Иван Советников: в Архангельской, Вологодской областях, где традиционно высокие показатели по лесозаготовке, особой проблематики с лесными пожарами не возникает...

Иван Советников: в Архангельской, Вологодской областях, где традиционно высокие показатели по лесозаготовке, особой проблематики с лесными пожарами не возникает... - фото 1Интервью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Ивана Советникова Московскому экологическому журналу «ЭкоГрад»

1. На наш взгляд, самая актуальная проблема российского лесного хозяйства ― лесные пожары. Какой Вы прогнозируете ситуацию в этом году, с учётом увеличения площади распространения огня и возможного использования техники для военных операций?

 

- Для начала нужно подчеркнуть, что на сегодняшний день порядка 90% лесных пожаров тушатся в первый же день. По состоянию на 17 мая всего c начала сезона в России возникло 4,8 тысяч лесных пожаров (3,8 тыс. за аналогичный период 2021 г.) на 446,9 тыс. га. В настоящий момент площадь лесных пожаров ниже на 11,3% на фоне роста возгораний в 1,3 раза в сравнении за аналогичный период прошлого года.

 

В 2022 году на предупреждение и ликвидацию лесных пожаров Правительство РФ увеличило финансирование до 14,2 млрд рублей. Это на 8,2 млрд рублей больше по сравнению с 2021 годом. 4,7 млрд рублей направлены на авиапатрулирование. Благодаря этому количество часов лесоавиационных работ в 2022 году увеличено на 66% до 52 тысяч часов. Порядка 3,2 млрд рублей выделено непосредственно на тушение лесных пожаров. 1,4 млрд рублей - на увеличение численности парашютно-десантной службы. Их состав вырастет на 1,4 тысячи сотрудников. Дополнительно будет запущено 2,5 тысячи маршрутов наземного патрулирования лесов, их протяженность вырастет на 218,5 тысяч км до 1,3 млн км.

 

То есть, деньги идут не только на непосредственно тушение лесных пожаров, очень большие суммы направлены на мониторинг, оперативное обнаружение огня в лесах. Ведь, чем быстрее будет обнаружено возгорание, тем меньшими силами его можно потушить, меньше шансов у огня пойти дальше.

 

2. Традиционные огнеборцы — МЧС и волонтёры — в текущем году могут серьёзно потерять в численности (из-за военных операций и возможных ограничений). Существуют ли контрмеры Вашего ведомства для этой проблемы?

 

- Согласно Лесному кодексу, полномочия по охране лесного фонда от пожаров переданы регионам, в случае ухудшения лесопожарной обстановки в субъекте, на помощь им направляются силы федерального резерва – Авиалесоохраны и региональные лесопожарные формирования из негоримых субъектов России. Поэтому к лесным пожарам коллеги из МЧС имеет опосредованное отношение.

 

Что касается штата лесных пожарных, то в этом году их численность увеличена до 27 тысяч человек по всей стране. Это сотрудники ПДПС и региональные лесные пожарные. В 2021 году их численность составляла 24 тысячи человек. Понятно, борьба с лесными пожарами – очень нелегкий и опасный труд. И наша обязанность – создать условия для их поддержки. Например, недавно было подписано новое отраслевое Соглашение с Рослеспрофсоюзом, в нем теперь установлены нормы предоставления дополнительных отпусков работникам авиационной охраны лесов.

 

3. Крупнейшие очаги пожаров в тайге в последние годы совпадают с зонами, где активно рубят лес. Так ли это и существует ли, на Ваш взгляд, выход из этого порочного круга?

 

Всё вышеперечисленное не соответствует действительности и, к сожалению, является очень живучим мифом.

 

Во-первых, стихийные бедствия, произошедшие на лесном участке, не влияют на стоимость его аренды. В 2020 году постановлением Правительства отменены понижающие коэффициенты к ставкам платы за лесные насаждения, поврежденные вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий.

 

Во-вторых, затраты на заготовку погорелого леса с учетом логистики экономически не выгодны. Лесозаготовители прежде всего заинтересованы в рубке здорового леса с последующей его реализацией не только по более высокой цене, чем цена леса, поврежденного пожаром, но и для производства продукции с большей добавленной стоимостью.

 

И конечно, со статистикой прошлых лет сложно поспорить, самый горимый субъект прошлого года – Якутия, далеко не в лидерах лесозаготовки.

 

В тоже время 

 

4. Как Вы считаете, есть ли необходимость раннего открытия пожароопасного сезона, и какие преимущества это может дать?

 

Мы перешли практически в круглогодичный пожароопасный сезон. Последние пожары ликвидируется в декабря, а первые – уже в январе.

 

Сегодня в стране используется трехуровневая система мониторинга пожарной опасности в лесах: наземное и авиационное патрулирование, космический мониторинг. Данные космомониторинга анализируются в режиме реального времени, они включают в себя сведения по термтоточкам - термическим аномалиям на всех категориях земель. Это и возможные возгорания в населенных пунктах, полях, лугах, лесном массиве и.т.д. Например, в случае возникновения термоточки на территории земель лесного фонда, такая термоточка проверяется сотрудниками лесного ведомства, которые принимают соответствующие меры реагирования.

 

5. В прошлом году экологическое руководство Республики Саха (Якутия) в лице министра Сахамина Афанасьева объявило о согласованной с Президентом РФ Владимиром Путиным инициативе — создании Лесопожарного центра Республики, специализирующегося на борьбе с лесными пожарами, имеющего свой воздушный флот и вездеходную технику. Принимает ли Рослесхоз участие в этом проекте? И каково Ваше принципиальное отношение к подобным инициативам, например, о ведомственном оформлении лесопожарного воздушного флота?

 

В 2020 году по поручению Президента и Правительства России в г. Красноярске был создан филиал ФБУ «Авиалесоохраны» - лесопожарный центр «Север». Его основная задача - тушение лесных пожаров на особо охраняемых природных территориях, входящих в состав Байкальской природной территории (обслуживаемая площадь составит 3,2 млн га), и в труднодоступных и удаленных территориях Сибири и Дальнего Востока.

 

Кроме того, в рамках межрегионального маневрирования на территорию ДФО могут быть оперативно переброшены сотрудники ПДПС Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов в количестве более 1200 человек.

 

С учетом прошлых лет, финансирование региона на лесопожарную деятельность увеличено в 5,6 раза, до 1,6 млрд рублей, что позволило создать три новых авиационных отделения в наиболее горимых районах, сократить зоны контроля лесных пожаров на 12,9 млн га, увеличить численность наземной лесопожарной службы и ПДПС с 193 до 564 человек и с 361 до 555 человек соответственно, а также увеличить количество летных часов на авиационное патрулирование с 1220 до 5042 часов.

 

6. Какие Вы видите проблемы и лакуны в законодательстве, касающегося лесного хозяйства России? Считаете ли Вы, что перераспределение лесных полномочий от субъектов Федерации к федеральному центру — необходимость? Как Вы видите в этом контексте проблему т. н. «губернаторского саботажа» при тушении лесных пожаров, когда публично утверждалось, что тушить лесные пожары невыгодно?

 

- Рослесхоз уже подготовил и направил в Правительство предложения по установлению критериев оценки эффективности работы субъектов по предупреждению и борьбе с лесными пожарами. Мы полностью поддерживаем решение Президента России Владимира Путина об установке целевого показателя, которым можно будет оценивать эффективность работы и конкретный результат глав субъектов в области сокращения площадей лесных пожаров.

 

7. Одно из Ваших значимых достижений в ведомстве — это процесс цифровизации, в частности, учёта древесины. Видите ли, Вы какие-то проблемы на этом пути?

 

Курс на цифровизацию и обеление отрасли был взят давно, проделана большая работа и поправки, вступившие в силу с начала года, это следующий закономерный шаг в этом направлении.

 

Сегодня разработан поэтапный план внедрения Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК). Она позволит объединить в единый информационный ресурс достоверные и систематизированные сведения о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о древесине и сделках с ней. Кроме того, система должна стать главным инструментом реализации эффективной госполитики в лесном хозяйстве, формировать сведения о состоянии и перспективах развития лесного комплекса страны

 

До конца этого конца планируется спроектировать различные подсистемы ФГИС ЛК, затем в нее будут бесшовно включены уже действующие системы, в частности, ЛесЕГАИС. Кроме того, ФГИС ЛК будет связана и с Единым государственным реестром недвижимости. Внедрение ФГИС ЛК в полную эксплуатацию запланировано на 1 января 2025 года.

 

8. Проблема поглощающей способности российских лесов и «углеродного следа» стала одной из самых дискутируемых после Парижского климатического соглашения 2015 года. Нынешняя «эпоха санкций» во многом переакцентировала эту тему, и как Вы сейчас воспринимаете эту былую полемику?

 

Мы продолжаем работу по снижению углеродного следа. Недавно Рослесхоз и компания СИБУР заключили соглашение о сотрудничестве по реализации климатических проектов в области лесных отношений. В частности, соглашением предусмотрено привлечение подведомственных Рослесхозу организаций и предприятий СИБУРа в регионах присутствия к реализации совместных мероприятий по сохранению и воспроизводству лесов в целях снижения климатического воздействия, обмен экспертизой.

 

Сегодня поглощающая способность российских лесов составляет порядка 600 млн т CO2 в год. При массовом запуске таких проектов, она может быть увеличена на треть.

 

Для этого мы подготовили законопроект, определяющий порядок реализации лесоклиматических проектов. В настоящий момент он проходит межведомственное согласование. Также наращиванию поглощения углекислого газа сегодня способствует реализация федерального проекта «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология», цель которого обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году. В 2021 году работы проведены на площади 1,2 млн га.

 

Вопросы задавали Антон Хлынов и Владимир Хлудов 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить