финансовый форум — уникальная площадка для профессиональной дискуссии, где обсуждаются вопросы экономической политики, долгосрочной устойчивости финансовой системы страны и сфер регулирования финансово-экономического блока Правительства России. Впервые Московский финансовый форум прошел в столице 23 сентября 2016 года и заложил ежегодную традицию встреч финансистов в сентябре для обсуждения наиболее актуальных проблем и выработки эффективных решений, затрагивающих финансовый базис экономики России.
Организаторами Форума выступают Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Москвы.
Генеральные спонсоры МФФ-2022 - ПАО Банк ВТБ и ПАО «Сбербанк». Главными спонсорами выступают АО «Газпромбанк», АО «Российский сельскохозяйственный банк», ПАО «РОСБАНК».
Официальными спонсорами являются АК «АЛРОСА» (ПАО), ПАО «Промсвязьбанк», ПАО "Московский кредитный банк" и ПАО "Совкомбанк". Официальный партнер - Платежная система «Мир».
Генеральными информационными партнерами выступают ТАСС, «Россия-24». Генеральное информагентство форума — «РИА Новости», генеральный мультимедийный партнер — «МИЦ Известия», генеральный радиопартнер — «Радио Спутник». Официальными инфопартнерами являются ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», Москва24, «Прайм», «Сноб», радио «Коммерсантъ ФМ».
Информационными партнерами являются «Российская газета», Russia Today, «Банки.ру», «Ведомости», Ruptly, журнал «Компания» и журнал «Бюджет».
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON